В современных условиях муниципальное образование г. Армавир, основное внимание уделяет созданию благоприятных условий для жизни населения, а также деятельности хозяйствующих субъектов, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах. Разработанные программы носят индикативный характер, обладают достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их положения в годовых планах, реалистично учитывать возможности муниципального образования, содержать процедуры внедрения эффективных методик управления. В программы встроены механизмы обратной связи, дающие возможность на основе анализа хода выполнения программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при текущем планировании.
Основная идея комплексного планирования состоит в том, что все текущее планирование, прежде всего бюджетное, производится в соответствии со средне- и долгосрочными целями социально-экономического развития муниципального образования г. Армавир, определенными комплексными среднесрочными программами. Комплексные программы социально-экономического развития являются основой для перспективного и текущего финансового планирования. Вместе с тем, в комплексные программы включаются элементы стратегического планирования, которые представляют долгосрочное видение развития муниципального образования. В них консолидируется представление о целях и приоритетах развития муниципального образования и закладывается основа для средне- и краткосрочного планирования в дальнейшем.
Своеобразие российского муниципального программирования состоит в том, что оно происходит в условиях, когда основные институциональные преобразования на муниципальном уровне полностью еще не состоялись. Не созданы полная правовая и организационная среда; экономические механизмы, регулирующие рынки земли, имущества, жилья; не отрегулированы финансово-бюджетные отношения.
Разработка программ комплексного социально-экономического потенциала муниципального образования г. Армавир как сложный многоплановый процесс требует определенного уровня подготовки исполнителей, умения грамотно поставить задачи, комплексно мыслить при принятии решений.
Для того, чтобы обеспечить успешное выполнение программы, необходимо основные усилия сконцентрировать на следующих пяти ключевых элементах:
1. Планирование и партнерство: создание стратегии, выявление местных лидеров и согласование интересов.
2. Создание делового климата: разработка адекватных регулирующих норм и процедур ведения бизнеса на данной территории.
3. Развитие инфраструктуры: гарантии доступности земельных участков; обеспечение электроэнергией, дорогами; профессиональное обучение кадров для бизнеса; организация досуга.
4. Поддержка фирм и индивидуальных предпринимателей: создание благоприятной среды для деятельности местных предпринимателей, что во многом зависит от развитости системы сбора и распространения информации о муниципальном образовании.
5. Привлечение инвесторов: изучение конкурентных преимуществ муниципального образования, развитие мощной информационной базы по местным экономическим ресурсам, привлечение целевых инвестиций и поощрение создания новых рабочих мест.
Одной из наиболее сложных задач является привлечение населения муниципального образования к ее разработке и реализации. Требуется кропотливая длительная работа, традиции которой в современной России пока практически отсутствуют.
Основной целью Программы является повышение качества жизни населения на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) развитие промышленности, агропромышленного комплекса, транспортной инфраструктуры, потребительского рынка;
2) развитие и поддержка предпринимательства;
3) развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, жилищного строительства;
4) развитие образования, культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики;
5) развитие системы здравоохранения;
6) рост уровня обеспеченности и объемов предоставления социальных услуг населению города Армавир.
Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с целью и поставленными задачами определены показатели реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется путем решения основных задач, в рамках которых координируются и финансируются ее мероприятия. Основным принципом при группировке мероприятий является целевая направленность и отраслевой принцип.
Для решения задачи модернизации экономики, создания базиса для устойчивого экономического роста, Программой предусматривается реализация проектов, направленных на расширение производственных площадей, реконструкцию и обновление основных фондов предприятий промышленности и агропромышленного комплекса. Кроме того, Программой предусматривается строительство новых промышленных предприятий: электрометаллургического производства, мощностью 2,5 млн. т проката в год, и целлюлозно-бумажного комбината, производительностью 100 тыс. т бумаги для гофрирования.
Таблица 1
Показатели реализации Программы
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
1. Строительство тепличных комплексов, тыс. кв. м |
5,0 |
5,0 |
2. Индекс промышленного производства, % |
110,3 |
110,0 |
3. Количество созданных рабочих мест, единиц |
1000 |
1200 |
4. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта, единиц |
2 |
2 |
5. Физический износ сетей коммунальной инфраструктуры, % |
57 |
55 |
6. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, на конец года, кв.м. |
21,0 |
21,6 |
7. Охват детей дошкольными учреждениями, % |
65,2 |
67 |
8. Охват детей услугами дошкольных образовательных учреждений, % |
73 |
74 |
9. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10 тыс. человек, посещений в смену |
228,7 |
250,3 |
10. Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. человек, коек |
79,6 |
92,1 |
11. Доля населения, систематически занимающегося спортом, % |
33 |
35 |
12. Охват населения клубными учреждениями, % |
1,8 |
2,0 |
Для выполнения мероприятий по реализации задач, связанных с агрокомплексом, предполагается строительство 19 тыс. кв. м тепличных комплексов, обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий в количестве 167 единиц, модернизация консервного завода в части оборудования по производству томатной пасты (рост объемов производства на 30%) и кабачковой икры, строительства цеха по убою птицы.
Реализация этих мероприятий позволит обеспечить рост производства продукции, отвечающей современным требованиям и пользующейся повышенным спросом на внутреннем рынке.
В процессе совершенствования разработки и реализации программы социально-экономического потенциала муниципального образования г. Армавир необходимо формирование системы стратегического планирования и управления, включающей планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.
