Правовая охрана наименований мест происхождения товаров в России имеет своей целью повышение заинтересованности производителей в поддержании высокого качества товаров, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Введение правовой охраны наименований мест происхождения товаров в условиях интернационализации приобретает особое значение, поскольку подавляющее большинство таких товаров отражает историю и культуру народов Российской Федерации. Таким образом, правовая охрана этого объекта будет способствовать сохранению народных художественных промыслов и ремесел, а также культуры страны.
Отношения в связи с реализацией и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации урегулированы частью 4 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с положениями статей 1465, 1225-1230, 1233, 1469 Гражданского кодекса РФ, товаропроизводитель имеет право распоряжаться своей интеллектуальной собственностью, в отношении которой им введен режим коммерческой тайны, по своему усмотрению, защищать свои не имущественные права путем предъявления требования, в том числе о признании права, пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещении убытков к лицу, неправомерно использующему результаты интеллектуальной деятельности без соглашения с правообладателем (бездоговорное использование), либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ущерб.
Согласно статье 1465 Гражданского кодекса РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Положениями статьи 1229 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, другими законами.
Согласно статье 1250 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные права защищаются с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Предусмотренные Гражданским кодексом РФ меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права.
Согласно статье 2 Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации под наименованием места происхождения понимается географическое название страны, области или местности, которым обозначаются товары, происходящие из этой местности, обладающие свойствами, обусловленными преимущественно географической средой данной территории, включающей природные и/или людские факторы.
28 стран – участниц Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 21 мая 2015 г. подписали новый акт Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения. Так, Франция, будучи одной из сторон этого соглашения, активно выступает за международное признание географических указаний мест происхождения товаров в целях поддержки местных производителей Бургундских вин, коньяка, шампанского, сыров и др., поскольку в данной стране географические указания мест происхождения являются «для потребителей синонимом качества».
Коммерческие предприятия приобретают возможность увеличивать ценность своих уникальных в географическом отношении товаров, информируют потребителей, подчеркивают взаимосвязь качества товара с регионом, где он производится [1].
По определению Всемирной организацией интеллектуальной собственности, «географическое указание – это обозначение, используемое на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно этим местом происхождения. Репутация географического указания – это коллективный, нематериальный актив. Чаще всего географическое указание включает название места происхождения товаров».
Так, например, белевская пастила производится по старым рецептам, передаваемым из поколения в поколение в Белевском районе Тульской области из яблок, выращенных в данной местности, и охраняется посредством использования географических указаний. В ее приготовлении используются особый алгоритм обработки яблочного пюре. С другой стороны, сладости типа «пастила» может производиться в любой стране мира, в то время «Белевская пастила» может быть произведена только в Тульской области.
Научный руководитель:
Калинина Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой управления персоналом Частного учреждения высшего образования Института законоведения и управления ВПА, г.Тула, Россия