Полный текст статьи
Печать

Ценность малого бизнеса состоит в том, что он удовлетворяет первостепенные потребности и является фундаментом для среднего и крупного бизнеса, снимая тем самым нагрузку с государственного бюджета на содержание безработных, он держится на свежих идеях, предприимчивости, решая вопросы занятости населения, достойной заработной платы и формирования среднего класса, как основы политической и социальной стабильности общества [2].

Согласно данным сборника «Статистический ежегодник Оренбургской области 2015» по состоянию на 1 января 2015 года в Статрегистре учтено 40969 предприятий и организаций, из них 38431 являются юридическими лицами, 2538 – организации без права юридического лица. По данным Управления ФНС России по Оренбургской области, на 1 января 2015 года прошли процедуру государственной регистрации (перерегистрации) 37744 юридических лица.

В соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года и критериями отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий в Оренбургской области на конец 2014 года насчитывалось 19257 малых предприятий (2180 малых предприятий и 17077 микропредприятий) и 35553 индивидуальных предпринимателя. [7,9]

По данным Управления федеральной налоговой службы  по Оренбургской области только за период с 01.01.2015 по 01.01.2016 по Оренбургской области количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей  с присвоением ОГРНИП в отчетном периоде  составило 8285 ед.  и прекративших свою деятельность 7955 ед., а также  количество зарегистрированных юридических лиц, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, с присвоением ОГРН в отчетном периоде за этот период составило 3340 ед. и прекративших свою деятельность 2311 ед. соответственно.

Ежегодно увеличивается вклад малого предпринимательства в экономику области. Достаточно сказать, что доля произведенной малым бизнесом продукции в общем объеме валового регионального продукта  области составляет 12,0%. На 01.01.2016 в городе Оренбурге зарегистрировано 15 162 предприятия - 15080 предприятий малого бизнеса,  69 среднего бизнеса, 13 крестьянских фермерских хозяйств, количество предпринимателей без образования юридического лица составляет 15 035 ед. - 14919 ед. предпринимателей и 116 ед. крестьянских фермерских хозяйств. Общее количество субъектов предпринимательства составляет 30 197 ед. 

 

Рисунок 1. Субъекты предпринимательства г. Оренбурга.

 

Общее количество субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города Оренбурга, в сравнении с 2014 годом (30 146 ед.), увеличилось на 51 единицу. 

В целом, в сравнении с итоговыми показателями 2014 года произошло увеличение средних предприятий на 40,8 % (20 ед.), количества индивидуальных предпринимателей на 0,3% (прирост 135 ед.), количество малых предприятий снизилось на 0,7% (на 104 субъекта). 

Распределение субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности (доля в общем количестве субъектов, осуществляющих деятельность на территории города Оренбурга) складывается следующим образом: 

- сфера производства - 12,6%; 

- сфера строительства - 7,4%; 

- оптовая и розничная торговля - 40,3%; 

- сфера предоставления услуг (социальных, бытовых и пр.) - 9,6%; 

- сфера транспорта и связи - 4,6%.


Рисунок 2. Распределение субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности. 

За период 2015 года в муниципальную казну от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило 1 787,76 млн. рублей, что составляет 45,6 % от суммы всех налоговых поступлений (справочно, за 9 месяцев 2015 года в муниципальную казну от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило 1 371,01 млн. рублей, что составило 49,7% от суммы всех налоговых поступлений). 

Несмотря на  налоговые поступления от малого бизнеса в 2015 году в общем отмечено относительное снижение темпов поступления налога на доходы физических лиц, налогов от субъектов, применяющих общую систему налогообложения, единого налога по упрощенной системе налогообложения. 

В связи с неблагополучным предпринимательским и инвестиционным климатом, установившимся в целом на территории Российской Федерации, в связи со сложной экономической ситуацией, значительным ростом цен на сырье, материалы, энергоносители, падением курса национальной валюты, падением потребительского спроса, увеличением себестоимости продукции на многих предприятиях отмечено общее снижение объемов производства. 

В условиях кризиса снизился оборот, вследствие чего пошатнулось финансовое состояние компаний, соответственно отразившееся на прибыли/убыточности предприятий и снижении занятости сотрудников.  В данных непростых для бизнеса кризисных условиях, в целях недопущения сокращения штата сотрудников руководством некоторых предприятий приняты временные меры по снижению уровня заработной платы, переводу сотрудников в режим неполного рабочего времени [4]. 

Принятие решения о снижении фонда оплаты труда, временная антикризисная мера для того, чтобы остаться на рынке и в целях стабилизации пошатнувшегося финансового благосостояния, явилось следствием уменьшения налога на доходы физических лиц.

