Полный текст статьи
Печать

«Самый опасный вид потерь тот, о котором мы не знаем» – Сигео Синго. Внедрение Lean Production – это новый уровень управления системами компаний, состоящий не только из организации инфраструктуры производственного комплекса, но и организацию труда и мотивацию персонала [4].

В соответствии с концепцией бережливого производства, всю деятельность предприятия принято делить на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя или же не добавляющие полезности для объекта. Соответственно, основной целью бережливого производства является планомерное сокращение действий, не прибавляющих пользы. Отправная точка концепции – оценка ценности продукта для конечного потребителя на каждом этапе его создания. Таким образом, основная задача заключается в создании процесса непрерывного устранения потерь, то есть ликвидации любых действий, потребляющих ресурсы, но не создающих при этом ценности товаропотребителя.

Для устранения потерь, безусловно, необходимо выработать определенный подход, овладеть навыками распознавания убытков. Примерно до 95% нашей деятельности не добавляют ценности, а лишь поглощают временные и материальные ресурсы. В то время, как устранение потерь увеличивает долю действий, добавляющих ценность, а значит, увеличивает производительность и степень эффективности процесса. Также важно учесть основные этапы подхода бережливого производства:

- расчет рентабельности производства конкретного товара;

- определение цепочки создания ценности для данного продукта;

- обеспечение непрерывного течения потока создания ценности продукта;

- ориентированность на потребителя;

- постоянное развитие и модернизация [5].

Поток создания ценности следует понимать как совокупность действий, которые потребуется совершить, чтобы определенный рода продукт, будь это услуга или товар, прошел через 3 важнейших этапа менеджмента, которые используются в любых видах предпринимательства:

- решение проблем начиная со стартового этапа разработки концепции и процесса проектирования и заканчивая непосредственно выпуском готовой продукции;

- управление информацией, которое подразумевает контроль с момента принятия заказа до составления детального проектного графика и доставки продукции;

- материальное преобразование: от сырья до того, как потребитель получит готовый товар.

Довольно-таки важно иметь в виду то, что любая операция или этап определенного процесса будут создавать ценность для клиента, исключительно в том случае, если: он готов за нее платить, в результате происходит изменение характеристики продукта или услуги, и когда преобразование осуществляется с первого раза. Однако все, что не удовлетворяет хотя бы один из представленных выше критериев, является потерей, что, согласно японской теории, называется MUDA.

 Прогнозирование того, что необходимо достичь внедрением «бережливого производства» по отношению к проблемной зоне в перспективе и по отношению к предприятию в целом, должно базироваться на основе анализа, прежде

всего, «слабых» сторон деятельности организации, с точки зрения внешнего восприятия результатов ее деятельности [6]. Существует классификация потерь по теории бережливого производства, каждый элемент которой требует особого внимания.

Первый и весьма распространенный тип убытков – это транспортировка – перемещение сырья, или готовой продукции, не добавляющее ценности производимому виду благ. Подразумевается наличие транспорта и всевозможных приспособлений, однако даже перенос материалов «в руках» также является транспортировкой, что важно учитывать при подробном анализе.

Следующий вид потерь – складирование любых материалов, сырья или продукции, в объеме, превышающем необходимость для осуществления текущего процесса. Избыточные запасы требуют складов и ресурсов для их содержания, следовательно, это также проводит и к другим связанным видам потерь. Склады считаются наихудшим из видов потерь, ведь это денежные средства, изъятые из оборотного капитала. К данному виду потерь можно отнести хранение: готовой продукции, на которую отсутствует спрос клиентов; неликвидных материалов; незавершенных проектов; годовых запасов офисных принадлежностей и т.д.

Любые движения человека, которые не добавляют ценности продукту или услуге также являются убытками, отличаясь транспортировки тем, что лишние движения – это потери, связанные с движением людей, а транспортировка – потери, возникшие из-за перемещения материалов. Выявление этого вида потерь, связанного с движениями людей, особенно важно для повышения качества и производительности труда, сокращения рисков и несчастных случаев.

Ожидание – это простаивание по причине нехватки материалов, отсутствия информации, неисправности оборудования или недоступности работников. Причем этот тип убытков возможно устранить за счет стратегического использования иных видов, к примеру, перепроизводства или излишней обработки, для чтобы повысить нагрузку на работников. Надо заметить, что ожидание проявляется в самых различных вариантах, например, работники, ожидающие компоненты с предыдущей операции.

