Государственное регулирование аграрного сектора – одно из основных условий эффективности функционирования как экономики страны, так и экономики отдельного региона. Ключевая задача, которую должны решать органы государственной власти в процессе регулирования аграрной сферы, это создание благоприятной среды для действенного ведения хозяйственной деятельности, для воплощения чего происходит все более широкое применение менеджеристского инструментария, в частности программно-целевых методов управления. Государственные программы становятся новым инструментом повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов [3].
Саратовская область является крупнейшим аграрным регионом Поволжья и России и имеет значительный потенциал по производству продовольствия: ВРП региона формируется на 32% промышленностью (ПФО – 41,3%, РФ – 32,3%) и на 12% сельским хозяйством (ПФО – 6,1%, РФ – 4,2%). Саратовская область входит в десятку регионов-лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, молока, мяса. Объем сельскохозяйственной продукции, производимой на территории области, позволяет фактически полностью обеспечить внутренние потребности.
В регионе реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» (рис.1), целями которой являются:
– обеспечение роста объемов производства основных видов продукции АПК области;
– повышение конкурентоспособности производимой в регионе продукции АПК на основе инновационного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
– повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
– обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и создание достойных условий жизни для сельского населения [2].
Среди основных целевых показателей программы ключевое значение имеют (рассчитываемые в сопоставимых ценах к предыдущему году): индекс производства продукции сельского хозяйства (ежегодно не менее 101,9%); индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (не менее 101,8% ежегодно) (рис.2); индекс производства продукции растениеводства (не менее 102,2 %); индекс производства продукции животноводства (не менее 101 %); индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (не менее 106 %); рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) (с 13% в 2014 году до 15 % в 2020 году) (рис.3); среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (с 13332 до 21900 руб.) (рис.4); сохранение существующего уровня участия муниципальных образований в реализации государственной программы (наличие соответствующих муниципальных программ) (100%); уровень газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности (с 98 до 99 процентов).
Рис. 1. Программные расходы бюджета Саратовской области на 2016 год.
Основой для разработки государственных программ региона является Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года [1]. Однако существенное изменение внешних и внутренних факторов оказали заметное влияние на реализацию ее 1 этапа, вследствие чего абсолютное большинство целевых показателей не было достигнуто.
Усиление конкуренции, в том числе и между субъектами РФ, усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление российской экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне, но по мере снижения экономического роста всё более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами [5]. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре ВВП и, как результат, уменьшение ресурсов для инвестиционного роста, инвестиционная пауза затянулась.
Рис. 2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Саратовской области к предыдущему году, %.
Рис. 3. Рентабельность сельскохозяйственных организаций Саратовской области (с учетом субсидий), %.
Рис. 4. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства Саратовской области (без субъектов малого предпринимательства), руб.
В 2014 году к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста: эскалация конфликта на Украине, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года, ограничение доступа на международные рынки капитала и ужесточение денежной политики. Все они нашли свое проявление и в экономике Саратовской области, оказав кумулятивный эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения обязательств. Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к государственному управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов при обязательном соблюдении принципа преемственности. Результатом подобного поиска явилась разработка проекта новой Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года.
Стратегия-2030 исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р), указах Президента Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 года), Плана действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году; отраслевых документах стратегического планирования федерального уровня.
В Стратегии сформулирована генеральная цель – обеспечение стабильного улучшения качества жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности Саратовской области на основе перехода к экономике знаний, в центре которой человек.
В соответствии с поставленной целью Стратегия предусматривает:
– определение системы стратегических приоритетов социально- экономического развития на основе комплексной оценки стартовых позиций Саратовской области, ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияниях внешних и внутренних факторов на долгосрочный период;
– формирование пространственной модели экономического роста в региональном и муниципальном разрезе;
– этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;
– систему индикаторов достижения стратегических приоритетов.
В рамках целевого видения сельского хозяйства в новом документе обозначено развитие индустрии и диверсифицированного АПК, обеспечивающих высокую рентабельность производства с соответствующей бюджетной отдачей. Основной задачей АПК региона теперь является полное удовлетворение потребностей области в основных продуктах питания, а также расширение сбыта в регионы РФ и за рубеж, за счет: развития промышленного семеноводства и генетического потенциала местного племенного материала; расширения садоводства, овощеводства защищенного грунта при сохранении лидирующих позиций в производстве зерна, подсолнечника и овощей; сохранения плодородия почвы, включая внедрение энергоэффективных ресурсосберегающих технологий, а также диверсификации масличных культур, дающих мощный импульс развитию кормовой базы (уменьшение доли подсолнечника к 2025 году до 70%, к 2030 году - до 60%); восстановления мелиоративной системы и развития орошения на основе инновационных технологий; создания агропромышленных кластеров; увеличения производственных мощностей по первичной и глубокой переработке скота и птицы, молока; развития промышленного молочного и мясного скотоводства, свиноводства, мясного птицеводства на основе строительства комплексов и ферм индустриального типа, технологического переоснащения существующих мощностей; выхода на рынок с экологическим брендом Саратовской области [6].
В числе ожидаемых результатов – выход на полное обеспечение населения региона говядиной (увеличить объем производства в 1,7 раза до 65,5 тыс. тонн), мясом птицы (в 2,9 раза до 78,6 тыс. т.), молоком (на 14,5% до 838,2 тыс. т.), фруктами (в 2,9 раза до 248,9 тыс. т.), наращивание экспортных объемов продукции конечного потребления, увеличение мелиоративного поля области в 2,2 раза.
В связи с вышеизложенным целесообразным представляется выступление ответственного исполнителя с инициативой внесения своевременных корректив в государственную программу, а именно: изменение плановых значений целевых показателей (с выделением в соответствии с новой Стратегией ранее не обозначенных индикаторов) с соответствующим дополнением перечня необходимых к реализации мероприятий; минимизация рисков невыполнения поставленных мероприятий; дополнительная проработка с Саратовстатом вопроса о корректировке методики расчета показателей государственной программы [4]. Также весьма перспективной считаем практику проведения некоммерческими организациями экспертной оценки воздействия программных мероприятий на социальную обстановку и эффективность программы на протяжении всего ее жизненного цикла. Вместе с тем, положительное влияние окажет законодательное закрепление нормы о персональной ответственности органов исполнительной власти и их структурных подразделений за реализацию определенных направлений и перечня конкретных мероприятий.
Научный руководитель:
Абрамова Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления Саратовский социально-экономический институт (филиал)