Степень негативного воздействия этого фактора зависит от отрасли, к которой относится та или иная компания [5]. 

Кроме того, снижение уровня налоговых поступлений связано с формированием «налоговых перспектив» для субъектов предпринимательства (распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р): 

- увеличение вдвое предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) каждой категории субъектов малого предпринимательства; 

- расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых,  возможно применение патентной системы налогообложения; 

- предоставление права на применение 2-летних «налоговых каникул» впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг. 

В целом, в течение 2015 года, показатели развития предпринимательства в городе Оренбурге оцениваются как стабильные, характеризующиеся постоянством показателей численности занятых, стабильностью налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. 

Малый и средний бизнес города вносит свой серьезный вклад и в формирование городского бюджета, обеспечивая более 53% налоговых поступлений в муниципальную казну.

Вместе с тем, сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса не полностью отвечает задачам модернизации экономики города. Непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса Оренбурга, но этот показатель значительно  отстает от уровня развития малого и среднего предпринимательства в европейских странах, в которых количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.

На основании анализа развития малого и среднего  предпринимательства в городе Оренбурге  в 2013 – 2015 годах следует отметить, что к основным проблемам, препятствующим его дальнейшему развитию можно отнести следующие:

1)      Не только как проблему, но и как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность российского законодательства и нестабильность принятия подзаконных актов по налогообложению, которые в конечном итоге приводят к пробелам в действующем законодательстве, особенно налоговом. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимательских структур. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности работать на перспективу, нарушает планы. Чтобы уклониться от налогового прессинга, предприниматели начинают действовать в соответствии со складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, изобретая хитроумные схемы занижения налогов или варианты ухода от их уплаты. Развитию предпринимательских структур может способствовать ослабление налоговой нагрузки, хотя данная мера способна принести положительный эффект лишь в том случае, если кроме местных налогов будут предоставлены льготы по уплате отдельных региональных обязательных платежей.

2)       Одним из сдерживающих негативных факторов является наличие административных барьеров. В связи с тем, что большинство инициатив по законодательству отдано на откуп местным органам управления, то предпринимательские структуры не ведают, с каким нововведением властей они проснутся завтра утром. Кроме того, достаточно часто предприниматели сталкиваются с вопросами коммерциализации государственных контролирующих органов при оформлении разрешительных процедур субъектам малого предпринимательства при регистрации, лицензировании, сертификации, открытии счёта в банке и других процедурах.

Много говорится о качестве условий для ведения бизнеса в нашем регионе. На деле – представители различных структур продолжают порочную практику перекладывания бумаг и ненужных согласований. Это касается всех уровней власти. Скажем, сроки регистрации сделок с недвижимостью просто недопустимы. Понятно: людей не хватает, зарплата маленькая. Но главная проблема – в неотлаженной системе. И это повсеместно. Зачастую главы муниципалитетов затягивают решения об изменениях в градостроительные планы. Предприниматель порой годами ждет подключения к электроснабжению. А увеличение кредитной линии, скажем, в Россельхозбанке, затягивается на многие месяцы. Сказывается нехватка ресурсов, прежде всего финансовых. Общеизвестным фактом является труднодоступность кредитных ресурсов и высокая ставка кредитования. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью. Несмотря на то, ставка рефинансирования была значительно снижена в последние годы и составляла  на декабрь 2015 года 8,25 % , ставки кредитования не были снижены банками столь же значительно [8].

Необходимо активизировать разработку эффективных форм и инструментария кредитного стимулирования малого и среднего предпринимательства, адаптированных к процессам функционирования рынка в Оренбуржье и учитывающих содержание экономических интересов его субъектов.

Для малого бизнеса ключевым вопросом всегда остается «где взять средства?». Поэтому  в инвестиционном послании на 2016 год губернатор Оренбургской области Юрий Берг отметил, что льготные финансовые механизмы должны быть на первом месте, должны  предоставляться гранты начинающим. Пришло время увеличить размер субсидий. Губернатор поручил это проработать и в ближайшее время субсидирование процентной ставки для малого бизнеса должно вырасти с одного миллиона до полутора, а лизингового платежа с полумиллиона до одного. «Прошу правительство области не затягивать процесс согласования», - подчеркнул губернатор.

Еще одна мера поддержки, набравшая в истекшем году двойные обороты, – это микрофинансирование. Более трехсот оренбургских предпринимателей получили льготные займы.

Учитывая, что поправки в федеральное  законодательство вступают в силу первого апреля, Гарантийный фонд и Фонд поддержки предпринимательства должны быть готовы в ближайшее время выдавать микрозаймы по новым условиям: три миллиона на три года под 9% годовых. Осталось только дождаться.

