Полный текст статьи
Печать

Информационные технологии не стоят на месте, считается, что ИТ-отрасль является самой бурно развивающейся в мире. С каждым днем эксперты со всей планеты создают новые технологии и инновации, способные облегчить нашу жизнь и привнести в нее что-то новое. ИТ-индустрия является двигателем экономического роста как мира в целом, так и отдельных государств. Многие страны увидели возможности информационных технологий приносить в экономику государства высокие дивиденды и начали разработку масштабных стратегий, нацеленных на увеличение роли информационных технологий в экономике страны. Повышая эффективность предоставления обществу услуг в разнообразных сферах, таких как здравоохранение, безопасность и образование, информационные технологии позволяют добиться большей социальной устойчивости в государстве. Все это привело к повышению спроса на информационные услуги по всем миру.

Повышение спроса привело к закономерному расширению и прогрессированию мирового ИТ-рынка. Большой скачок в развитии ИТ-рынка происходит в 2006 году, когда информационные технологии выходят на первое место по скорости эволюционирования и роста популярности по сравнению с другими секторами экономики. Значение рынка информационных и коммуникационных технологий для общества возрастало с геометрической прогрессией. Наглядными показателями роста является статистика за 2008-2009 г. – несмотря на мировой экономический кризис, число пользователей, имеющих доступ к сети Интернет, выросло до 422 миллионов человек, а число владельцев мобильных телефонов и смартфонов достигло отметки в 4 млрд. человек – это колоссальные цифры.

Сейчас мировой ИТ-рынок продолжает развиваться и не перестает быть самым динамичным в мире, он по-прежнему играет высокую роль для современного общества и его влияние на человека только усиливается.

Для того, чтобы более подробно изучить тенденции развития мирового ИТ-рынка, необходимо разобраться, что он собой представляет. На сегодняшний день нет четкой трактовки понятию рынка информационных технологий, многие ИТ-аналитики и эксперты затрудняются дать определение этому термину, а если такое и происходит, то мнения экспертов в большинстве случаев расходятся. Это объясняется тем, что эксперты не могут определить четкую структуру этого рынка. Считается, что ИТ-рынок является одной из трех составных частей рынка ИКТ (рынок информационно-коммуникационных технологий) и тесно пересекается с телекоммуникационным рынком. Принято выделять от трех до четырех отраслей на ИТ-рынке, здесь и расходятся мнения специалистов. Эксперты из Международного союза электросвязи (ITU) утверждают, что ИТ-рынок включает в себя три отрасли, а именно:

- отрасль компьютерного аппаратного обеспечения;

- услуги в области программного и компьютерного обеспечения;

- телекоммуникационное аппаратное обеспечение;

 

Рисунок 1. Структура ИКТ-Рынка в трактовке ITU 

Другое мнение у аналитиков из Международной исследовательской и консалтинговой компании (IDC), согласно их пониманию рынка, в его структуру входят:

- серверы, клиенты и СХД (системы хранения данных);

- программное обеспечение; 

- ИТ-услуги;

- сетевое оборудование.[3]


 Рисунок 2. Структура ИКТ-Рынка в трактовке IDC 

Процентное соотношение всех сегментов на рынке информационных технологий разные эксперты и аналитики определяют в зависимости от условий на рынке определенного государства, например, в Германии за 2013 год большую часть рынка составили услуги в области ИТ (38,5%) и производство аппаратных средств (36,8%), а малую часть от рынка занимала отрасль программного обеспечения для аппаратных средств (24,7%).[9]

В отличие от национальных ИТ-рынков, на мировом уже давно сложилась устойчивая статистика, отражающая соотношение всех его сегментов. По информации, предоставленной компанией IDC в 2012 году, самой большой отраслью на мировом рынке является оборудование, которое включает в себя различную технику, например: ноутбуки, принтеры, телевизоры, смартфоны, планшеты и т.д. Несмотря на стремительное падение продаж настольной компьютерной техники (ПК, ноутбуки, мониторы), сегмент аппаратных средств и оборудования уже давно является лидером по затратам на мировом ИТ-рынке и не перестает им быть, эксперты считают, что такую тенденцию задает стремительный рост популярности мобильных технологий. Весь мир начал активно скупать планшеты, смартфоны и умные часы, нежели ноутбуки или персональные компьютеры. Самой стабильной продукцией в этом сегменте является печатная и копировальная техника, спрос на них не падает более 10 лет. Сейчас затраты на ИТ-оборудование занимают почти 50% от общего объема на мировом рынке информационных технологий.

