Полный текст статьи
Печать

Во всемирной практике тестовая система используется в различных форматах (в основном включая полный охват исследования области в большом количестве тестов или охватывающие наиболее важные и основные понятия, функции и многое другое) при определенных условиях (ограничения во времени, последовательность тестов и т.д.) с целью проверки знаний участников (заявителей) и дать количественную оценку. Представление такой классикой системы тестов, на наш взгляд, имеет ряд недостатков, которыми являются:

  1. Независимо от того, про какого объекта (предмета) составлена тестовая система,она не в полной мере отражает их характеристики (выражает в некотором приближении).
  2. Тестовая система зависит от профессионального уровня специалистов, только определенная точность выражает все профессиональные особенности изучаемого предмета.
  3. Тестовая система включает в себя различные тесты профессионального уровня, которые в системе оценки имеют одинаковые веса.
  4. Представленная в виде проверка знаний путем тестирования и оценки знаний отнимает очень много времени и содержит субъективные элементы (например, когда одному участнику попадает более простые тесты, чем другим).
  5. За каждый случайный правильный ответ вероятность оценивается в среднем 0,2-0,25 вероятностью (в зависимости от того тест содержит четыре или пять вариантов). Другими словами, независимо от профессионального уровня заявителя, от большого количества тестов, он будет иметь в среднем на 20-25% положительных ответов, которая представляет собой количество ошибок проверки знаний в тестовой системе.

Разработанная и предложенная методика нашей тестовой системы почти полностью лишена вышеуказанных недостатков и имеет следующие основные преимущества:

  1. По тестовой системе тестирования знаний заявителей осуществляется в процессе снижения роли человеческого фактора, снижается до 0, т.е. очень объективный.
  2. У тестируемых претендентов развивает логический фактор (поскольку устанавливается связь с различными уровнями подтестов в правильных ответах).
  3. Вероятность правильного ответа случайным образом произвольных вопросов тестов и подтестов резко снижается и приводится к 0.

Основными принципами нашей разработанной тестовой системы являются:

  1. Каждый тест теоретически может состоять изi=1,2 ….n уровней, где i=1, называется первичным или базовым уровнем, а остальные подтесты i=2,3,….n.
  2. Каждый правильный ответ теста первичного уровня может содержать j=1…m, значительные экономические категории.
  3. Каждый уровень подтеста(ij) составляют на логике, что каждый i=2. …k, k+1, n, уровне для j=1…l, l+1…m,i=1+k уровня подтестов, по меньшей мере, на один вопрос (уровень) должен быть меньше. Последнее условие накладывается для ограничения уровней подтестов.

Попробуем вышеуказанную методологию применить к тестовой системе для предмета «Экономической теории».

Предположим основной тестовый вопрос:

1)Какими макроэкономическими показателями измеряется экономический рост страны?

1)  валовая продукция

2)  чистый национальный доход

3)  валовой внутренний продукт

4)  национальное богатство

Здесь правильным ответом является валовый внутренний продукт. Вопрос подтеста первого уровня будет:

1.1      Что представляет собой валовый внутренний продукт?

  1. Совокупность косвенных налогов, чистого внутреннего продукта, амортизационного фонда
  2. Совокупность косвенных налогов, чистого национального продукта, амортизационного фонда
  3. Совокупность конечных товаров и услуг созданные национальным доходом и резидентами внутри страны
  4. Совокупность конечных товаров и услуг созданные валовым национальным продуктом и резидентами внутри страны

Здесь правильным ответом является второй вариант, который в себя включает следующие 3 экономические категории: национальный доход, амортизационный фонд, косвенные налоги. В правильном ответе подтеста первого уровня, вышеуказанные 3 экономические категории будут служить в качестве основы для формулировки вопросов подтеста второго уровня. Второй уровень подтестабудет иметь 3 вопроса. К ним относятся:

2.1 Валовой национальный доход представляет собой:

  1. ВНЦ = ВВП + факторные доходы резидентов (полученные в других странах) - факторные доходы нерезидентов (полученные в данной стране)
  2. ВНЦ = ВВП - факторные доходы резидентов (полученные в других странах) + факторные доходы нерезидентов (полученные в данной стране)
  3. ВНЦ = ЧВП - факторные доходы резидентов (полученные в других странах) + факторные доходы нерезидентов (полученные в данной стране)
  4. ВНЦ = ЧВП + факторные доходы резидентов (полученные в других странах) - факторные доходы нерезидентов (полученные в данной стране).

2.2 В качестве источника формирования амортизационного фонда являются:

  1. Физический и моральный износ основных средств
  2. Физический и моральный износ оборотного капитала
  3. Моральный износ оборотного капитала и физический износ основных средств
  4. Физический износ оборотного капитала и моральный износ основных средств

2.3Косвенные налоги

  1. Подоходный налог, НДС
  2. Акцизный налог, НДС
  3. Налог на прибыль, НДС
  4. Подоходный налог и налог на прибыль

Вышеупомянутые вопросы представляют собой вопросы подтеставторого уровня,и каждый из подкатегорий правильного ответа предполагает наличие 2 новых экономических категорий: на 1 меньше от первого уровня.

