Полный текст статьи
Печать

Тайные общества – организации, которые создаются для удовлетворения потребностей некоторых слоев общества, носят, как правило, закрытый характер и требуют от своих участников выполнения определенных действий, связанных с обеспечением секретности их деятельности. Изучение хуэйданов давно стало составной частью науки синология. Это можно объяснить рядом факторов. Китайские ученые рассматривают такие общества в качестве институтов, которые оказывают влияние на политическую, социальную и духовную жизнь цивилизации Китая. Организации, которые опираются на традиции прошлых лет, продолжают функционировать на территории современной Китайской Народной Республики (КНР), Тайваня, а также в местах размещения хуацяо. Запад же заинтересовался тайными обществами, преследуя, на первых порах практические цели, когда столкнулся с деятельностью этих организаций в колониях юго-восточной Азии. Нынешний интерес некитайских ученых к этой проблеме можно объяснить как актуальными проблемами, связанными с криминальными тайными формированиями  выходцев из Китая (триадами), так и попыткой понять историко – культурный, социально – политический феномен, который представляет собой Восток[1].

Специфика тайных обществ древнего Китая такова, что эти организации  представляли собой строго организованные иерархические группы людей. Как и кланы, они имели связующее ядро: культ общих предков и связанные с ним социальные институты, свою географическую локализацию.  Поэтому такие группировки легко вписывались в патриархальную структуру традиционного государства.  Объединяя в своих рядах те слои населения, которые в ту или иную эпоху были лишены правовой защиты, они выступали в качестве формы приспособления к политической и социальной действительности. Этим можно объяснить их изоляцию от остального социума, попытку создать и идеологически обосновать свой собственный миропорядок, часто отличный от официального государственного. Вступая в тайное общество, беря на себя обязательства следовать  его правилам,  человек попадал в иные реалии, где он становился братом и единомышленником для остальных участников. Состав, как правило, определялся целями и характером объединения. Так, религиозно – мистические тайные общества стремились облегчить страдания человека, вселить веру в светлое будущее и т.д. Часто они образовывались в форме сект на базе одного из господствующих  религиозных течений, предлагая иную трактовку основных положений учения.  Ярким представителем этой категории является секта «Желтых повязок».

Если обратиться к классификации Гекерторна, то причислить эту организацию к одной из двух категорий крайне проблематично, так как в данном случае в канву религиозного движения вплетались масштабные цели социально - политического характера.Поэтому для того, чтобы понять, каким образом  в деятельности «Желтых повязок» сочетались самые разные факторы, целесообразно выяснить, что представлял собой  Китай эпохи Хань на том временном отрезке, который был непосредственно связан с активностью данного тайного общества [2].

В основе китайской государственности с древности лежали такие базовые институты как феномен власти – собственности и принцип редистрибуции.  Так как экономической базой являлись земледельцы – общинники, то пока каждый пахарь имел свое поле и стабильно платил налог в казну, система функционировала исправно [3]. Конец правления династии Хань ознаменовался очередным династическим кризисом, который пошатнул устойчивость государства. Когда,пользуясь ослаблением центральной власти, сильные дома начинали увеличивать свои владения за счет крестьянских наделов, сумма налоговых поступлений значительно уменьшалась. Бюрократический аппарат, будучи непроизводительным классом, существующим за счет перераспределения избыточного продукта, за отсутствием последнего вынужден был ограничивать себя во всем. Сказывалось это и на крестьянских домах – чиновники часто пытались восполнить нехватку средств за счет дополнительных поборов и увеличения налогов. Усугубляло общую ситуацию засилье временщиков, которые всеми правдами и неправдами пытались использовать политическую нестабильность себе во благо. Пока на политической арене продолжалась ожесточенная борьба, государство страдало от природных катаклизмов: за наводнением в 175 г. следовали засухи в 176, 177, 182 и 183 гг. до н.э., в то время как эпидемии чумы разгорелась одна за другой в 173, 179 и 183 гг. до н.э. Чередование наводнений, голода и эпидемий привело к обеднению крестьян, готовых теперь поддержать любого, кто пообещал бы облегчить их страдания [4].

Именно в таких условиях в ханьском Китае и зародилось тайное  общество «Желтых повязок». Социальный состав секты отличался пестротой – от крестьян – общинников до представителей императорского двора. Объяснить это можно тем, что в условиях политической нестабильности тайное общество как магнит, притягивало всех недовольных действующей властью. Разумеется, каждый социальный слой, становясь участником общества, преследовал собственные интересы. Так, измученное крестьянство хотело обезопасить себя от житейских проблем, обрести уверенность в завтрашнем дне. Мелкие и средние землевладельцы желали защитить свое имущество от грабежей и высоких налогов. Что до представителей региональной элиты, они, как свидетельствует источник, тоже или принимали непосредственное участие в деятельности секты, или относились с попустительством к его функционированию, не ставя в известность центр. Этот слой стремился удержать политическое лидерство в своих руках и потому старался сохранить связи с членами общины. Часто именно эти люди, более образованные обладающие административными навыками, со временем занимали руководящие должности в тайном обществе.

Идеологической основой «Желтых повязок» стал даосизм. Организационно он никогда не был однородным – его составляла совокупность сект, которые различались не по способу трактовки основных идей, а по вариантам их практической реализации. Рассматриваемая организация возникла во 2-й половине 2 века на территории провинции Шаньдун. Её учение гласило, что «Синее небо» - воплощение династии Хань, и оно  должно скоро погибнуть, а на смену ему придет «Желтое небо – эра благоденствия и счастья. Бродячие проповедники вещали о том, что наступит эпоха «людей-семян» в мире счастья под властью «Совершенного государя». Цвет, взятый «Желтыми повязками»,  также был заимствован из старой почитаемой традиции. Подъему и падению династий соответствовали определенные цвета. Эти цвета шли в той же последовательности, что и космический порядок элементов: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Каждый элемент соотносился с определенным цветом. В соответствии с этой теорией, время правления династии Хань соответствовало элементу Огонь, которому присваивался красный цвет. Так как Огонь порождал Землю, династия Хань должна быть замещена на ту, для которой господствующим элементом была бы Земля и, соответственно, желтый цвет [5].

