Полный текст статьи
Печать

В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством [1].

В России некоммерческий сектор находится в стадии формирования. С его деятельностью напрямую связано развитие гражданского общества в России. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества.

Обеспечивая работу механизма обратной связи между обществом и властью, развитие НКО способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления. А это сегодня в сложившихся непростых условиях для России крайне важно и актуально. В настоящее время мировой опыт показывает, что развитие «третьего сектора» невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. Руководство нашей страны несмотря на экономически неблагоприятную обстановку уделяет большое внимание развитию некоммерческого сектора и не намерено сокращать господдержку НКО. На Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», прошедшем 14-15 января 2016 г. в Москве, Владимир Путин выразил готовность предоставить дополнительные преференции социально ориентированным некоммерческим организациям. В 2015 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социальные проекты и в сфере защиты прав и свобод человека, было выделено из федерального бюджета 4 млрд 228 млн 200 тыс. руб. (соответствующее распоряжение президента РФ подписано 1 апреля 2015 г.). Поддержку получили 1,4 тыс. проектов НКО из 78 субъектов РФ. Как заявил 4 ноября 2015 г. на гражданском форуме "Сообщество" президент РФ Владимир Путин, всего грантовая поддержка НКО в 2015 г. составила почти 6 млрд. руб.

Особенность «некоммерческих организаций» заключается в том, что они определяются российским законодательством как организации, не имеющие в качестве главной (приоритетной) цели и своей деятельности извлечение прибыли. В Российской Федерации определены следующие формы некоммерческих организаций:

1) общественные организации (объединения);

2) религиозные организации (объединения);

3) государственная корпорация;

4) некоммерческие партнерства;

5) учреждения;

6) автономные некоммерческие организации;

7) социальные фонды;

8) благотворительные фонды;

9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Государственная поддержка негосударственных некоммерческих организаций осуществляется по различным направлениям (см. табл. 1):

  • · Законодательная поддержка
  • · Организационная поддержка
  • · Экономическая поддержка 

Таблица 1. Направления государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций

Законодательная поддержка

Организационная поддержка

Экономическая поддержка

1.Регулирование Конституции и Гражданского кодекса РФ

1.Регламентация экономического статуса

1.Прямое государственное финансирование:

-        прямое бюджетное финансирование;

-        госзаказ;

-        гранты;

-        контракты;

-        софинансирование.

2.Налоговое законодательство

2.Инфраструктурная поддержка

3.Законодательные акты по отдельным видам НКО

3.Информационно- справочные, консультационные и др. услуги.

2.Косвенная поддержка:

-        льготное кредитование;

-        финансовая помощь в формировании материально-технической базы и тд.

 

Одна из эффективных форм поддержки некоммерческих организаций – предоставление субсидий (грантов).

Субсидия некоммерческой организации – средства, предоставляемые из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе некоммерческой организации, на частичное возмещение затрат по реализации социально значимых функций.

Согласно данным сайта Министерства юстиций РФ по состоянию на 1 декабря 2015 г. в Тульской области зарегистрировано 1735 некоммерческих организаций [2]. 

Таблица 2. Перечень НКО, зарегистрированных в ТО по состоянию на 01.12.2015г.

Организационно-правовая форма

Количество

% от общего числа зарегистрированных НКО

Общественные организации

501

28,8

Общественные движения

20

1,2

Некоммерческие фонды

132

7,6

Автономные некоммерческие организации

90

5,6

Религиозные организации

263

15,3

Некоммерческие партнерства

100

5,6

Территориальные общественные самоуправления

44

2,5

Казачьи общества

18

1

Профессиональные союзы

197

11,3

Торгово-промышленная палата

1

0,1

Политические партии

57

3,3

Общественные фонды

16

0,9

Учреждения

145

8,3

Адвокатские бюро

8

0,5

Другие

146

8

 

В городе Туле активно взаимодействуют с администрацией города 145 НКО [3].

 

Таблица 3. Общественные объединения, взаимодействующие с администрацией г. Тулы

Категория НКО

Количество НКО, относящихся к данной категории

Молодежные организации

21

Спортивные организации

13

Организации вне категорий

27

Женские организации

10

Организации инвалидов

25

Правозащитные организации

6

Научные и просветительские организации

4

Творческие союзы

5

Казачьи организации

3

Национальные общественные организации, национально-культурные автономии

12

Ветеранские организации

19

 

В целях мониторинга и анализа деятельности общественных организаций администрацией города Тулы в 2012 году был проведен опрос, позволивший получить социологические данные о состоянии гражданского общества в Туле, общественного движения города и процессов, протекающих в этом секторе [4].

По его итогам были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники общественных организаций.

Во время создания и существования общественные организации сталкиваются с рядом проблем:

Нехватка средств – 68%;

Отсутствие материальной базы – 49%;

Сложность бухгалтерского учета – 46%;

Система налогообложения – 29%;

Отсутствие понимания со стороны властей – 29%;

Равнодушие общества к поднимаемым организацией проблемам – 25%;

Отсутствие информации – 24%;

Недостаток умения зарабатывать деньги – 24%;

Неуверенность в себе – 21%;

Недостаток коммерческих знаний – 25%;

Отсутствия помещения – 19%;

Несовершенное законодательство – 12%;

Недостаточный уровень профессионализма – 5%.