Еще одним реальным для малого бизнеса источником средств среди множества вариантов является привлечение к проекту бизнес-ангела. Понятие «бизнес-ангел» появилось в США в начале ХХ века, для России оно является сравнительно новым. Бизнес-ангел – это лицо, которое использует свои личные свободные финансовые средства, а также предпринимательский или профессиональный опыт для инвестирования в перспективные компании на ранней стадии развития. Бизнес-ангелы могут осуществлять инвестиции самостоятельно или в рамках группы (синдиката).

Бизнес-ангелы предоставляют финансирование на длительный (3–7 лет) срок, без залогов и гарантий, в обмен на пакет акций в новой компании. Цель бизнес-ангела – не регулярные дивиденды от участия в проекте (они реинвестируются в целях развития), а фиксация прибыли на «выходе», т. е. продажа его доли в предприятии через 3–7 лет за цену, намного превосходящую вложения.

Так же в рамках государственной поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства Оренбургской области создано Государственное учреждение «Оренбургский областной бизнес-инкубатор». Его целью является создание благоприятных условий для стартового развития субъектов малого предпринимательства и предоставление в аренду нежилых офисных и производственных помещений на льготных условиях. Финансирование строительства бизнес-инкубатора осуществлялось на условиях со финансирования со стороны бюджета Оренбургской области и федерального бюджета.

Бизнес-инкубатор – это инструмент поддержки малого бизнеса на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду оборудованных помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Деятельность Оренбургского областного бизнес-инкубатора неразрывно связана с работой Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, что позволяет бизнес-инкубатору быть своеобразным проводником всех мероприятий, реализуемых в рамках государственной поддержки малого бизнеса.

В Оренбургской области действует региональный филиал Общероссийской организации «ОПОРА РОССИИ». Ее деятельность направлена на решение острых актуальных вопросов из самых разных сфер, с которыми сталкиваются российские предприниматели в своей повседневной практике ведения бизнеса: правовая защита, привлечение финансирования, получение государственной поддержки, налаживание деловых контактов внутри предпринимательского сообщества и многие другие.

«ОПОРА РОССИИ» является площадкой для эффективного профессионального диалога владельцев и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и представителей федеральных органов исполнительной власти, региональной власти и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества. Основными задачами организации являются:

• защита прав и интересов предпринимателей;

• создание благоприятного бизнес-климата в российских регионах;

• содействие обеспечению доступа малого и среднего бизнеса к имущественным и финансовым ресурсам;

• влияние на формирование политики государства в отношении малого и среднего бизнеса;

• популяризация российского предпринимательства.

В Оренбургской области в настоящее время реализуются инвестиционные проекты в следующих отраслях:  топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс и  добыча полезных ископаемых, машиностроение и  производство, сельское хозяйство, строительство, телекоммуникации, жилищно-коммунальная сфера. Самые интересные из них:

- Развитие рекреационного оздоровительного комплекса в г. Соль-Илецк Оренбургской области.  Строительство современного курорта со специализацией на спелеотерапии,  а также благоприятные возможности для организации комплексных лечебно-оздоровительных программ на основе грязе- и водолечения. Сроки реализации проекта: 2013-2018.

- Развитие альтернативной энергетики, проектирование и строительство ветроэнергетических парков и электростанций гибридной системы на основе возобновляемых источников энергии. Создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития и снижение негативных последствий роста цен на основные виды топливно-энергетических ресурсов, снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области; расширение использования альтернативных источников энергии; снижение техногенной нагрузки на окружающую среду. Сроки реализации проекта: 2014-2018 г.г.[12]

3)             Следует отметить сложность доступа к деловой информации (сведений о продукте, конкуренте, динамике и конъюнктуре рынка, деятельности и взаимодействии различных структур), недостаточность информационной базы, отсутствие единого информационного пространства. Недостаток объективной информации и отсутствие многих статистических показателей (экономических и социологических) не позволяет выполнить достоверный, проблемно-ориентированный анализ ситуации, что влияет на выработку конструктивных решений.

 Хотя надо отметить, что в последнее время работа в этом направлении ведется. 24 марта 2016, на одной из секций масштабной региональной конференции, посвященной улучшению инвестиционного климата в Оренбургской области, рассмотрели актуальные вопросы доступности государственных услуг для предпринимателей и юридических лиц.

 Участникам дискуссионной площадки предложили для обсуждения несколько важных тем. Среди них вопросы таможенного администрирования, регистрации прав собственности и постановки земельного участка на кадастровый учет, обзор деятельности многофункциональных центров и другие. В режиме свободного микрофона от бизнес-сообщества вопросы задавали представителям таможни, налоговой службы, Росреестра и министерства экономического развития, промышленной политики и торговли региона. Подводя итог двухчасовой встречи, президент Союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» Олег Авдеев подчеркнул важность подобного формата общения – открытого диалога представителей власти и бизнеса. «Нам периодически необходимо проводить такие встречи и мероприятия для того, чтобы понимать друг друга и находить общий язык», - резюмировал Олег Авдеев.