Составим вопросы подтеста третьего уровня: количество 6.

3.1   «О налоге на прибыль» по закону РФ резидентом является:

  1. Юридические и не юридические лица, которые постоянно занимаются деятельностью в стране в течение отчетного года.
  2. Резидентами признаются физические лица фактически находящиеся в РФ в налоговом году не менее 183 календарных дней и более или чей центр жизненных интересов в РФ, а также физическое лицо, временно работающих за пределами территории РФ, но находящийся в государственной службе РФ.
  3. Резидентом РФ является физическое лицо, домашнее хозяйство, любое юридическое лицо или другая организация, чье постоянное местоположение доступа (как правило, более чем на 1 год)
  4. Созданные юридические лица в РФ

3.2             Что из перечисленного не является фактором дохода?

  1. Рента
  2. Зарплата
  3. Прибыль
  4. Цена

3.3   Основной капитал предполагает:

  1. Свою стоимость переносит по частям на вновь созданную стоимость и не меняет свой вид.
  2. Свою стоимость полностью переносит на вновь созданную стоимость и не меняет свой вид.
  3. Свою стоимость переносит по частям на вновь созданную стоимость и меняет свой вид.
  4. Свою стоимость полностью переносит на вновь созданную стоимость и меняет свой вид.

3.4 Моральный износ способствует:

  1. Рост процентной ставки
  2. Научно-технический прогресс
  3. Увеличение налоговых ставок
  4. Амортизация.

3.5Акцизный налог уплачивают:

  1. Импортеры облагаемых продуктов акцизным налогом
  2. Экспортеры облагаемых продуктов акцизным налогом
  3. Импортеры облагаемых продуктов акцизным налогом в свободном обращении
  4. Покупатели облагаемых продуктов акцизным налогом.

3.6 НДС-ом не облагается: 

  1. Снабжение товаров (в том числе безвозмездно или частично реализованные)
  2. Предоставление услуг (в том числе безвозмездно или частично реализованные)
  3. Импорт товаров
  4. Кредитные операции

Четвертый уровень подтеста также включает в себя 6 вопросов, но в этом случае в ответе не будут использоваться новые экономические категории.

4.1Который из характеристик является неправильным для юридического лица?

  1. Юридическим лицом является организация, которая, как собственность, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом
  2. Юридическое лицо может осуществлять от своего имени, приобретать имущественные права
  3. Юридическое лицо может осуществлять от своего имени, приобретатьнеимущественные права
  4. Юридическое лицо не может выступать в качестве истца в суде.

4.2 Цена как экономическая категория. Какая из характеристик является неверным?

  1. Денежное выражение стоимости продукта
  2. Та часть денег, которую потребитель платит за продукт
  3. Та часть денег, из-за которого продавец отказывается от своего продукта
  4. Общая сумма стоимости и косвенных налогов.

          4.3 В какой экономической категории лежит значение формирования стоимости?

  1. цена
  2. конкуренция
  3. полезность
  4. производственные расходы.

4.4 К видам научно-технического прогресса не относятся:

  1. Революционный НТП
  2. Сопоставленный НТП
  3. Эволюционный НТП
  4. Систематизированный НТП.

4.5 При прочих равных условиях, если импорт растет, то чистый экспорт:

  1. Возрастет
  2. Снизится
  3. Не изменится
  4. Ответ на этот вопрос неоднозначен.

4.6 Кредиты по предназначению бывают:

  1. сельскохозяйственные
  2. консорциальные
  3. овердрафты
  4. краткосрочные.

Рис.1. Структура системы подтеста 

Наша тестовая модель оценки в себя включает 4 уровня подтеста: 16 вопросов подкатегорий. n новая категория, содержащая системуподтеста, первый уровень подтеста будет содержать 1 подкатегорию, второй уровень:n, третий уровеньn*(n-1), четвертый уровень:n*(n-1)(n-2), и (n+1) уровень:n!:Общее количествоподтеста будет определяться следующим образом: 

S =1+n+n(n-1)+n(n-1)(n-2)+n(n-1)(n-2)(n-3)+…. n! 

Оценка вопросов, упомянутых подтестов целесообразно проводить с использованием равных весов. Основной вес теста составляет 0,3, и, следовательно, вес вопросов подтестов будет составлять  Если по тестовой системе заявитель должен ответить на 10 вопросов и максимум должен оцениваться 100 баллом (эта предварительная оценка зависит от балльной системы),следовательно, каждый вопрос будет оцениваться 10 баллов. К тому же каждый основной вопрос теста будет оцениваться: 10* 0.3, баллов, а вопросы подтестов:  баллов.

При осуществлении указанного способа разделяются предложенные категории данного предмета, и во время проверки знаний заявителя программное обеспечение ограничивает повторение интерпретации той же самой категории.

Важно отметить, что эта версия оценка знаний можно использовать в любой области.

Научный руководитель:
Оганесян Акоп Геворгович, 
кандидат технических наук, доцент кафедры Информационные технологии Ереванского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Ереван, Армения