Полный текст статьи
Печать

Экономика современной России нуждается в выборе такой модели своего развития, которая помогла бы создать условия для создания высокотехнологичной и конкурентоспособной отечественной продукции.

В 2013 году Россия впервые стала третьей в рейтинге инвестиционной привлекательности - впереди только США и Китай, а позади Франция, Германия, Великобритания. 2014 год стал для России одним из самых трудных - позиция нашего государства в украинском конфликте вызвала отрицательную реакцию политиков многих стран мира. Это привело к введению политических и экономических санкций против России, что также отрицательно сказалось на инвестиционной привлекательности страны. Несмотря на высокий рост, прогноз развития на 2014 год был весьма неопределённым из-за ряда факторов, отрицательно влиявших на экономику России в 2013 году [4].

Сегодня разные субъекты страны конкурируют за потенциального инвестора. Подчас «уводя» его к себе из-под носа другого соискателя. Например, калужане и питерцы-производителей автомобилей, Краснодар и Воронеж-аграриев и пищевую переработку. Туляки-сразу многих. Химиков, металлургов, производителей мяса и птицы.

Наши преимущества-география (центр страны), насыщение газовыми и электросетями, крепкая промышленность, отличные кадры. Также привлекательные льготы, такие как снижение платежей по налогу на прибыль и обнуление налога на имущество. А также строительство за счет бюджета объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Инвестор получает площадку с готовыми сетями: дороги, газ, вода, канализация и электроэнергия. Наконец, субсидирование затрат на строительство собственной инфраструктуры, уплата процентов по кредитам для технологического перевооружения.

Общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования за период 2011-2014 гг. составил 348 млрд рублей. В 2015 году-105,6 миллиардов рублей. В 2016 году составит 132 миллиарда рублей. Самые привлекательные отрасли- это химическая промышленность, станкостроение, а также легкая промышленность. Правительство Тульской области неспроста занимается данными отраслями, ведь именно они приносят наибольшую прибыль, а также способствуют развитию экономики в регионе.

Еще в 2012 году в Тульской области отмечалось достаточно успешное развитие региональной экономики, однако проблемы, возникшие в России во время мирового финансового кризиса, в той или иной степени отразились на экономике Тульской области. По словам В.С. Груздева: «Ни одно из муниципальных образований не является самодостаточным-все дотационные. Даже город Тула, областной центр, находится на грани между донорством и дотационностью» [5].

Ситуация осложняется проблемой, возникшей в области финансирования со стороны федерального центра, суть которой в том, что более эффективная работа предприятий приводит к уменьшению трансфертов, получаемых ими из федерального бюджета на следующий год. В связи с этим дефицит бюджета на 2016 год будет составлять примерно 15% [5].

На экономике региона пагубно сказываются уже имеющиеся системные недостатки: значительный износ и низкие темпы обновления основных фондов, сокращение численности населения, в частности населения, входящего в трудоспособный возраст, угроза потери квалифицированных кадров, деградация инфраструктуры, а, кроме того, возросшее число техногенных аварий и катастроф.

В силу указанных обстоятельств возникает острая необходимость в решении проблем и задач, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, которые, в том числе нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 года. По мнению авторов стратегии, наиболее актуальными вопросами являются: 1) сохранение значительного НТП области и стимулирование его распространения на различные сферы деятельности гражданского сектора экономики; 2) стимулирование и поддержка внедрения новых технологий во все сферы экономики; 3) поддержка инвестиционных инициатив [1].

Претворение стратегии в жизнь должно положительно сказаться на развитии инфраструктуры Тульской области, благосостояние жителей и привести к подъему экономики.

Научный руководитель:
Фомичева Ирина Вячеславовна, 
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Тула, Россия