Полный текст статьи
Печать

Приход зимы традиционно вызывает в наших городах массу осложнений. Одно из них – условия для образования гололедицы, опасной и для пешеходов, и для автомобилистов. Именно поэтому сегодня уделяется много внимания поиску наиболее современных, экономически эффективных, и в то же время экологически безопасных методов борьбы с последствиями неблагоприятных погодных условий.

Существует достаточное количество норм, которые регламентируют содержание дорог местного значения, с различными таблицами, пояснениями и рекомендациями. Но самое главное это то, что в зимний период дорога должна быть очищена до бордюров и твердого покрытия, то есть никакой гололедицы и тем более снежных заносов не должно быть [3].

Современному человеку трудно представить, что уборку и вывоз снега на рубеже 18-19 веков осуществляли с помощью обычных лошадей, запряженных в повозку. В 1895 году была создана особая группа извозчиков, которую называли «ломовиками», а чуть позже стали называть «ломовой извоз», численность которой в Москве, по некоторым данным, достигала 15882 извозчиков. Развитие автомобилестроения и появление большого количества машин требовало более качественной чистки дорог. Поэтому в 1913 году впервые была запатентованаразработка снегоуборочной машины в России. С этого момента совершенствование подобной техники происходит постоянно.

С 1908 года по настоящее время по проблеме снегоуборки во всем мире сделано 2,5 тыс. изобретений, в том числе, примерно 40 % - в США, около 25 % - в Европе, 15 % - в Китае и примерно 5 % в России, остальные – в др. странах.

Снежные заносы бывают во многих странах, кто и как решает эту сложную проблему, рассмотрим на нескольких примерах. Например, в Саппоро для борьбы со снегом начали обогревать дороги. Первоначально использовали горячую воду из термальных источников, пускали ее по стальным трубам (снег превращается в воду и стекает в канализацию). Впоследствии стальные трубы заменили пластиковыми, а система обогрева дорог полностью охватила тротуары в центре города. Жители Саппоро, которые обязаны содержать в чистоте пространство перед своими домами, за 7000–10000 долларов устанавливают на своих участках собственную систему подогрева. Есть в Саппоро и снегоуборочная техника, и гигантский подземный снегоплавильный комплекс, куда грузовики свозят снег с дорог, но мощности позволяют перерабатывать лишь 10 % выпадающего снега.

В странах Западной Европы и США очищать тротуар у дома — прямая обязанность владельцев недвижимости. В Чикаго хозяин обязан очистить проход шириной 1,5 м перед своим домом не позднее чем через три часа после снегопада. Нарушение карается штрафом —50 долларов для частников и до 500 долларов для фирм.

Для того, чтобы не допускать на дорогах гололеда, каждый год в мире применяются на дорогах огромные количества ПГР и каждый год в прессе активно обсуждаются возможные экологические последствия от применения реагентов. Теоретически, применение современной дорожной техники позволяет строго дозировать необходимое количество противогололедных реагентов, равномерно наносить их на всю поверхность дорожного полотна и обоснованно говорить о нормах применения на дорогах. На практике же многое делается «на глазок», так, например, за 10 дней 2016 года в Туле было израсходовано 6310 тонн пескосоляной смеси и 168 тонн реагента, за зимний период получается около 60 тыс. тонн. При этом цена одной тонны реагентов составляет около 7 тыс.руб., пескосоляной смеси – 600 руб.   Таким образом на покупку ПГР за зиму «Спецавтохозяйство» г. Тулы тратит примерно 420 млн.руб. бюджетных средств. Эти вещества хорошо удерживаются в почве, накапливаются и ведут к повышению естественного радиоактивного фона. С поверхности дорог токсичные продукты свободно попадают в дыхательную систему людей, нанося непоправимый вред здоровью. Не счесть количества животных, пострадавших от прогулок по обработанным реагентом улицам.  По подсчетам специалистов экологических служб через двадцать лет водоемы вокруг городов, где летом обычно купаются люди, будут похожи на стоки, куда химические заводы сливают отходы. В первую очередь - это касается крупных городов, где особенно любят увлекаться вредными реагентами [1].

Согласно принятому Государственной Думой законопроекту существенно увеличиваются штрафы за нарушение требований в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в качестве противогололедных материалов. Для физических лиц они вырастут с 2 до 10 тыс. рублей, для должностных лиц с 20 до 100 тыс. рублей, а для юридических лиц - с 200 до 1 млн. рублей.

Показательна статистика опроса дорожных служб США о приоритетах при выборе ПГР для зимнего содержания дорог, где цена является самым важным критерием для дорожников при выборе реагентов. Подобный подход характерен и для организаций, занимающихся зимним содержанием дорог в России, когда экология и воздействие на человека вредных веществ -  считаются чем-то второстепенным.

Таблица 1 - Отдаваемые приоритеты при выборе ПГР[3]

Критерии

Приоритеты в настоящее время, %

Приоритеты в будущем, %

Цена

38,7

35,2

Легкость в использовании

14,6

14,0

Климатические требования

10,5

11,1

Коррозия

8,5

9,8

Нормы применения

7,7

7,8

Экология

7,3

9,6

Затраты при использовании

6,7

6,8

Воздействие на человеческий организм

3,5

3,8

Традиции

2,1

1,5

Другие (сцепные свойства, запах и др.)