Нередко производителям в условиях сложной экономической ситуации или неверного планирования приходится сталкиваться с перепроизводством, а именно: производство продукции, сервиса или информации в большем объеме, чем того требует заказчик, а это ведет к другим видам потерь – нерентабельным запасам, необходимости их транспортировки, ожиданию продукции на складе и т.д. Однако, в то же время, перепроизводство может скрывать другие виды потерь, так как позволяет избежать видимого ожидания, в том числе излишнее перемещение внешне начинает казаться необходимым.

Излишняя обработка в контексте стратегии клиентоориентированности возникает вследствие выполнения бесполезных для продукта или услуги операций, заданий.

Излишняя обработка приводит к потреблению большего количества ресурсов, чем требуется для изготовления продукта или предоставления ресурса. Эти потери труднее всего определить, потому, так как зачастую они возникают по причине непонимания требования заказчика или потому, что определенный алгоритм используется давно и модернизация пока не рассматривается как инструмент решения проблемы. Другим источником излишней обработки могут быть требования отраслевых стандартов, что избежать крайне сложно, учитывая специфику деятельности, например, многочисленные проверки и тестирования продукции в целях контроля качества, непродуманные конструктивные решения, повторные внесения данных.

В то же время, зачастую приходят к решению излишней обработки продукции или проверкам качества с целью предотвращение дефектов, а именно: изготовления продукции, предоставление услуг, не соответствующих требованиям заказчика, а также мероприятия по устранению этих дефектов. Устранение дефектов и доработка продукции – действия, требующие дополнительных ресурсов и разработки отдельных процессов.

Следовательно, дефекты и излишняя обработка напрямую связаны между собой: излишняя обработка приводит к тому, что вероятность возникновения дефектов понижается.

И здесь уместно упомянуть о системе 5S. Данная концепция является фундаментом для применения остальных инструментов системы менеджмента прогрессивных компаний.

Стратегия 5S реализуется благодаря исполнению пяти действий:

sorting – сортировка или организация рабочего пространства, избавление от того, что может снизить эффективность процесса производства;

straighten – рациональное размещение предметов в рабочей зоне для того, чтобы не совершать лишних действий;

sweeping – поддержание чистоты;

standardizing – стандартизация работ и методик;

sustaining – сохранение полученного результата и стремление вперед, непрерывное развитие и совершенствование.

Принцип, непосредственно связанный с бережливым производством - «Шесть сигма» - это методика, которая была разработана в качестве комплекса мер по усовершенствованию процессов производства и устранения дефектов[2]. Название происходит от такого статистического определения, как «среднеквадратическое отклонение», которое является показателем степени вариации. Суть понятия «процесс шесть сигма» заключается в том, что производство считается бездефектным, если промежуток между математическим ожиданием процесса и его границей допустимых значений будет равен шести среднеквадратическим отклонениям.

Наиболее актуальная проблема, особенно в рамках технологического прогресса, – это неиспользованный человеческий потенциал. Ведь каждый человек обладает массой полезных и перспективных идей. Поэтому, задача профессионального менеджмента – не только осуществлять контролирующие функции, но и предоставить возможности и условия для того, чтобы сотрудники могли высказать свои предложения. Игнорировать данную функцию - означает потерять самое ценное – потенциал каждого сотрудника.

Бережливое производство появилось в России не так давно – в начале 2000-х годов, но уже успело зарекомендовать себя, как эффективная модель управления, нацеленная на улучшение показателей деятельности предприятия за счет оптимизации процессов на предприятии, выявления и устранения производственных потерь.[1]

Таким образом, Lean Production – это инновационная стратегия, прогрессивность которой заключается в достижении высоких значений таких показателей, как производительность труда, выработка, общая эффективность оборудования наряду со снижением: времени выполнения заказа, дефектности, трудоемкости, результатом чего служит повышение качества выпускаемой продукции[2]. Важной особенностью концепции является отсутствие больших инвестиционных вложений и ориентации на рациональном использовании внутренних ресурсов предприятия. Однако для компании, которую необходимо модернизировать до стандарта 5S, решающим фактором будет являться качество и компетенции менеджмента.

Научный руководитель:
Микуляк Ольга Борисовна, 
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и общих естественнонаучных дисциплин Тульского филиала РАНХиГС, г. Тула, Россия