Полный текст статьи
Печать

Современный мир уже нельзя представить без интернета и компьютерной техники. Информационные технологии внедряются во все сферы человеческой деятельности – науку, культуру, образование. Компьютеры используют также для развлечений, общения и доступа к информации.

А сколько времени в день проводят за компьютером в России и в Германии? Есть ли этнокультурные особенности? Для того чтобы определить роль интернет-коммуникации, национальную специфику использования сетевых средств массовой информации были проведены опросы среди русскоязычных и немецкоязычных пользователей. Платформой для опросов послужил онлайн-портал «Toluna». Сначала опрос был и размещен на русском языке для русскоязычных участников портала. Затем опрос был переведен на немецкий язык и размешен для немецкоязычных участников. Структура опроса на русском языке приведена ниже:

Сколько времени в день Вы проводите у компьютера?

  • 1-2  часа в день
  • 3-4 часа в день
  • 5-6 часов в день
  • 7-8 часов в день
  • более 8 часов в день

Для чего Вы используете компьютер больше всего?

  • Для работы
  • Для учебы
  • Для игр
  • Для просмотра новостей
  • Для общения в социальных сетях
  • Для других целей

Проанализируем результаты опроса русскоязычных участников. Большинство опрошенных проводит у компьютера около 3-4 часов, что составляет 26 процентов. Отрыв от других вариантов небольшой - 24 процента респондентов тратит на компьютер от 5 до 6 часов в день, и столько же процентов тратят более 8 часов. 14 процентов респондентов уделяют компьютеру 7-8 часов в день и все лишь 12% - от одного до двух часов. Инфографика результатов первого вопроса представлена на рисунке 1.

 

Рис.1 - Инфографика первого вопроса опроса для русскоязычных респондентов

Проанализировав состав респондентов с точки зрения возраста и пола, можно сделать следующие выводы: 42% респондентов мужского пола используют компьютер 3-4 часа в день. И всего 5% используют его от 1 до 2 часов в день. У респондентов женского пола дела обстоят немного иначе. Большинство проводит за компьютером более 8 часов в день (32%), однако процент тех, кто проводит от 1 до 2 часов не самый низкий - 18%. Инфографика представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2 - Инфографика первого вопроса опроса для русскоязычных респондентов мужского и женского пола

Особенно высока интенсивность использования компьютера у молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет – 43 процента в этой возрастной группе тратит более восьми часов в день на ПК. Меньше всего по времени, а именно 1-2 часа в день, использует компьютер возрастные группы до 18 и от 55 лет – 50 и 33 процента соответственно. Инфографика результатов опроса первого вопроса всех возрастных групп представлена на рисунках 3 – 6.

 

Рис. 3 - Инфографика первого вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе до 18 лет

 

Рис. 4 - Инфографика первого вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе от 18 до 34 лет

 

Рис. 5 - Инфографика первого вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе от 35 до 54 лет

 

Рис. 6 - Инфографика первого вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе от 55 лет

Далее проанализируем, как российские пользователи используют компьютер. Как оказалось, больше всего компьютер используют для работы – так ответили 34 процента опрошенных. На втором месте у пользователей общение в социальных сетях – 22 процента. Чуть меньше участников используют компьютер для игр – 17 процентов. Самый не популярный ответ – для учебы, так ответило 6 процентов. Инфографика результатов второго вопроса представлена на рисунке 7.

 

Рис.7 - Инфографика второго вопроса опроса для русскоязычных респондентов

Используют компьютер в большей степени для работы как респонденты мужского так и женского пола – 30 и 40 процентов соответственно. Для игр использую компьютер 27 процентов респондентов мужского пола, что является вторым по популярности ответом. У респондентов-женщин - это наименее популярный ответ – всего 6 процентов. И у тех и у других оказался популярен ответ «для общения в социальных сетях» – у мужского пола 21 процент и у женского – 24. Полная инфографика представлена на рисунке 8.

 

Рис. 8 - Инфографика второго вопроса опроса для русскоязычных респондентов мужского и женского пола

В возрастных группах результаты опроса несколько отличаются. Респонденты до 18 лет все 100% проголосовали за вариант «для игр». Возрастные группы от 18 до 34 и от 35 до 54 лет больше используют компьютер для работы, а от 55 лет – для общения в социальных сетях. Инфографика результатов опроса второго вопроса всех возрастных групп представлена на рисунках 9 – 12.

