Полный текст статьи
Печать

На рубежеXIX-ХХ столетий в Китае усилились революционные настроения, направленные против правящей династии Цин (Айсингъоро), имевшей маньчжурское происхождение. Первымтолчком, давшим начало Синьхайскойреволюции, было Тайпинское восстание. Тогда, идея свержения маньчжуров и создания Небесного государства великого благоденствия объединила сотни тысяч человек.

Это восстание стало крайней точкой кипения китайского народа. Проблемы были очевидны всем, кроме Цинов: падение китайского ляна (денежной единицы империи Цин), массовый въезд иностранцев, ужесточение налогового бремени для крестьян,  отрицательное сальдо во внешней торговле, увеличение объемов ввозимого опиума -  всё это способствовало назреванию недовольства в обществе. Еще большее возмущение в широких слоях населения вызывало активное вмешательство великих держав во внутренние дела Китая (в первую очередь – Британской империи) [1].

Тайпинское восстание наглядно продемонстрировало слабость правящей династии и решительные настроения народа, что привело к началу политики «самоусиления»[2] - весьма вялой программе реформ,  растянутой на тридцать лет, и, что самое важное, значительно уступавшей по своим результатам аналогичной японской реформации. 

Следует отметить, что политика «самоусиления»,  в первую очередь, была направлена на наращивание военного потенциала, однако, в процессе ее внедрения стало ясно, что, для достижения поставленной цели, необходимо наладить и собственную промышленность, а для налаживания своего производства необходимо иметь индустриальные технологии. 

Таким образом, правящая верхушка пришла  к осознанию, что необходимо создать свою высокотехнологичную промышленность. Этот этап можно рассматривать, как процесс формирования капитализма «сверху» усилиями чиновников [3].

В период с 1860 по 1890 гг.  было создано около 20 казенных промышленных предприятий, связанных с производством вооружения, занятость составила примерно 10 тыс. человек. С точки зрения прибыли дать оценку этим предприятиям сложно, так как готовая продукция прямиком направлялась в армию. Но, с точки  зрения попытки создания высокотехнологичного производства, как представляется, следует признать, что данная попытка привела к успешным результатам.

Одним из положительных факторов новой политики реформ необходимо выделить наращивание инфраструктуры, так как новые производства требовали путей доставки сырья и готовой продукции – это привело к строительству первой в Китае железной дороги.

Однако, параллельно реформам, происходило расширение торговли опиумом и всё больший ввоз иностранного капитала. Правящая элита оказалась не в состоянии объединить модернизацию страны с отстаиванием ее независимости. Хоть Китай и становился полукапиталистическим государством, он так  же становился и полуколониальным [4]. 

В движении реформаторов важную роль сыграл Кан Ювэй, создатель «Общества усиления Китая», совместно с Лян Цичао составивший «Меморандум из 10 тысяч слов», который, по сути, был программой широких преобразований. Меморандум получил широкий резонанс в Пекине, и хотя император Гуансюй поддерживал реформаторов и искал с ними сближения, властнаяЦыси никогда бы не пошла на столь глубокие преобразования [5].

Поэтому 21 сентября 1898 года армия, возглавляемая Цыси, оккупировала дворец императора. Начались аресты, шесть ярых реформаторов были казнены без суда и следствия, Кан Ювэй и Лян Цичао  чудом избежали смерти, прибегнув к помощи иностранцев. Реформаторское движение потерпело поражение [6].

Вторым оппозиционным блоком было революционное движение. Революционеры так же были противниками династии маньчжуров, требовали установления в Китае республиканской формы правления, равенства всех перед законом и строительства независимого, современного Китая. Лидером революционного движения стал Сунь Ятсен, как и Кан Ювэй уроженец провинции Гуандун [7].

Север страны особенно сильно страдал от деятельности маньчжуров, поэтому жизнь многих северян была сопряжена с участием в различных тайных антиманьчжурских обществах. Важно отметить и то обстоятельство, что некоторые члены семьи Сунь когда – то принимали участие в  восстании тайпинов [8].