Данные исследования показали, что основная проблема – это отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления. Нехватка финансовых средств остается основной причиной торможения развития некоммерческого сектора не только в Туле, но и в России в целом. Данный факт свидетельствует о другой существенной проблеме «третьего сектора» России – большой зависимости от государства. На сегодняшний момент, по мнению большинства экспертов, доминирующим субъектом развития общественных институтов в России является государство. Именно оно определяет их настоящее и ближайшее будущее, поскольку в настоящее время общественные институты испытывают дефицит связей с гражданами и только начинают выстраивать эти связи, да и ресурс институциональной гражданской активности пока крайне невелик. Общественные организации ожидают от органов власти в первую очередь материальной поддержки, в первую очередь это относится к предоставлению помещений и финансированию отдельных акций и проектов. В свою очередь, представители общественных организаций понимают важность благоприятной для их деятельности законодательной базы, нуждаются в моральной поддержке и более широком распространении механизма социального заказа.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается большинство НКО, является социальное иждивенчество, испытывая на себе иждивенческие настроения своих клиентов. Тем не менее, не единично проявление иждивенчества со стороны НКО и к органам власти, органам местного самоуправления и к ресурсным центрам НКО. В большей степени это характерно для ветеранских, детских и некоторых молодежных организаций.

Поддержка общественных организаций города Тулы осуществляется на основании Положения о муниципальных грантах и порядке их предоставления из бюджета муниципального образования город Тула администрацией города Тулы. Гранты выделяются в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие территориального общественного самоуправления и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула» (далее – МП).

 

Таблица 5.Выделение грантов для ТОС и общественных организаций по МП «Поддержка и развитие ТОС и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула» за 2013-2015годы

Год

По плану (тыс.руб)

По факту (тыс.руб)

Доля от МП

По плану

По факту

2013

4 960,50

4960,50

72,99%

73,34%

2014

6 904,00

6 904,00

43,78%

45,79%

2015

6 800,0

6 800,0

50,40%

53,03%

 

Таблица 6. Динамика объемов финансирования проектов ТОС и общественных организаций г.Тулы за 2013-2015 гг.

Год

Размер финансирования, тыс. руб.

Количество реализованных проектов, в т.ч.:

Уровень инфляции, % [5]

ТОС

Общественные организации

2013

4960,5

 9

17

6,5

2014

6904

10

21

11,4

2015

6800

14

22

12,9

  

Рисунок 1. –Динамика темпов роста объемов финансирования, количества проектов ТОС и общественных организаций г.Тулы и уровня инфляции за 2013-2015 гг. в % 

На основании  данных о реализации МП были составлены сравнительные таблицы, по которым можно увидеть, что наблюдается положительная динамика в 2014 году: на МП было выделено 15 769 тыс. руб., что на 132% больше чем в предшествующем году. В 2015 году сумма средств на МП значительно уменьшилась (на 14%, или на 2 276,4 тыс. руб.),  но на сумму средств, выделенных на гранты, это повлияло не значительно -  по сравнению с 2014 она уменьшилась всего на 2,6%, или 104 тыс. руб.  

Рисунок 2. –Основные параметры бюджета МО город Тула за период  2014-2016г.г., млн.руб.

Как видно по диаграмме, несмотря на то, что доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2014 выросли, финансирование МП сократилось ,но на сумму средств, выделенных на гранты, это повлияло не значительно -  по сравнению с 2014 она уменьшилась всего на 2,6%, или 104 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что со стороны органов местного самоуправления некоммерческим организациям города Тулы финансовая поддержка оказывается в достаточной степени. За период 2013-2015 годов наблюдается положительная динамика финансирования проектов ТОС и общественных организаций путем предоставления грантов. Несмотря на тяжелое экономическое положение в регионе и в стране в целом развитию некоммерческого сектора уделяется большое внимание. Однако финансовая (прямая) поддержка не всегда решает проблему развития некоммерческого сектора. Поддержке финансовой должна предшествовать поддержка правовая и организационная. Большее внимание должно уделяться повышению грамотности руководителей и активистов НКО. То есть органами власти должны быть созданы условия для институциализации экономики третьего сектора, в первую очередь, гибкую систему налогообложения НКО и стимулирования социальной ответственности бизнеса, которая бы, с одной стороны, содействовала развитию социально ориентированных гражданских инициатив, а с другой – препятствовала бы злоупотреблениям общественными организациями их статусом «льготников». [6]

Требует совершенствования система оценки эффективности НКО. Важным условием работы органов местной власти при взаимодействии с некоммерческими организациями является наличие единой системы оценки эффективности НКО. Это важно при финансировании НКО: в приоритете должны быть организации, наиболее эффективно использующие все имеющиеся ресурсы, в том числе полученные бюджетные средства. То есть необходима система оценки, которая будет основываться на результатах деятельности НКО.

Также следует отметить, что тульскими НКО очень часто игнорируются и практически не используются такие альтернативные формы финансирования, как фандрайзинг и краудфандинг. Развитие этих форм финансирования позволит, во-первых, получить тульским НКО новые возможности для собственного развития, меньше зависеть от местных органов власти и экономической ситуации в регионе в целом. Во-вторых, способствуя развитию альтернативных форм финансирования некоммерческого сектора, местные органы власти будут иметь возможность эффективнее использовать бюджетные средства. Некоммерческие организации перестанут быть иждивенцами для местного бюджета. В перспективе эти формы привлечения финансовых ресурсов позволят перевести третий сектор полностью на самообеспечение, а сэкономленные таким образом бюджетные средства можно было бы направить на решение других важных социальных проблем Тульского региона.

Научный руководитель:
Орлова Евгения Петровна, 
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управленияТульского филиала РЭУ имени Г.В.Плеханова, г.Тула, Россия