Самым быстро развивающимся и динамичным сегментом на ИТ-рынке является отрасль программного обеспечения. На протяжении нескольких лет продажи программного обеспечения неуклонно растут. Согласно данным IDC, ее ежегодный прирост достигает 6%. Больше половины от всего объема сегмента формируют приложения различного типа и назначения, в большинстве своем это мобильные приложения, продажи которых растут за счет повсеместного развития мобильных технологий. Меньшую часть сегмента ПО образуют корпоративное программное обеспечение и различные средства разработки, например, интегрированные системы разработки типа Microsoft Visual Studio или же системы создания мультимедийного контента (Photoshop, Sony Vegas Pro). Корпоративные ИТ-системы, которые пользуются большой популярностью у компаний, взаимодействуют с базами данных, что в свою очередь образует спрос на программы, обеспечивающие работу и управление базами данных (программы типа Microsoft SQL). Также значительную долю в этом сегменте занимает системное    программное обеспечение.  

Очень важным сегментом на ИТ-рынке являются ИТ-услуги и ИТ-аутсорсинг. Рост объемов информации требует значительных затрат на усовершенствование информационных систем и корпоративных хранилищ данных, поэтому компании все чаще прибегают к услугам сторонних организаций, предоставляющих аутсорсинг-услуги по поддержке и сопровождению информационных систем и программ. Сейчас ИТ-аутсорсинг, то есть передача функций по поддержке и обслуживанию корпоративных ИТ-инфраструктур, является одним из популярных и востребованных направлений на рынке.

Одним из самых перспективных направлений на мировом рынке информационных технологий сегодня считаются облачные технологии. Они представляют собой технологию, которая не требует использования  локального сервера или компьютера и выполняется удаленно, например через интернет. Облачные технологии состоят из большого количества серверов, расположенных в ЦОД (центрах обработки данных). «Облака» обеспечивают ресурсами и неограниченными площадками для размещения данных огромного количества программных продуктов по всему миру.[4] Особую популярность данная технология завоевала у предприятий и организаций.  Предприятия по всему миру активно используют «облака» в целях экономии ресурсов, технология позволяет им экономить на размещении собственных ERP-систем (Система планирования ресурсов предприятия) или CRM-систем (Система управления взаимоотношениями с клиентами), содержание которых требует значительных затрат. Многие сервисы предоставляют бесплатное пространство от 1 до 26 гигабайт. Если пользователь хочет больше пространства, то ему придется увеличивать емкость за деньги. Например, у провайдера Dropbox объем дискового пространства размером в 50 ГБ памяти будет стоить около 75 евро в год.[4] Также наряду с облачными технологиями, эксперты считают, что важными сторонами совершенствования и эволюционирования информационных технологий являются:

- развитие технологий в области аналитики больших объемов данных;

- интеграция мобильных устройств и технологий социальных сетей в корпоративную среду.

Компания IDC объединяет все эти направления в один общий термин «Третья платформа». Развитие третьей платформы уже в скором будущем приведет к большим изменениям бизнес-моделей в различных отраслях рынка информационных технологий.[5]

 «Третья платформа» является одним из этапов развития рынка информационных технологий в трактовке IDC. Аналитики представляют развитие рынка в виде трех этапов (платформ).[6] Базой для первой платформы послужили серверы, способные обрабатывать большие объемы данных, т.е. мейнфреймы и терминалы, которые стали ядром и площадкой для тысяч приложений и веб-сервисов. Основой второй платформы являются традиционные аппаратные средства в виде персональных компьютеров, развитие информационной телекоммуникационной сети Интернет, клиент-серверная архитектура для программных решений, сотни тысяч программ, работающих на базе мейнфреймов. Отличие третьей платформы от предыдущих заключается в развитии облачной инфраструктуры, используемой для решения комплексных аналитических задач в малом и среднем бизнесе, а также в повышении спроса на мобильные устройства, в основном это смартфоны и планшеты, которые имеют бесперебойное соединение с интернетом. Также характерным для третьей платформы является увеличение значимости и популярности социальных сетей в жизни людей.[1] 

Этап эволюции

Основа

Количество пользователей

1 платформа

Мейнфреймы и терминалы – основа работы тысяч приложений и программ.