Опыт стратегической деятельности отечественных и зарубежных городов показывает, что для успешного применения положений комплексного плана необходимо выполнение ряда условий.
Во-первых, специалисты, участвующие в реализации стратегических решений должны быть участниками всех стадий процесса стратегического планирования.
Во-вторых, в процессе разработки и реализации стратегии, программ и проектов необходимо не только использовать имеющийся потенциал, но и выявлять и создавать новые стратегические ресурсы, а также привлекать различные внешние ресурсы.
В-третьих, бюджетные источники должны использоваться в основном для создания условий формирования и реализации программы развития МО, привлечения различных внебюджетных средств, что требует разработки соответствующих механизмов в управлении финансами.
В-четвертых, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы стратегической деятельности, в том числе - придание соответствующего статуса разрабатываемым документам: концепции, стратегическому плану, программам и проектам.
В-пятых, в ряде случаев целесообразно формирование особых субъектов стратегической деятельности для решения новых задач стратегического развития.
Для решения задач, поставленных в стратегии, необходимо осуществить комплекс мероприятий организационного характера.
- Разработать стратегию вовлечения в обсуждение и реализацию программы предпринимательских кругов и активной части населения города, которая должна включать:
- периодические встречи населения с руководителями города,
- опросы населения,
- использование возможностей местных средств массовой информации,
- меры по информированию населения о планах развития города и результатах их реализации,
- пропаганду среди широких слоев населения необходимости участия населения в решении вопросов социально-экономического развития города,
- поддержку гражданских инициатив, деятельности органов территориального общественного самоуправления, направленных на улучшение состояния конкретных домов, дворовых территорий, парков, водных объектов города, способствующих развитию городского сообщества, осознанию жителями города своей ответственности за его судьбу.
- Организовать обучение работников администрации города и депутатов городского совета современным методам управления социально-экономическим потенциалом муниципальных образований, используя кадровый потенциал местных вузов, осуществлять повышение квалификации муниципальных кадров не реже одного раза в три года.
- Провести маркетинговое исследование территории города, в ходе которого могут быть, в частности, выявлены:
- затраты потенциальных инвесторов, связанные с выбором и подготовкой площадок строительства, использованием местных строительных материалов, получением необходимой и достоверной информации, стоимостью сроками оформления необходимой документации и др.;
- наличие высвободившихся в результате сокращения производства зданий цехов и предприятий города с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой; должен быть составлен перечень таких зданий с техническими характеристиками и определены условия соглашений с их собственниками о возможном размещении в них новых производств;
- наличие неиспользуемых объектов незавершенного строительства, которые могут оказаться привлекательными для потенциальных инвесторов.
- Осуществить разработку каталога инвестиционных проектов, который существенно облегчит задачу поиска потенциальных инвесторов.
- Обеспечить расширение возможностей использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.
- Произвести ряд изменений в организационной структуре управления городом. В частности, необходимо создание подразделения стратегического планирования.
- Для осуществления эффективного управления реализацией программы социально-экономического потенциала муниципального образования г. Армавир целесообразно создание специального органа - дирекции стратегии. По опыту других городов необходимо придание дирекции статуса юридического лица в форме некоммерческой организации (например, агентства социально-экономического потенциала). Ее учредителями могут быть органы местного самоуправления города, уполномоченные органы государственной власти края Дирекция может быть наделена полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы, и генеральным заказчиком отдельных проектов, финансирование которых осуществляется из нескольких источников. Другими задачами дирекции должны стать мониторинг реализации программы и своевременное внесение в него необходимых изменений, оказание содействия в привлечении инвестиций.
- Другим координационным органом может быть общественный совет, в состав которого могут входить представители органов местного самоуправления, ученые, специалисты, лидеры общественных организаций, представители средств массовой информации. Такой совет мог бы осуществлять периодическую общественную экспертизу хода реализации стратегии, вносить в органы местного самоуправления и в дирекцию предложения по ее улучшению. В составе общественного совета целесообразно сформировать рабочие группы по отдельным проектам и тематические комиссии по отдельным программам.
Важнейшим условием успешной реализации стратегии социально-экономического потенциала г. Армавира должна стать система мониторинга и оценки его выполнения. Система должна обеспечивать постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий, а также обеспечивать обратную связь и корректировку текущего планирования в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
В целом, данные мониторинга позволят «измерять» социально-экономические процессы в муниципальном образовании с помощью измеряемых, количественных показателей и получить оперативную информацию о «скорости» и направлениях развития города Армавир.
Один из важнейших моментов при организации мониторинга – отбор индикаторов. Основой мониторинга выполнения плана стратегического развития может стать система индикаторов качества жизни и показателей, включаемых в паспорт муниципального образования. Опыт использования системы индикаторов в качестве основы для проведения мониторинга муниципальных программ администрациями городов показывает, что отслеживание индикаторов становится хорошим стимулом для организации муниципальной статистики и создания муниципальных информационных систем. Это позволяет организовать электронный документооборот между подразделениями администрации.
Социально-экономический потенциал МО г. Армавир на ближайшую перспективу должен быть нацелен на балансированность экономических и социальных факторов функционирования местного самоуправления, осуществлять пропорциональность развития материального производства и социальную инфраструктуру, совершенствовать отношения с другими территориями, местными сообществами и хозяйствующими субъектами, а также необходимо взаимодействие со всеми уровнями власти.