В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. НКО — катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством [1].
В России некоммерческий сектор находится в стадии формирования. С его деятельностью напрямую связано развитие гражданского общества в России. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества.
Обеспечивая работу механизма обратной связи между обществом и властью, развитие НКО способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления. А это сегодня в сложившихся непростых условиях для России крайне важно и актуально. В настоящее время мировой опыт показывает, что развитие «третьего сектора» невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. Руководство нашей страны несмотря на экономически неблагоприятную обстановку уделяет большое внимание развитию некоммерческого сектора и не намерено сокращать господдержку НКО. На Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», прошедшем 14-15 января 2016 г. в Москве, Владимир Путин выразил готовность предоставить дополнительные преференции социально ориентированным некоммерческим организациям. В 2015 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социальные проекты и в сфере защиты прав и свобод человека, было выделено из федерального бюджета 4 млрд 228 млн 200 тыс. руб. (соответствующее распоряжение президента РФ подписано 1 апреля 2015 г.). Поддержку получили 1,4 тыс. проектов НКО из 78 субъектов РФ. Как заявил 4 ноября 2015 г. на гражданском форуме "Сообщество" президент РФ Владимир Путин, всего грантовая поддержка НКО в 2015 г. составила почти 6 млрд. руб.
Особенность «некоммерческих организаций» заключается в том, что они определяются российским законодательством как организации, не имеющие в качестве главной (приоритетной) цели и своей деятельности извлечение прибыли. В Российской Федерации определены следующие формы некоммерческих организаций:
1) общественные организации (объединения);
2) религиозные организации (объединения);
3) государственная корпорация;
4) некоммерческие партнерства;
5) учреждения;
6) автономные некоммерческие организации;
7) социальные фонды;
8) благотворительные фонды;
9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Государственная поддержка негосударственных некоммерческих организаций осуществляется по различным направлениям (см. табл. 1):
- · Законодательная поддержка
- · Организационная поддержка
- · Экономическая поддержка
Таблица 1. Направления государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций
Законодательная поддержка |
Организационная поддержка |
Экономическая поддержка |
1.Регулирование Конституции и Гражданского кодекса РФ |
1.Регламентация экономического статуса |
1.Прямое государственное финансирование: - прямое бюджетное финансирование; - госзаказ; - гранты; - контракты; - софинансирование. |
2.Налоговое законодательство |
2.Инфраструктурная поддержка |
|
3.Законодательные акты по отдельным видам НКО |
3.Информационно- справочные, консультационные и др. услуги. |
2.Косвенная поддержка: - льготное кредитование; - финансовая помощь в формировании материально-технической базы и тд. |
Одна из эффективных форм поддержки некоммерческих организаций – предоставление субсидий (грантов).
Субсидия некоммерческой организации – средства, предоставляемые из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе некоммерческой организации, на частичное возмещение затрат по реализации социально значимых функций.
Согласно данным сайта Министерства юстиций РФ по состоянию на 1 декабря 2015 г. в Тульской области зарегистрировано 1735 некоммерческих организаций [2].
Таблица 2. Перечень НКО, зарегистрированных в ТО по состоянию на 01.12.2015г.
Организационно-правовая форма |
Количество |
% от общего числа зарегистрированных НКО |
Общественные организации |
501 |
28,8 |
Общественные движения |
20 |
1,2 |
Некоммерческие фонды |
132 |
7,6 |
Автономные некоммерческие организации |
90 |
5,6 |
Религиозные организации |
263 |
15,3 |
Некоммерческие партнерства |
100 |
5,6 |
Территориальные общественные самоуправления |
44 |
2,5 |
Казачьи общества |
18 |
1 |
Профессиональные союзы |
197 |
11,3 |
Торгово-промышленная палата |
1 |
0,1 |
Политические партии |
57 |
3,3 |
Общественные фонды |
16 |
0,9 |
Учреждения |
145 |
8,3 |
Адвокатские бюро |
8 |
0,5 |
Другие |
146 |
8 |
В городе Туле активно взаимодействуют с администрацией города 145 НКО [3].
Таблица 3. Общественные объединения, взаимодействующие с администрацией г. Тулы
Категория НКО |
Количество НКО, относящихся к данной категории |
Молодежные организации |
21 |
Спортивные организации |
13 |
Организации вне категорий |
27 |
Женские организации |
10 |
Организации инвалидов |
25 |
Правозащитные организации |
6 |
Научные и просветительские организации |
4 |
Творческие союзы |
5 |
Казачьи организации |
3 |
Национальные общественные организации, национально-культурные автономии |
12 |
Ветеранские организации |
19 |
В целях мониторинга и анализа деятельности общественных организаций администрацией города Тулы в 2012 году был проведен опрос, позволивший получить социологические данные о состоянии гражданского общества в Туле, общественного движения города и процессов, протекающих в этом секторе [4].
По его итогам были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники общественных организаций.
Во время создания и существования общественные организации сталкиваются с рядом проблем:
Нехватка средств – 68%;
Отсутствие материальной базы – 49%;
Сложность бухгалтерского учета – 46%;
Система налогообложения – 29%;
Отсутствие понимания со стороны властей – 29%;
Равнодушие общества к поднимаемым организацией проблемам – 25%;
Отсутствие информации – 24%;
Недостаток умения зарабатывать деньги – 24%;
Неуверенность в себе – 21%;
Недостаток коммерческих знаний – 25%;
Отсутствия помещения – 19%;
Несовершенное законодательство – 12%;
Недостаточный уровень профессионализма – 5%.