Тысячи пользователей

2 платформа

- Традиционные персональные компьютеры;

- Интернет и веб-технологии;

- Клиент-серверная архитектура программного обеспечения; 

- Сотни тысяч приложений.

Миллионы пользователей

3 платформа

- Большие объемы информации;

- Мобильные устройства;

- Облачные вычисления;

- Социальные технологии.

Миллиарды пользователей

Таблица 1. Три платформы в эволюции ИТ-рынка по версии IDC 

Уже сейчас миллиарды пользователей по всему миру имеют неограниченный доступ к приложениям, веб-сервисам, контенту и услугам, которыми они могут воспользоваться в любом месте и в удобное время - в основе всего этого лежат технологии третьей платформы.

Все элементы, являющиеся основой для третьей платформы, побуждают друг друга к обоюдному развитию и расширению. Например, в последнее время растет число планшетов и смартфонов, пользователи которых создают определенный контент, который, в свою очередь, они хранят в облаке и при этом не тратят ресурсы своего мобильного устройства. Увеличение роста числа пользователей  мобильных устройств влечет за собой рост посещаемости и активности в социальных сетях. Накопленная информация о действиях пользователей в социальных сетях может послужить огромной базой для анализа и изучения теоретически ценной информации, что впоследствии может повысить качество функционирования различных веб-сервисов, включая и социальные сети.  

Также обычным примером использования технологий третьей платформы является использование клиентского приложения с пользовательского смартфона для получения доступа к корпоративному хранилищу данных организации, в которой он работает или же информации, находящейся на его электронном ящике, или в социальных сетях. При этом пользователь может использовать приложение, которое находится в определенном облаке, и обращаться к данным, находящимся на сервере другого облака.

В настоящее время существует большое количество облачных сервисов, но особого внимания заслуживает облачная платформа от Microsoft. Microsoft Azure является платформой, в основе которой лежат облачные вычисления. Система от мирового ИТ-гиганта предоставляет возможность создания, отладки и выполнения приложений различного типа, а также хранения любых объемов данных на серверах, расположенных в дата-центрах. Сама платформа представляет собой операционную систему, развернутую на серверах Microsoft, доступ к которой осуществляется через сеть Интернет. Все пользователи Azure имеют доступ к широкому спектру возможностей и встроенных сервисов, при этом платформа обеспечивает высокий уровень доступности и безопасности. В перечень сервисов, доступных пользователям на платформе Azure входят: сервисы хранения данных, вычислительные сервисы, сервисы безопасности, пакеты коммуникаций и прикладные решения. Сейчас платформа Microsoft Azure, наряду с сервисами от Amazon и Google, является лидером в этой сфере. Эксперты из компании Compuware признали Azure самой быстрой облачной платформой в мире, а компания Nasuni признала платформу лидером в тестах по производительности и минимальному числу ошибок в работе. Также следует отметить, что технологию Azure использовали во время проведения Олимпийских игр в Сочи-2014. Ежедневно на официальный сайт Сочи-2014 заходили более 5 миллионов уникальных пользователей. Пользователи со всего мира скачали с сайта более 6 миллионов копий официального приложения Олимпийских игр. С помощью Microsoft Azure, а также системе взаимных коммуникаций и решениям Microsoft Dynamics, была достигнута бесперебойная работа официального сайта Олимпийских игр в Сочи.[8] 

Помимо всего, технологии третьей платформы активно внедряются во все сферы социальной жизни людей. Облачные технологии прочно укореняются в жизни не только обычных интернет пользователей. Так, облачные вычисления применяются очень широко и довольно часто в сфере образования.

Примеров использования облачных технологий в образовании множество: ведение электронных дневников в школах, а так же электронных журналов, создание личных кабинетов для учеников и преподавателей, облачная телефония, специальные форумы для обмена учебной информацией, создание интерактивных приемных и много других возможностей. Для доступа к облачным технологиям в образовании можно использовать различные программы на ПК, электронные учебники, электронные библиотеки, обучающие тренажеры, обучающие системы, системы проверки знаний в виде тестов, прикладные программные средства, телеконференции, список можно продолжать бесконечно, потому что инструментария для использования облачных технологий в образовании очень много.

Для применения в образовательном процессе на просторах интернета можно найти множество облачных сервисов. Одними из самых распространенных сервисов являются облачные технологии Google. Рассмотрим применение в образовательном процессе технологии Google Drive или Google диск. Это файловый хостинг, который включает в себя такие функции как хранение файлов в облаке, возможность общего доступа и изменения файлов. В состав сервиса входят Документы, Презентации, Таблицы. Пользователям бесплатно предоставляется 15 Гб свободного места для хранения информации. Для начала работы необходимо установить Google Диск и иметь доступ к интернету. Преподаватель может загрузить или создать в Google Документы файл и, в настройках приватности, открыть доступ к этому файлу ученикам. Преподаватель и его студенты могут в режиме реального времени вносить изменения в документ, создавать таблицы или презентации, это значительно экономит время на уроках, позволяет визуализировать информацию, учит работать в группе. Также эта технология незаменима при дистанционном обучении. Из плюсов можно также добавить замену бумажных носителей электронными, то есть все учебники и конспекты можно добавить в Google Drive и иметь доступ к необходимой информации в любом месте и в любое время.

Международная исследовательская и консалтинговая компания IDC, в лице старшего вице-президента и главного аналитика Франка Генса, представили свой прогноз развития мирового ИТ-рынка.[7]

Специалисты из IDC считают что, облачные технологии – это фундамент для развития корпоративных информационных систем, они будут являться главным драйвером развития рынка информационных технологий, как в мире, так и в отдельных государствах. Также IDC прогнозируют следующее:     

1) К 2017 году более 50% затрат мировых компаний на информационные технологии будут приходиться на технологии третьей платформы эволюции рынка ИТ (Облачные технологии, мобильных технологии, социальные сети, программы для вычисления больших данных). К 2020 году затраты на развитие технологий третьей платформы увеличатся примерно на 60%.

2) К 2018 году мировые ИТ-компании будут тратить половину своих расходов только на развитие облачных технологий. К 2020 году затраты на облачные технологии будут составлять уже 60% от всей ИТ-инфраструктуры, включая программное обеспечение, ИТ-услуги и оборудование.

3) К 2018 году предполагается использование порядка 22 млрд. различных электронных устройств и компьютеров, которые будут передавать данные через интернет, с использованием технологий третьей платформы, что обеспечит создание более 200 тысяч программ, приложений и услуг, располагающихся в сети Интернет.

4) В ближайшее время более 50 % компаний освоят отрасль облачных вычислений.

5) Ближе к 2018 году, компании, которые стремятся к «цифровой трансформации», увеличат свой потенциал разработки программного обеспечения более чем в два раза. Две трети от общего числа разработчиков будут сосредоточены на создании стратегических приложений и услуг для цифрового преобразования данных.

6) Компании, которые стремятся к цифровой трансформации, увеличат свои внешние источники данных, по крайней мере, от 3 до 5 раз и обеспечат мировой ИТ-рынок доступными данными более чем в 100 раз.

7) Увеличение роста числа пользователей облаков разных типов (частные, публичные, гибридные, коммьюнити-сети).

8) Рост зоны охвата территории глобальных компьютерных сетей, увеличение скорости передачи информации, использование в промышленности и быту специализированных устройств, получающих информацию из компьютерных сетей.

9) К 2020 году более 30 % поставщиков ИТ-услуг больше не будет существовать в нынешнем виде. Произойдет вероятная смена лидирующих позиций.

Будущее за облачными вычислениями, и это не пустые слова. Облачные технологии – это сервис, который способен хранить и обрабатывать огромные объемы информации, без использования локальных ресурсов. Облака – это возможность приобретения программного обеспечения и вычислительных мощностей для бизнеса, без затрат на установку. С помощью этой технологии пользователи имеют доступ к своим ресурсам с любого устройства и в любое время. Кроме того, облачные технологии предоставляют новые рабочие места для ИТ-специалистов разного профиля, которые способны регулировать и сопровождать облака. Сейчас данная технология продолжает развиваться с колоссальной скоростью и неуклонно завоевывает популярность у пользователей всего мира. Подтвердятся ли прогнозы аналитиков по поводу ключевой роли облачных технологий в будущем мирового ИТ-рынка или нет, покажет время. Но уже сегодня облачные вычисления это не просто интересный сервис, а прочно закрепившаяся, полезная, приносящая выгоду, как бизнесу, так и обычному пользователю технология, способная принести большие изменения в будущее человека.

Научный руководитель:
Кадникова Оксана Владимировна, 
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, Россия