Можно предположить, что структура секты «Желтых повязок» представляла собой конический клан руководителей, наложенный на аморфно - сегментарную клановую сетку местных жителей. Тем самым образовывалась структура, которую можно охарактеризовать как конически – сегментарную. Как уже было изложено ранее, конический клан объединял в единую общность предков и ныне живущих членов клана.  В данном случае почитаемым предком был Чжан Лян – чиновник у Лиу Пхан, который участвовал в политических интригах против императора, однако выжил и посвятил оставшуюся жизнь даосизму. Через 7 поколений появился Чжан Даолин. Именно он основал секту «5 чашек риса», которая впоследствии поддержала «Желтых повязок» [6].

Восточные сообщества располагались на Великой Китайской Равнине между реками Хуанхэ и Хуайхэ. Они следовали предписаниям Чжан Ляна. Возглавлял «Желтых повязок» востока Чжан Цзюэ.

Особое в идеологии тайного общества занимает идея триединства, которая стала инструментом сакрализации его руководства. Небеса, мир, гармония – эти три элемента были тесно переплетены между собой. Надо сказать, что этот момент заслуживает особого внимания. Появление впоследствии человека в этой триаде вопрос крайне интересный и противоречивый. В трактате «Дао де цзин» человек помещен с Небом, Землей и Дао в числе «четверых великих». Тем не менее, под человеком здесь понималось, вероятно, не божество, а мудрый правитель. Но уже в позднеханьское время ситуация изменилась: сакральная триада «Небо – Земля – Человек» стала трактоваться как тройка демиургов, поэтому в  «Тайпин Цзин» человек уже воспринимается в качестве символа, сакральной фигуры, которая стоит наравне с Небом и Землей.

Во главе восточной ветви стоял Чжан Цзюэ – самопровозглашенный «Генерал Неба», чуть ниже по иерархии находились два его младших брата – Чжан Бао и Чжан Лянг. Чжан Цзюэ разделил подконтрольные ему провинции на 36 районов и закрепил Адепта (fang) за каждым из них. Старшие Адепты (da-fang) контролировали более 10 тысяч последователей, в то время как Младшие Адепты (xiao – fang) около 6-8 тысяч. Региональные предводители (chushuai) служили под верховенством Адептов, выше которых по иерархии были только Чжан Цзюэ и два его младших брата. Низшим звеном этой  иерархической лестницы были послушники. Скорей всего, они были представлены крестьянами – общинниками, не занимавшими руководящих должностей.

Западные ответвления располагались в окрестностях современной провинции Сычуань.  Чжан  Хэн и его преемник Чжан Лу выстроили организацию западной ветви практически идентично восточной. Она включала множество иерархических звеньев, впервые введенных еще Чжан Ляном. На самом верху лестницы находился Чжан Лу. У него в подчинении были «чиновники – духи», некоторые из которых занимались врачеванием, а поэтому получали более высокий статус – управляющие грешниками. Достаточно вспомнить природные катаклизмы и эпидемии, которые на тот момент терзали Китай, чтобы понять роль этих людей в структуре тайного общества. Чуть ниже располагались рядовые послушники, состав которых формировался из рядов «солдат Демона» - новообращенных, которые, как считалось, еще не обрели безоговорочную веру в Дао [7].

В изучении тайного общества «Желтых повязок», как и в работе над любым подобным социальным институтом, существует ряд проблем, связанный с нехваткой информации, разночтениями в трактовке источников. Так, нет среди ученых однозначного мнения  о том, чьим интересам более соответствовало восстание – было ли оно результатом придворных интриг евнухов, поддерживавших землевладельческую элиту, или все – таки отчаянным порывом лишенного привычных благ крестьянства, уверовавшего в обещания лучшей жизни. Другой спорный пункт – различные вариации трактовок выдержек из «Хань Хоу шу», которые порождают соответствующие выводы о той или иной части восстания, как, например, в вопросе о материальном обеспечении повстанцев. В плане работы с трудами западных авторов существует и другая сложность – проблема перевода имен собственных и, в особенности, названий иерархических звений организационной структуры Тайпиндао. Если сопоставлять русский, китайский и английский варианты перевода одного и того же термина, появляются существенные разночтения, которые затрудняют понимание места того или иного человека в иерархии. В качестве примера можно привести два названия одной и той же должности у русского автора и у американского: «чиновники – духи» и «Совершающие Возлияние». И это только малая часть тех несовпадений, с которыми можно столкнуться в попытках добраться до истины.

Тем не менее, несмотря на разногласия ученых в некоторых  вопросах частного характера, на основе рассмотрения секты «Желтых повязок» можно выделить некоторые общие закономерности, которые определяли роль тайных обществ в социально – политической структуре традиционного Китая.

1) Как правило, тайные общества отражали каждодневные интересы их участников;

2) Большинство из них отличалось пестрым социальным составом;

3) Отношения внутри тайных обществ выстраивались на патриархально – общинной основе, их структура представляла собой клан, где отношения родства играли роль лишь в верхних эшелонах власти;

4) Способность руководителей тайных организаций донести свои идеи доступным для народа языком;

5) Большая роль традиции – связь с легендами, преданиями, культом предков.