4)        Следующая группа проблем связана с правовой неграмотностью самих предпринимателей; неурегулированностью вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; недостаточной защищённостью деятельности предпринимателя.

5)       Нестабильность экономической ситуации, связанная с последствиями мирового финансового кризиса и их воздействием на экономику РФ и области, и, в частности, на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства вызывает определенную обеспокоенность. Недостаточно устойчивое состояние многих субъектов предпринимательской деятельности ставит задачу интенсивного поиска и реализации действенных мер, обеспечивающих условия для стабилизации и роста.

Малый бизнес в существующей действительности – первый, кто попал под удар. И задача исполнительной и законодательной власти его максимально смягчить.

6) Еще одна тема, которая не должна остаться не затронутой, – это проверки.   Зачастую методы работы наших контрольно-надзорных органов просто неадекватны. При этом контролеры нацелены не на предупреждение, а на наказание и всегда умеют находить правильное объяснение зачастую неправильным действиям.  В этом направлении также отмечается проведение мероприятий направленных на улучшение ситуации. В нашей области  с  1 января малый бизнес ушел на "надзорные каникулы". Предприятия не будут подвергаться плановым проверкам в течение трех следующих лет. Но вопрос по внеплановым по-прежнему открыт. В итоге: давление на бизнес продолжает расти. Скажем, административное приостановление деятельности фактически его уничтожает. При этом органы власти назначают максимальный срок приостановления – 90 дней. В результате – убытки, невыплаты по заработной плате, закрытие и т.п.  

Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие предприятий малого и среднего бизнеса возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной и адресной поддержки в различных направлениях – информационного, образовательного, консультационного, научно-технического, технологического, финансового, имущественного обеспечения, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей [3].

Назрела необходимость в повышении квалификации менеджеров предприятий и доступ к лучшей практике ведения бизнеса. Для этого в г. Оренбурге и Оренбургской области необходимо создать конкурсную систему поддержки руководителей, желающих получить дополнительное бизнес-образование, в том числе стажировки за рубежом. Для снижения оттока талантливой молодежи, связывающей перспективы своей профессиональной деятельности с реальным сектором экономики, молодым сотрудникам промышленных и сельскохозяйственных предприятий будет оказываться поддержка органов власти Оренбургской области.

Наш регион активно завоевывает позиции торгового, культурного и коммуникационного центра России. «Оренбуржье – сердце Евразии», и это не просто запатентованное название. Это смысл и содержание для дальнейшего развития.     Губернатор определил ответственных за каждое перспективное направление развития. Обозначил задачи для министерств, бизнеса, глав муниципальных образований. Эффективность каждого - залог общего успеха.

Оренбургская область является флагманом в стране по реализации проектов в рамках социального партнерства, привлекая к развитию территорий крупнейшие предприятий, ответственный бизнес.

  Так, как было раньше, уже не будет, причем не будет в перспективе3-5 лет. До тех пор, пока наша экономика не адаптируется к реалиям санкций, ограничению кредитных средств, мы будем испытывать влияние кризиса. Очевидно, что в текущих макроэкономических условиях нам не избежать перемен. Мы обязаны признать, что нынешняя ситуация в экономике страны — не очередная турбулентность на рынках, это наша новая реальность. Избыточных нефтяных денег в регионе нет и не будет. Нужно искать новые подходы, и не только в экономике, но и в управлении. «Властям придется решать все больше задач антикризисного характера. Представителям бизнеса придется все больше брать на себя грузы социальной ответственности, и мы, власть, будем принуждать вас к этому, словами, уговорами, действиями. Такова новая управленческая реальность», — отметил  в инвестиционном послании на 2016 год  Юрий Берг. [8]

Будущее зависит от нас самих. От того, как мы себя поведем, как сможем наладить диалог внутри региона и насколько четкие требования установим друг к другу.

 И бизнес должен обозначить: «Я – могу. Но сегодня условия таковы, что я не справлюсь без помощи…».

  А власть: «Я помогу. Но взамен бизнес должен взять на себя безукоризненное исполнение принятых обязательств». Губернатор Оренбургской области предложил оренбургскому бизнесу вместе с главами муниципальных образований серьёзно задуматься о переформатировании бизнеса. 

Научный руководитель:
Лекарева Юлия Сергеевна,
кандидат экономических наук доцент кафедры коммерции и маркетинга Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург, Россия