Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в любом государстве существует инновационный потенциал, характеризующий готовность экономики и общества в целом к технологическим и социальным изменениям и реформам.

Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, которые необходимы для реализации инновационной деятельности.  Виды ресурсов: финансовые, материально-производственные, интеллектуальные и т.д.

Инновационный потенциал определяет инновационную активность хозяйствующих субъектов, то есть их способность производить, реализовывать и воспринимать инновации, что является необходимым условием функционирования инновационного типа экономики. Инновационный потенциал может рассматриваться как результат реализации имеющейся возможности, реальный инновационный продукт (новые изделия, лицензии, патенты).

Эффективность инновационного потенциала определяется конечными ключевыми факторами успеха деятельности:

  • Превосходство своего товара над товаром своих конкурентов, наличие уникальных отличительных черт товара;
  • Маркетинг, то есть изучение интересов покупателей, темпы принятия новинок на рынке;
  • Технологические ноу-хау.

В настоящее время инновационный потенциал характеризуется нематериальными активами организации. Поэтому его оценка основана на данных интеллектуального капитала, а не физического, что в свою очередь несет особенную специфику (табл. 1).

 

Таблица 1. Особенности оценки физического и интеллектуального капитала организации

Характеристики

Физический капитал

Интеллектуальный капитал

База

Осуществленные затраты

Оценка стоимости на базе будущего исполнения

Показатели

Стоимостные показатели

Нестоимостные показатели

Периодичность

Периодический характер

Непрерывный характер

Результат

Материальный(прибыль)

Нематериальный(социальный эффект)

 

 Процесс формирования инновационного потенциала включает большой комплекс работ - НИОКР, маркетинг, перестройка технологической базы выпуска новой продукции и др. [1]. Причем процесс формирования и развития инновационного потенциала любой организации имеет цикличный характер, в связи с этим выделяют три стадии:

  1. Формирование;
  2. Развитие;
  3. Распространение.

На первой стадии формирования инновационного потенциала осуществляется за счет факторов труда и капитала. Данный этап является этапом экстенсивного развития, где создается база ресурсов и знаний, а также происходит осознание потребностей общества. Основа данного этапа – определение приоритетных направлений в развитии общества.

На второй стадии идет развитие организации за счет внедрения новых технологий. Данная стадия включает в себя реализацию накопленных знаний и умений, а также повышение качества продукции. Данный этап – этап интенсивного роста. Он сопровождается перераспределением знаний в сферы практического применения, углубленной переработкой ресурсов и повышением качества продукции. Здесь организация переходит на новый качественный уровень, который характеризуется повышением роста благосостояния всех его членов.

Третья стадия – распространение и использование выработанного потенциала. Отсутствие мер на данной стадии может привести к старению инновационного потенциала фирмы и низшей стадии производства.

Основные факторы, влияющие на развитие инновационного потенциала:

  • Четкое определение потребностей и стратегии выпуска новый продукции;
  • Потенциальная полезность и ее реализация;
  • Кооперация и коммуникация как система отбора проектов;
  • Объем ресурсов и оценка инноваций.

Развитие инновационного потенциала предполагает необходимость разработки и реализации стратегии, которая позволяет сохранять его в рабочем состоянии. При этом необходимо обеспечить соответствие инновационного потенциала внешней среды и потенциала партнеров организации на рынке. С точки зрения маркетинга инновационный потенциал находится в непрерывном взаимодействии с внешней средой. Она в свою очередь оказывает влияние на его формирование, но при этом сама меняется под его воздействием. Инновационный потенциал экономики в целом является средой для развития потенциала отдельных организаций (хозяйствующих субъектов). Однако, организации формируют инновационный потенциал экономики в целом. В таком случае именно изучение потенциала организаций является предопределяющим звеном при изучении потенциала всей экономики.

Для того, чтобы обеспечить активное развитие инновационной деятельности необходимо, чтобы организации функционировали с различными видами потенциалов [2]. Ученые выделяют следующую классификацию потенциалов:

  • Эксплеренты - характеризуются малым размером, гибкостью, реализацией качеств лидера и т.д.;
  • Виоленты - обеспечивают экономию на масштабах, привлечение необходимых ресурсов;
  • Патиенты – специальные знания технологий и сегментов рынка;
  • Коммутанты – поддержание рынка через локальные потребности.

На различных этапах инновационной деятельности активизируется экономические субъекты с различным типом потенциала. На этапе создания инноваций набирают свою активность предприятия – эксплеренты, которым характерно сочетание одержимости идеей с полной финансовой ответственностью за достижение цели. Виоленты, главная характеристика которых заключается в возможности массового производства, более активны на этапе тиражирования инновационных продуктов.

На этапе дифференциации – распространении новой технологии, главная действующая роль принадлежит фирмам патиентам, которые обеспечивают появление улучшающих инноваций. И на последнем этапе – этапе зрелости – при активном действии виолентов и патиентов, развитие получают фирмы-коммутанты, которые осуществляют псевдоинновации – дешевые копии ведущих товаров, но тем самым выступают связующими звеньями в структуре экономики.

Одна организация не может быть успешна во всех стратегиях, но она может реализовать свой потенциал при взаимодействии с другими предприятиями, при этом возместить свои слабые стороны. Например, необходимые для эксплерентов крупные инвестиции, которые они, не могут привлечь самостоятельно, становятся доступными при поддержке мощных виолентов. Для последних взаимодействие с эксплерентами, а также с коммутантами и патиентами, обеспечивает гибкость и динамичность развития [3].

Отсутствие на инновационном рынке организаций с тем или иным видом потенциала ограничивает развитие экономики. По мнению ряда исследователей, именно полное отсутствие эксплерентов, а также недостаточное количество патиентов и коммутантов, стало основной причиной замедления в отечественной экономике научно-технического прогресса.

Научный руководитель:
Сорвина Ольга Владимировна, 
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и финансов Тульского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, г. Тула, Россия