На сегодняшний день тема экономических санкций актуальна для нашей страны. Экономические санкции являются важным инструментом внешней политики государства. Они влияют на экономику страны в целом, так и на отдельные предприятия в частности.
Введение любых экономических санкций может привести к отрицательной динамике роста ВВП всех сторон, участвующих в конфликте [3].
Рассмотрим влияние экономических санкций на ликвидность ООО «Астерия».
Компания с 1994 года осуществляет коммерческое посредничество между производителем готовой одежды – одной из ведущих фабрик в Турции – «BEST MODE TEXTILE» и розничной торговлей. Поскольку основным поставщиком ООО «Астерия» является турецкий производитель, безусловно, ее деятельность сопряжена с определенными рисками. На сегодняшний день непростую экономическую ситуацию осложняют санкции, принятые как ответная мера Россией против Турецкой Республики [1]. С 1 января 2016 года к ввозу в РФ были запрещены следующие виды товаров: фрукты и орехи, овощи, свежие гвоздики, соль, мясо кур и индеек. Кроме того, туроператорам было рекомендовано воздержаться от продажи туристических продуктов в Турцию.
Легкая промышленность под запрет не попала но, тем не менее, эти меры повлияли на деятельность компании [2].
Так, в конце 2015 года наблюдались временные трудности с поставками товара из Турции. Это было связано с тем, что фуры с сельскохозяйственной продукцией, попавшей под санкции, не пропускали на таможне в Россию. Таким образом, санкционная продукция образовала многокилометровую пробку, мешая проезду других машин с товаром. Задержка в поставках доходила до двух недель.
Общая экономическая нестабильность в 2014 году в нашей стране, введение все новых санкций Западом против РФ в целом ряде секторов экономики, увеличение курса доллара почти в 2 раза (а это основная расчетная единица с турецкими партнерами) увеличили финансовые риски организации. Но для предприятия столь важным является не умение избежать рисковой ситуации, а умение управлять ей [4].
Введение экономических санкций повлияло на деятельность компании, что отразилось в оценке ликвидности бухгалтерского баланса ООО «Астерия» за 2013-2015 годы.
Рассчитав величину активов предприятия, данные были сведены в таблицу 1.
Таблица 1 - Размер активов ООО «Астерия» за 2013-2015 годы.
Наименование актива |
2013 год, тыс. руб. |
2014 год, тыс. руб. |
2015 год, тыс. руб. |
Изменения (+,-), тыс. руб |
|
2015 г по отношению к 2013 г |
2015 г по отношению к 2014 г |
||||
А1 |
76 |
205 |
1478 |
+1402 |
+1273 |
А2 |
181 |
40614 |
6129 |
+5948 |
-34485 |
А3 |
256 |
4 |
1 |
-255 |
-3 |
А4 |
45 |
45 |
34058 |
+34013 |
+34013 |
Действительно, во втором полугодии 2014 года резко упала покупательская способность клиентов. В связи с чем контрагенты не могли вовремя погашать свою дебиторскую задолженность. Данный эффект влияния экономических санкций в 2014 году можно проследить в высоком показателе быстрореализуемых активов (рис.1).
К 2015 году динамика дебиторской задолженности имеет положительный тренд.
Рис.1 – Размер активов ООО «Астерия» за 2013-2015 годы.
Сравнение между собой величин пассивов показано в таб.2.
Таблица 2 - Размер пассивов ООО «Астерия» за 2013- 2015 годы.
Наименование пассива |
2013 год, тыс. руб. |
2014 год, тыс. руб. |
2015 год, тыс. руб. |
Изменения (+,-), тыс. руб |
|
2015 г по отношению к 2013 г |
2015 г по отношению к 2014 г |
||||
П1 |
0 |
0 |
344 |
+344 |
+344 |
П2 |
229 |
871 |
871 |
+642 |
- |
П3 |
0 |
36500 |
36500 |
+36500 |
- |
П4 |
329 |
3497 |
3951 |
+3622 |
+454 |
При анализе размеров пассивов (рис.2) наибольшее увеличение наблюдается в группе долгосрочных обязательств. Это связано с долгосрочным кредитом, взятым для приобретения в собственность офиса.