0,4

0,4


В г. Туле в зимний период (в период интенсивных снегопадов) на уборку города выходят 77 единиц техники от Спецавтохозяйства и 50 ед. от Комбината благоустройства города. Колонна из машин прометает центральные магистрали. Зададимся вопросом: почему при огромных затратах на покупку снегоуборочной техники, закупку пескосоляной смеси и реагентов улицы городов России зимой не соответствуют и не отвечают предъявляемым требованиям ГОСТ? Такая ситуация объясняется объективными причинами – существующей сегодня технологией снегоуборки. Проанализируем существующую проблему снегоуборки и ее причины: время снегоуборки регламентируется нормативом, равным 0,5 – 1,5 часа от момента выпадения снега до начала его уборки. В результате превышения нормативного времени снег уплотняется колесами транспортного потока, сцепляется с поверхностью дороги, превращается в снежный накат, затем в гололед и дорога приобретает аварийное состояние [5]. Дорожно-транспортные происшествия в зимний период в Тульской области, как и в целом по России значительно возрастают, их главной причиной являются снежные накаты и гололед. 

Рисунок 1 - Динамика ДТП и их последствия в Тульской области 

Стремительный рост числа личных автомобилей в последние годы привел к уплотнению транспортного потока. Это особенно заметно зимой, когда машин на дорогах становится лишь немногим меньше чем летом, а проезжая часть сужается из-за валов снега. Пропускная способность улиц сильно падает, что приводит к многокилометровым пробкам. В этой ситуации, применяемые снегоуборочные машины не обеспечивают своевременную и качественную снегоуборку городских дорог, тем более маршрутов общественного транспорта, так как они проложены в большей части своей длины по улицам с наибольшей интенсивностью движения транспорта [6]. Предложенная новая технология снегоуборки является объектом интеллектуальной собственности (запатентованный метод). Нужно сказать, что «защита новации (объекта интеллектуальной собственности) связана с большими трудностями и затратами. Это, прежде всего, дорогостоящие услуги патентного поверенного, включающие патентный поиск, оформление заявки, формулы изобретения, подготовки чертежей, оплата прохождения указанных документов в ФИПСе, необходимость профессиональных знаний в области правовой защиты интеллектуального капитала и т.д., а главные затраты – внедрение и массовое производство» [4].

Указанную инновационную технологию возможно реализовать только при условии использования общественного транспорта, перевозящего пассажиров, и одновременно сдвигающего снег на обочину дороги. Транспортные средства оснащаются навесными механизмами (отвал, плоская щетка и др.) [6].  Естественно возникает вопрос, кто из перевозчиков добровольно согласится применять на своих машинах навесное оборудование? У них должна быть экономическая заинтересованность [5].       

Приведем типичный практический пример. Два года тому назад москвичи стали жаловаться на то, что в городских автотранспортных средствах в летний период очень жарко, отсутствуют кондиционеры. На следующий год мэрия объявила тендер на пассажирские перевозки с обязательным оснащением всех транспортных средств кондиционерами, проблема была решена.  В нашем случае, при объявлении тендера на право перевозки пассажиров предпочтение отдается тем перевозчикам, которые согласны установить навесное оборудование на эксплуатируемый транспорт и во время снегопада его использовать для сдвигания снега. Кроме того, можно заинтересовать перевозчиков дополнительными льготами (для частных перевозчиков – снижение налоговых выплат, предоставление льготного кредита на закупку необходимого для модернизации оборудования, частичная доплата за расходуемый бензин, дополнительная заработная плата и ряд других экономических мер).

Для возможного практического применения предлагаемой технологии нами проанализирован маршрут от Тульской областной больницы до ул. Кутузова. За 2 минуты дневного времени по нему проходит 3 единицы транспортных средств, перевозящих пассажиров, то есть в час по данному маршруту проходит 80 – 90 ед. общественного транспорта, перевозящего пассажиров. Если использовать в реализации предложенной технологии уборки снега только 20 % транспортных единиц, то каждые 3 минуты будет проходить и сдвигать снег к бордюру одно автотранспортное средство. Для полной уборки двухполосной дороги требуется 4 проезда снегоуборочной машины. Таким образом, за 12 минут дорога будет полностью очищена от снега до асфальта по всей ее ширине.

Реализация экономичного метода снегоуборки улиц решает многие проблемы города и имеет экономическую и социальную эффективность, заключающуюся как в экономии бюджетных средств, так и в улучшении экологии в регионе, в результате:

Чистые городские магистрали, отсутствие «пробок», автоаварий из-за снежных заносов, нет необходимости использования такого количества ПГР, которое применяется сегодня.

Экономия бюджетных средств.  Городу не потребуется приобретать большое количество снегоуборочных машин (в необходимом количестве они не смогут эффективно работать, так как будут «тормозить» транспортный поток). Цена одной снегоуборочной машины в среднем составляет от 2,0 млн.руб. до 3,0 млн.руб., цена оснащения автотранспортного средства отвалом или щеткой составляет примерно 60-70 тыс.руб.  Не нужно закупать огромное количество противогололедных реагентов.

Эффективность предложенного метода следует оценивать и с позиции улучшения экологии в городе, что, в конечном счете, отразится на здоровье туляков и продолжительности их жизни.

Научный руководитель:
Ромицына Галина Афанасьевна, 
кандидат экономических наук, доцент, Тульский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, г. Тула, Россия