Данные исследования показали, что основная проблема – это отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления. Нехватка финансовых средств остается основной причиной торможения развития некоммерческого сектора не только в Туле, но и в России в целом. Данный факт свидетельствует о другой существенной проблеме «третьего сектора» России – большой зависимости от государства. На сегодняшний момент, по мнению большинства экспертов, доминирующим субъектом развития общественных институтов в России является государство. Именно оно определяет их настоящее и ближайшее будущее, поскольку в настоящее время общественные институты испытывают дефицит связей с гражданами и только начинают выстраивать эти связи, да и ресурс институциональной гражданской активности пока крайне невелик. Общественные организации ожидают от органов власти в первую очередь материальной поддержки, в первую очередь это относится к предоставлению помещений и финансированию отдельных акций и проектов. В свою очередь, представители общественных организаций понимают важность благоприятной для их деятельности законодательной базы, нуждаются в моральной поддержке и более широком распространении механизма социального заказа.
Еще одной проблемой, с которой сталкивается большинство НКО, является социальное иждивенчество, испытывая на себе иждивенческие настроения своих клиентов. Тем не менее, не единично проявление иждивенчества со стороны НКО и к органам власти, органам местного самоуправления и к ресурсным центрам НКО. В большей степени это характерно для ветеранских, детских и некоторых молодежных организаций.
Поддержка общественных организаций города Тулы осуществляется на основании Положения о муниципальных грантах и порядке их предоставления из бюджета муниципального образования город Тула администрацией города Тулы. Гранты выделяются в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие территориального общественного самоуправления и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула» (далее – МП).
Таблица 5.Выделение грантов для ТОС и общественных организаций по МП «Поддержка и развитие ТОС и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула» за 2013-2015годы
Год |
По плану (тыс.руб) |
По факту (тыс.руб) |
Доля от МП |
|
По плану |
По факту |
|||
2013 |
4 960,50 |
4960,50 |
72,99% |
73,34% |
2014 |
6 904,00 |
6 904,00 |
43,78% |
45,79% |
2015 |
6 800,0 |
6 800,0 |
50,40% |
53,03% |
Таблица 6. Динамика объемов финансирования проектов ТОС и общественных организаций г.Тулы за 2013-2015 гг.
Год |
Размер финансирования, тыс. руб. |
Количество реализованных проектов, в т.ч.: |
Уровень инфляции, % [5] |
|
ТОС |
Общественные организации |
|||
2013 |
4960,5 |
9 |
17 |
6,5 |
2014 |
6904 |
10 |
21 |
11,4 |
2015 |
6800 |
14 |
22 |
12,9 |
Рисунок 1. –Динамика темпов роста объемов финансирования, количества проектов ТОС и общественных организаций г.Тулы и уровня инфляции за 2013-2015 гг. в %
На основании данных о реализации МП были составлены сравнительные таблицы, по которым можно увидеть, что наблюдается положительная динамика в 2014 году: на МП было выделено 15 769 тыс. руб., что на 132% больше чем в предшествующем году. В 2015 году сумма средств на МП значительно уменьшилась (на 14%, или на 2 276,4 тыс. руб.), но на сумму средств, выделенных на гранты, это повлияло не значительно - по сравнению с 2014 она уменьшилась всего на 2,6%, или 104 тыс. руб.
Рисунок 2. –Основные параметры бюджета МО город Тула за период 2014-2016г.г., млн.руб.
Как видно по диаграмме, несмотря на то, что доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2014 выросли, финансирование МП сократилось ,но на сумму средств, выделенных на гранты, это повлияло не значительно - по сравнению с 2014 она уменьшилась всего на 2,6%, или 104 тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что со стороны органов местного самоуправления некоммерческим организациям города Тулы финансовая поддержка оказывается в достаточной степени. За период 2013-2015 годов наблюдается положительная динамика финансирования проектов ТОС и общественных организаций путем предоставления грантов. Несмотря на тяжелое экономическое положение в регионе и в стране в целом развитию некоммерческого сектора уделяется большое внимание. Однако финансовая (прямая) поддержка не всегда решает проблему развития некоммерческого сектора. Поддержке финансовой должна предшествовать поддержка правовая и организационная. Большее внимание должно уделяться повышению грамотности руководителей и активистов НКО. То есть органами власти должны быть созданы условия для институциализации экономики третьего сектора, в первую очередь, гибкую систему налогообложения НКО и стимулирования социальной ответственности бизнеса, которая бы, с одной стороны, содействовала развитию социально ориентированных гражданских инициатив, а с другой – препятствовала бы злоупотреблениям общественными организациями их статусом «льготников». [6]
Требует совершенствования система оценки эффективности НКО. Важным условием работы органов местной власти при взаимодействии с некоммерческими организациями является наличие единой системы оценки эффективности НКО. Это важно при финансировании НКО: в приоритете должны быть организации, наиболее эффективно использующие все имеющиеся ресурсы, в том числе полученные бюджетные средства. То есть необходима система оценки, которая будет основываться на результатах деятельности НКО.
Также следует отметить, что тульскими НКО очень часто игнорируются и практически не используются такие альтернативные формы финансирования, как фандрайзинг и краудфандинг. Развитие этих форм финансирования позволит, во-первых, получить тульским НКО новые возможности для собственного развития, меньше зависеть от местных органов власти и экономической ситуации в регионе в целом. Во-вторых, способствуя развитию альтернативных форм финансирования некоммерческого сектора, местные органы власти будут иметь возможность эффективнее использовать бюджетные средства. Некоммерческие организации перестанут быть иждивенцами для местного бюджета. В перспективе эти формы привлечения финансовых ресурсов позволят перевести третий сектор полностью на самообеспечение, а сэкономленные таким образом бюджетные средства можно было бы направить на решение других важных социальных проблем Тульского региона.
Научный руководитель:
Орлова Евгения Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управленияТульского филиала РЭУ имени Г.В.Плеханова, г.Тула, Россия