Рис.2. – Размер пассивов ООО «Астерия» за 2013-2015 годы.
Более детально были рассмотрены коэффициенты ликвидности [5].
1) Коэффициент текущей ликвидности – отражает способность организации погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет только оборотных активов.
Ктл = А1+А2+А3 / (П1+П2) (1)
2013 г Ктл =76+181+256(0+229) =2,24
2014 г Ктл =205+40614+4/(0+871)=46,87
2015 г Ктл =1478+6129+1/(344+871)=6,26
2) Коэффициент быстрой ликвидности – отражает способность организации погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.
Кбл = А1+А2 / (П1+П2) (2)
2013 г Кбл = 76+181 / (0+229) = 1,12
2014г Кбл = 205+40614/(0+871)=46,86
2015 г Кбл = 1478+6129/ (344+871)=6,26
3) Коэффициент абсолютной ликвидности – показывает способность организации расплачиваться по своим обязательствам с помощью наиболее ликвидных активов.
Кал = А1 / (П1+П2) (3)
2013 г Кал = 76/ (0+229) =0,33
2014 г Кал = 205/(0+871)=0,24
2015 г Кал = 1478 / (344+871)= 1,22
4) Общий показатель ликвидности – показывает возможность предприятия расплатиться полностью по своим обязательствам всеми видами активов.
Кол = А1+1/2А2+1/3А3 / (П1+1/2П2+1/3П3) (4)
2013 г Кол = 76+1/2х181+1/3х256 / (0+1/2х229+1/3х0)= 2,20
2014г Кол = 205+1/2х40614+1/3х4 / (0+1/2х871+1/3х36500) = 1,63
2015г Кол = 1478+1/2х6129+1/3х1 / (344+1/2х871+1/3х36500) = 0,35
Сопоставим полученные данные в таблице 3.
Таблица 3 - Рассчитанные показатели ликвидности ООО «Астерия» за 2013-2015 годы.
Наименование показателя |
Рекомендуемое значение |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Коэффициент текущей ликвидности |
От 1,5 до 2,5 |
2,24 |
46,87 |
6,26 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
Более 1 |
1,12 |
46,86 |
6,26 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Более 0,2 |
0,33 |
0,24 |
1,22 |
Общий показатель ликвидности |
Более 1 |
2,2 |
1,63 |
0,35 |
По графику (рис.3) мы видим превышение коэффициентов текущей и быстрой ликвидности за 2014 год (дебиторская задолженность), которые в 2015 году пришли к нормальным показателям благодаря грамотной работе с контрагентами. Расчет коэффициентов ликвидности за 2015г. показал, что по всем показателям наблюдается некоторое отклонение от нормативных значений. Это объясняется тем, что покупательская способность в 2014-2015 годах снизилась по сравнению с 2013 годом, и это, безусловно, сказалось на работе компании. Именно в этот период вводились экономические санкции, происходил рост курса доллара и снижение покупательской способности клиентов компании.
Рис. 3 - Расчет коэффициентов ликвидности за 2013-2014 годы.
Уже на сегодняшний день для повышения ликвидности предприятия в ООО «Астерия» применяются следующие методы:
- Диверсификация производственных мощностей (использование помимо турецких фабрик, так же производства в Узбекистане и Китае);
- Работы по снижению дебиторской задолженности;
- Формирование качественного бюджета закупок на будущий период;
- Открытие регионального отдела, занимающегося поиском новых клиентов.
Таким образом, можно сказать, что санкции позволяют нам увидеть свои проблемы и недостатки, находить решения и выход из данных ситуаций.
Санкции – это своеобразный урок в долгосрочной перспективе для экономики.
Научный руководитель:
Ксенофонтова Оксана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия