Полный текст статьи
Печать

Образовательный уровень населения региона является важной составляющей показателя регионального развития, отражает степень готовности и способности решать интеллектуальные задачи, поддерживать научно-технический прогресс. Именно поэтому изучение взаимосвязи между уровнем развития региона и образовательным уровнем его населения особенно актуально [1].

Одним из важнейших показателей качества жизни трудоспособного населения является заработная плата. Именно она, в основном, определяет рост доходов на душу населения. Этим продиктована необходимость исследования взаимосвязи среднемесячной заработной платы в экономике и уровня образования населения [4].

Цель исследования – установить взаимосвязь между среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций и уровнем образованности населения.

В качестве объекта исследования будет рассмотрена Оренбургская область, период исследования 2000-2014 гг.

Рассмотрим численность образовательных организаций высшего образования за 2010-2014 гг. Представим общую численность и структуру образовательных организаций высшего образования в виде гистограммы (рис. 1). 

 

Рис.1. Число образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года) в Оренбург

По рисунку 1 можно сделать вывод о том, что число образовательных организаций высшего образования в оренбургской области снизилось с 9 до 6, что было вызвано закрытием частных образовательных организаций в области. Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования в рассматриваемом периоде времени остается неизменным.

Приведем исследование динамики численности обучающихся в государственных и муниципальных организациях высшего образования по источникам финансирования в 2010-2014 гг. в таблице 1.

Таблица 1 

Численность обучающихся в государственных и муниципальных организациях высшего образования по источникам финансирования в Оренбургской области 

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Изменение 2014 г. к 2010 г., (+/-)

Численность студентов (на начало учебного года) – всего

в том числе обучающихся за счет средств:

 

 

69005

 

 

66464

 

 

64809

 

 

60800

 

 

69005

 

 

-13742

федерального бюджета

 

34320

31659

30100

27921

25326

-8994

бюджетов субъектов Российской Федерации

 

302

295

389

322

301

-1

местных бюджетов

 

-

-

10

10

-

-

с полным возмещением стоимости обучения

34383

34510

34310

32547

29363

-5020

 

Из таблицы 1 видно, что за период 2010-2014 гг. общая численность студентов ежегодно падала, Снижение составило 20%. Подобную динамику имело и число студентов обучающихся за счет средств федерального бюджета, данный показатель уменьшился на 26%. Разнонаправленную динамику имел показатель численности студентов обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2012 году произошел рост численности студентов на 32% в сравнении с 2011 годом, снижение наблюдалось в 2010—2011 гг. и в 2013-2014 гг. За счет средств местного бюджета обучались 10 студентов в 2012 и 2013 годах. Численность студентов обучающихся с полным возмещением стоимости обучения имело волнообразный характер: некоторый рост отмечался в 2011 г., снижение отмечалось в 2012-2014 г.

В результате исследования между темпом роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организации и процентным соотношением численности населения с высшим образованием к общему числу занятых на основе статистических данных [2] построим поле корреляции (рис. 2).  

Рис. 2. Диаграмма рассеивания 

По расположению эмпирических точек можно предположить, что существует обратная линейная корреляционная зависимость между вышеназванными переменными.

Далее рассчитаем конкретные числовые значения параметров регрессии (табл. 2).

Таблица 2

Параметры аналитической зависимости модели

 

Коэффи-циенты

Стандартная ошибка

t-стати-стика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Y

164,7056

10,9731

15,0100

1,36925E-09

140,9997

188,4115

X

-2,2816

0,5395

-4,2293

0,00098433

-3,4471

-1,1162

 

Коэффициент регрессии b = -2,2816 показывает, что с ростом доли занятого населения с высшим образованием на 1%, темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организации снижается в среднем на 2,2816%.

В ходе пошагового регрессионного анализа было получено уравнение парной регрессии, выражающее зависимость среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организации от рассматриваемого фактора, которое имеет следующий вид:

                                               .                                             (1)

Тесноту связи между признаками определим, осуществив корреляционный анализ, посредством расчета индекса множественной корреляции [3]. 

Таблица 3 

Показатели регрессионной статистики модели

Показатели

Значение

Множественный R

0,760994667

R-квадрат

0,579112883

Нормированный R-квадрат

0,546736951

Стандартная ошибка

6,327755012

Наблюдения

15

 

В соответствии с данными таблицы 3 множественный коэффициент корреляции составляет 0,761. Таким образом, связь между результативным показателем - среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организации и факторным показателем характеризуется как сильная.

Полученный коэффициент детерминации (R2 = 0,579) показывает, что изменение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организации на 57,9% зависит от изменения указанного факторного признака. Прочие факторы, неучтенные в модели, составляют соответственно 42,1% от общей вариации y.

На основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1) число образовательных организаций в области снизилось за последние 5 лет за счет закрытия всех частных организаций;

2) численность студентов в Оренбургской области снизилась с 69005 до 69005. При этом количество бюджетных мест сократилось на 8994, а мест коммерческого набора на 5020;

3) среднемесячная номинальная начисленная заработная платы работников организации довольно сильно зависит от их уровня образования.

 

Научный руководитель:
Снатенков Артем Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург, Россия