 

Рис. 9 - Инфографика второго вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе до 18 лет

 

Рис. 10 - Инфографика второго вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе от 18 до 34 лет

 

 

Рис. 11 - Инфографика второго вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе от 35 до 54 лет

 

Рис. 12 - Инфографика второго вопроса опроса для русскоязычных респондентов в возрастной группе от 55 лет

Теперь проанализируем опрос немецкоязычных респондентов. Ответы на первый вопрос кардинально отличаются от ответов русскоязычных пользователей. Большинство, которое составляет 40 процентов опрошенных, проводит у компьютера всего один - два часа. Отрыв от других вариантов почти вдвое - 23 процента респондентов тратит на компьютер от 3 до 4 часов в день, и 15 процентов тратят более 8 часов.  11 процентов уделяют компьютеру 5-6 часов в день и столько же процентов - 7-8 часов в день. Инфографика результатов представлена на рисунке 13.

 

Рис. 13 - Инфографика первого вопроса опроса для немецкоязычных респондентов

В гендерном аспекте ответы не очень отличаются друг от друга (см.рисунок 14). По возрастным группам также лидирует ответ «1-2 часа в день», за исключением группы от 55 лет. В ней  29 процентов опрошенных проводят за компьютером от одного до двух часов, и столько же – более 8 часов в день. Инфографика результатов опроса всех возрастных групп представлена на рисунках 15-18.

 

Рис. 14 - Инфографика первого вопроса опроса для немецкоязычных респондентов мужского и женского пола

 

 

Рис. 15 - Инфографика первого вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе до 18 лет

 

Рис. 16 - Инфографика первого вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе от 18 до 34 лет

 

Рис. 17 - Инфографика первого вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе от 35 до 54 лет

 

Рис. 18 - Инфографика первого вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе от 55 лет

Так же, как и русскоязычные, немецкоязычные пользователи больше всего используют компьютер для работы – так ответили 26 процентов опрошенных. Несмотря на то, что в опрос были включены самые популярные варианты использования компьютера, 20 процентов респондентов ответили, что используют компьютер для целей, не указанных в опросе. Процент русскоязычных респондентов, ответивших также вдвое меньше.  Остальные участники опроса ответили, что используют компьютер для общения в социальных сетях и игр – 17 и 15 процентов соответственно. Самый не популярный ответ, как и русскоязычных респондентов – для учебы, так ответило 9 процентов.

Инфографика результатов второго вопроса для немецкоязычных респондентов представлена на рисунке 19.

 

Рис. 19 - Инфографика второго вопроса опроса для немецкоязычных респондентов

Значительная часть респондентов мужского пола, составляющая 30 процентов, использует компьютер для работы. 22 процента опрошенных используют компьютер для игр, по 16 процентов респондентов для общения в социальных сетях и «других целей» и 14 процентов респондентов для просмотра новостей. За вариант «для учебы» никто из респондентов мужского пола не проголосовал. Представители женского пола также больше используют компьютер для работы – так ответили 25 процентов. Стоит отметить, что процент использующих компьютер для учебы велик по сравнению с респондентами мужского пола (14 процентов против нуля), а процент использующих компьютер для игр, напротив, меньше (10 процентов против 24). Остальные ответили, что используют ПК «для других целей» и для общения в социальных сетях – 22 и 16 процентов соответственно. Полная инфографика представлена на рисунке 20.

 

Рис. 20 - Инфографика второго вопроса опроса для немецкоязычных респондентов мужского и женского пола

 

В возрастных группах  также есть некоторые отличия результатов. Большая часть респондентов до 18 лет проголосовала за вариант «для других целей». Возрастные группы от 18 до 34 и от 35 до 54 лет больше используют компьютер для работы. А группа от 55 лет использует компьютер в равной степени для работы, общения в социальных сетях и «других целей». Инфографика результатов опроса второго вопроса всех возрастных групп представлена на рисунках 21 – 24. 

Рис. 21 - Инфографика второго вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе до 18 лет 

Рис. 22 - Инфографика второго вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе от 18 до 34 лет

 

Рис. 23 - Инфографика второго вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе от 35 до 54 лет

 

Рис. 24 - Инфографика второго вопроса опроса для немецкоязычных респондентов в возрастной группе от 55 лет

Проанализировав результаты опросов русскоязычных и немецкоязычных респондентов, можно сделать следующие выводы:

  • В России за компьютером пользователи проводят намного больше времени, чем в Германии.
  • В обеих странах компьютер используют в большей степени для работы и в меньшей степени для учебы.
  • Также высок процент использующих ПК для игр и общения в социальных сетях.
  • В России больше проводят за компьютером люди в возрасте от 18 до 34 лет, а в Германии - от 55 лет.