Сунь Ятсен был разносторонне развитым и чрезвычайно образованным человеком. В 12 лет его старший брат забрал мальчика на Гавайи, где Ятсен обучался в миссионерской школе. Там он выучил английский язык, ознакомился с религией и серьезно занялся изучением достижений западной цивилизации. 

Его интерес к Западу был настолько силён, что брат отправил мальчика домой, чтобы тот не потерял связи с родной страной. Но дома молодой Ятсен только испортил отношения со своими родственниками и вылетел из школы – мальчик не мог принять традиционных верований китайцев, называл их ересью и даже осыпал ударами изваяние идола в деревенском святилище. Образование он продолжил в миссионерской школе в Гуандуне и затем иммигрировал в Гонконг, где получил медицинское образование [9].

Именно период учёбы  в университете явился тем жизненным этапом, на котором у Сунь Ятсена сформировались взгляды на будущее Китая. Вокруг него собралась группа из студентов «Четыре бандита», которые разбирали историю Китая, интересовались  устройством общества на всех уровнях, особенно интересовали молодых людей корни антиманьчжурских настроений. 

Именно в этот момент у молодого доктора Сунь Ятсена сформировалось убеждение: благополучие Китая и сохранение власти маньчжурской династии -вещи взаимоисключающие [10]. 

Однако, как и реформаторы, Сунь Ятсен таил надежду на то, что хоть какие – то реформы династия Цин осуществить способна. Он даже составил меморандум «Представление Ли Хунчжану», адресованный влиятельному сановнику и содержащий план реформ.  Однако вручить работу чиновнику не удалось, из-за японо-китайской войны.

Это была последняя капля для молодого Ятсена. Испытывая горечь, от осознания своей ненужности государству, наблюдая, как Китай терпит одно поражение за другим в войне с японцами, всё больше и больше разочаровываясь в политике императорского правительства, Сунь Ятсен точно решил:  для возрождения Китая необходимо свергнуть династию [11].

Оставив надежду убедить чиновников, что необходимо продолжать реформы, Сунь Ятсен покинул Китай и в 1894 года на Гавайях основал «兴中会» - Общество возрождения Китая.  Это была первая революционная организация в истории Китая.

Цель была представлена в клятве: «…изгнать маньчжуров, восстановить государственный престиж Китая, учредить демократическое правительство…» [12].

Поначалу немногочисленное Общество объединило под своим знаменем всех патриотов Китая, настроенных против маньчжурской династии и образованных молодых людей, получивших образование за границей и соприкоснувшихся с западной жизнью. Постепенно, Общество привлекло к себе и инвесторов-предпринимателей из числа эмигрантов.

Лидер Общества считал, что китайское общество уже готово к революции, надо только дать ей начало, с помощью многочисленных тайных антиманьчжурских обществ, члены «Общества Возрождения Китая» хотели раздуть огонь революции.  Подрывная деятельность началась по всему Китаю, идеи «Общества» разносились по гарнизонам «новой армии»,  начиная с Северных провинций, первое восстание было подготовлено уже в 1895 году. Тогда план с треском провалился, молодому  Сунь Ятсену удалось скрыться, но с этого момента он стал врагом номер один для цинских властей и следующий раз на землю Китая ступил только в 1907 году. 

Однако, своих планов начинающий революционер не оставил и продолжал подготавливать восстания извне, впоследствии Сунь Ятсен говорил, что победе революции предшествовало никак не меньше десяти неудачных выступлений, подготовленных им и его сподвижниками.

А в 1905 году в Японии была создана революционная коалиция. Лидирующей организацией, конечно, было «Общество возрождения Китая», объединив своих единомышленников, Ятсен призвал к созданию революционного союза¸ который получил название «Китайский революционный объединенный союз»  (中国同盟会) [13].

В основу деятельности союза легли принципы, сформулированные Сунь Ятсеном: национализм, народовластие, благоденствие.  Именно Тумэнхой и стал движущей силой будущей Синьхайской революции. Его отделения были созданы в каждой провинции Китая, общество издавало подпольную газету, вело революционную пропаганду среди молодежи, офицеров и просто граждан, подготавливало вооруженные восстания в разных точках Китая, тем самым разжигая антиманьчжурскую борьбу.  В октябре 1911 года в провинции Хубэй побеждает Учанское восстание, это  событие стало началом Синьхайской революции [14].

Постепенно, провинции покорялись одна за другой, цинские наместники сдавались добровольно, большая часть Китая была освобождена. Уже к декабрю власть Цинского двора сохранилась только в провинциях Чжили, Ганьсу и Хэнань [15].

Маньчжуры стремительно теряют свои позиции, династия больше не в состоянии справиться с ситуацией, тогда за помощью решено обратиться к Юань Шикаю.  В скором времени генерал становится полноправным хозяином положения и начинает искать компромисса с революционерами.

В данной ситуации Юань Шикай является ключевым персонажем, так как его кандидатура на посту главы правительства была удобна всем. Цины не справлялись, их власть себя дискредитировала; для запада Юань Шикай был гарантом соблюдения их интересов на территории Китая; Сунь Ятсен сам говорил, что не имеет ничего против Шикая на посту президента будущей республики, так как в первую очередь он китаец, так же ему симпатизировали и другие лидеры революции – Хуан Син и Ли Юаньхун. Ну, а сам Юань Шикай, отлично видел себя в кресле президента республики [16].

18 декабря в Шанхае начались переговоры Севера и Юга,  но Юг не уступал, настаивая сначала на отречении Цинов, и только после этого предлагая пост президента Юань Шикаю. 25 декабря в Шанхай прибыл Сунь Ятсен, где его сразу же выдвинули на пост временного президента.

29 декабря уже в Нанкине состоялись выборы президента, на голосование были выставлены кандидатуры Сунь Ятсена, Ли Юаньхуна и Хуан Сина. Абсолютным большинством победил Сунь Ятсен, в этот же вечер новоиспечённый президент телеграфировал Юань Шикаю о том, что принимает этот пост временно, только на период чрезвычайного положения и в любой момент готов от него отказаться в пользу самого Шикая.  1 января 1912 года Сунь Ятсен торжественно принял присягу президента Китайской Республики [17]. 

Узнав об этом, Юань Шикай прервал переговоры в Шанхае и начал настаивать на создании конституционной монархии.  Параллельно, генерал пытался мобилизовать свои гарнизоны, в ответ на это временное правительство объявило о подготовке революционного наступления на Пекин. Взвесив все минусы предприятия, Юань Шикай изменил тактику и решил принести в жертву своим честолюбивым начинаниям монархию. 1 февраля он взялся за ведение переговоров с Временным правительством об отречении династии и уже 12 февраля вдовствующая императрица Цы Си издала эдикты об отречении от лица малолетнего Пу И.[18]

Интересной особенностью этих эдиктов является передача власти Юань Шикаю.  В тоже время, Сунь Ятсен отказывается от своих полномочий президента и выдвигает на этот пост Юань Шикая, который 15 февраля единогласно избирается Национальным собранием. Завершается важнейший этап революции – свержение маньчжурского правления. После формирования временного республиканского правительства Сунь Ятсен объявляет об отставке и отправляется в Шанхай. Начинается новый этап в истории Китая – республиканский [19].

В этот период активно формируются различные политические партии, но ведущей силой в Национальном Собрании остается Объединенный  Союз Сунь Ятсена. Он принимает активное участие в политической жизни страны и является основной политической силой. Однако, Союз изменяется вместе с текущей обстановкой и мнения внутри коалиции так же начали расходиться. Разногласия в политических воззрениях на будущее страны и партии послужили причиной к перестройке союза. 

Теперь, это должна быть не боевая организация, но парламентская партия. Главным реорганизатором выступил сподвижник Сунь Ятсена  - СунЦзяожэнь. Союз должен был стать массовой открытой партией, способной привлечь к себе все левые силы для стимулирования развития двухпалатной парламентской системы.

Однако сам Сунь Ятсен считал, что после исполнения принципов народовластия и национализма настало время взяться за принцип благоденствия [20]. Поскольку его речи не нашли широкой поддержки в массах, он пошел на сотрудничество с той частью союза, которая хотела создать новую партию, объединявшую в себе все левые силы.  В 1912 году в Пекине состоялся учредительный съезд новой партии – Национальной партии Китая, Гоминьдан [21].

Подводя итог всех событий, приведших к оформлению революционного кружка в полноценный политический блок – Гоминьдан, можно выделить ряд основных: общее социально-экономическая ситуация в стране, позволившая небольшому кружку разрастись до крупной революционной организации; авторитет Сунь Ятсена и единство стремлений его основных сподвижников; двойная игра Юань Шикая; победа Синьхайской революции; уход Сунь Ятсена с поста временного президента республики; формирование политических партий на территории республиканского Китая.

Можно предположить, что, прежде всего, именно интриги и хитрость Юань Шикая способствовали оформлению Гоминьдана, так как если бы он не хотел всеми силами добиться власти, то Сунь Ятсен еще некоторое время находился на посту президента, а  это значительно связывало ему руки.

Важнейшим моментов в оформлении партии стало разделение взглядов на будущее Китая внутри Тумэнхоя. Ятсен пошел на компромисс с теми партиями, которые считали что будущее Китая в парламентаризме, ведь именно парламентская борьба способна открыть дорогу демократическому развитию Китая [22]. Однако, сам он продолжал считать, что самое время взяться за реализацию принципа «благоденствия», поэтому от партийной деятельности отошёл, а руководил организацией по факту ближайший его сподвижник – Сун Цзяожэнь.

Таким образом, мы видим, что на рубеже ХIХ - ХХ столетий процесс ослабевания власти династии Цин дошел до кульминации, что вылилось в ряд народных восстаний, которые, возможно, и не имели особого политического успеха, но, тем не менее, имели важное социально-культурное значение: народ восстал против гнёта маньчжурских захватчиков. Тайпинское восстание показало, что власть маньчжуров в конец себя изжила, и настало время китайцам выйти на борьбу. Можно предположить, что именно деятельность тайпинов подстегнула развитие тайных революционных организаций и повстанческих настроений, впоследствии способствовавших свержению монархической власти.

Так же, нельзя упускать из виду и роль отдельных личностей, имевших непосредственное отношение к осуществлению идеи «нового» Китая. Множество людей, таких как Хуан Син, Сунь Цзяожэнь, Ли Юаньху, Юань Шикай, Сунь Ятсен, Чан Кайши играли значительную роль в развитии истории Китая. Множество современных исследователей посвятили не один десяток работ исследованию жизни этих людей, так как важно понять являются ли события результатом действий определенной личности, или же личность является лишь орудием событий.  Одно ясно точно: в результате стечения обстоятельств, провальной  политики последних Цинов, козням Шикая, харизме и убеждениям Сунь Ятсена был повернут ход китайской истории – создана национальная партия Гоминьдан.

Период Китайской Республики, оказал значительное влияние на современный Китай. Смена политического режима всегда сложное время и для страны, и для её народа. В это время «у руля» оказалась именно партия Гоминьдан, и именно её лидеры смогли удержать суверенитет Китая, укрепить экономическое положение страны и задать тот курс преобразований, который мог бы привести Китай к состоянию «благоденствия», как его называл Сунь Ятсен.

Безусловно, об авторитете этой партии можно судить по поддержке народа. Задавленный несколькими веками тирании со стороны маньчжуров, Китай начал объединений именно вокруг идей доктора Сунь Ятсена и программа партии Гоминьдан являлась оптимальной и для народа, и для политиков.