Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день поддержка инноваций стала пониматься как общая необходимая функция управления, осуществляемая постоянно и направленная на формирование и развитие долгосрочных, трудно копируемых конкурентных преимуществ. Этот подход активно применяется и в сфере регионального развития. Его значение возрастает в свете современных тенденций перемещения акцентов государственной политики, связанных сактивизаций региональных «точек роста», и обостряющейся на этой основе конкуренцией регионов за участие в реализации федеральных программ, крупных инвестиционных проектов, дополнительные меры государственной поддержки. Региональный инновационный университет при желании может оказать существенную поддержку органам власти на этом пути.

Мы подчеркиваем, что речь идет не просто об учреждении высшего образования. Инновационный университет рассматривается нами как вуз, в котором происходит непрерывный процесс развития, предпосылкой, условием и содержанием которого выступают инновации (нововведения)при сохранении высокого качества оказания образовательных услуг. Инновационный вуз нацелен на реализацию собственного потенциала в направлении повышения конкурентоспособности в образовательном пространстве региона и разрабатывает соответствующие стратегии [1].

Одной из таких стратегий является инициирование поиска направлений взаимодействия в том числе с органами государственного и муниципального управления. Сложность и многоаспектность внешних условий определяют общее контекстное поле, в рамках которого может выстраиваться сотрудничество, а именно – инновации. Под инновацией (нововведением) мы подразумеваем конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, новой или усовершенствованной социальной услуги.

Разнообразие типов инноваций (продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные) и форматов взаимоотношений, которые можно выстроить на их основе, позволяет говорить о формировании целой системы взаимодействия органов власти и университета, которая понимается как комплекс мероприятий в рамках эффективного партнерства административных структур и представителей высшей школы по различным направлениям.

Государственные и муниципальные органы в современных условиях крайне заинтересованы в наращивании интеллектуальных ресурсов региона[2]. В связи с этим сотрудничество может осуществляться в рамках различных экспертных советов, развития института гражданского общества, ведения рейтингов, содействия межфирменной кооперации, в предоставлении государственных гарантий по контрактам, трансферам, займам, другим сделкам участников инновационной деятельности и т.д.

Ранее нами была разработана классификация трактовки инноваций в системе взаимодействия власти и бизнеса [2]. По нашему мнению, ее возможно применить и в данном исследовании:

1)  Инновации как предмет, основа взаимодействия. Здесь речь идет о совместной деятельности органов исполнительной власти и инновационного университета по поиску, поддержке и продвижению инноваций. Особого внимания заслуживают вопросы совместного поиска источников финансирования инновационных иссле­довательских работ, стра­хования рисков, освоения международных стандартов, патентования, проведения инновационных форумов.

2)  Инновации как продукт взаимодействия. В процессе тесного и плодотворного сотрудничества органов исполнительной власти и инновационного университета могут быть найдены новые подходы, форматы мероприятий, способы взаимодействия, иначе говоря, организационно-структурные инновации.

3)  Инновации как связующий элемент органов власти и высшей школы. Именно инновации и инновационная деятельность делают эти структуры элементами инновационных систем разных уровней, в рамках которых развивается современная экономика [3].

4)  Инновации как показатель эффективности системы взаимодействия органов власти и университета, выражающийся в экономическом росте муниципального образования, района, города, субъекта федерации, в увеличении доли малых инновационных предприятий на их территории, объемов финансирования научных исследований, количества внедренных технологий.

5)  Инновации как сфера управления. Сюда относится конструктивное сотрудничество по выработке и реализации региональной инновационной политики, целенаправленное внедрение результатов инновационной деятельности, новых моделей принятия инновацион­ных решений, нейтрализации инновационных рисков.

6)  Инновации как база идеологического единства в системе взаимодействия органов власти и вуза. Инновации призваны стать основой формирования новой общественной идеологии, стимулирующей развитие человека, повышение статуса инновато­ров, становление инновационной куль­туры, инновационного сознания, созда­ние условий для дальнейшего творчес­кого роста.

7)  Инновации как маркетинговый инструмент в PR-продвижении успешного опыта взаимодействия. На сегодняшний день актуальны различные механизмы продвижения регионов, популяризации лучших практик в заинтересованных данной тематикой аудиториях, что благоприятно сказывается на имидже региона и восприятии местных производителей.

8)  Инновации как инструмент конкурентной борьбы системы взаимодействия органов власти и университета на внешних рынках. Полномасштабная оценка эффективности проводится сегодня и в высшей школе, и в государственном управлении. Благодаря совместным усилиям и та, и другая сторона становится сильнее и приближается к победе над соперниками.

9)  Инновации как основа государственно-частного партнерства в реализация совместных инновационных проектов. Инновационная экономика сегодня является главным приоритетом государственной политики в России. Необходимость постоянного производства инноваций требует создания в регионе прочных связей между бизнесом, государством и наукой.

Эффективность вышеперечисленных видов инноваций в системе взаимодействия органов власти и инновационного университета во многом зависит от возможностей последнего освоить все имеющиеся направления по реализации собственного потенциала. Нами выделено шесть основных направлений, каждое из которых в свою очередь представляет собой широкий пласт для выработки инновационных вариантов сотрудничества с административными структурами (рис.1).  

Рисунок 1 – Направления развития системы взаимодействия органов власти и инновационного университета

1. Наука и образование.

Для региональных органов власти вуз в первую очередь выступает как организация, целевой функцией которой является производство востребованных научных и образовательных товаров и услуг. Инновационный университет как участник сектора исследований и разработок (ИиР) входит в региональную инновационную систему. Он формирует научный потенциал региона и осуществляет подготовку квалифицированных кадров. Успешная работа подобного объекта определяет единство обучения, науки и производства, получение новых знаний в результате научной и инновационной деятельности, их трансляцию на межрегиональном, национальном и международной уровне. В данном контексте университет выступает в качестве одного из объектов, который позволяет представить внутренней и внешней целевой аудитории масштабы проходящих в регионе инновационных процессов.

Наиболее ценными характеристиками вуза можно назвать научно-методическую базу, исследовательский инструментарий, профессиональный опыт и инновационный потенциал [5]. В этом отношении инновационный университет способен на высоком уровне организовывать разнообразные научные исследования, вести работу по подготовке рекомендаций в создании системы и единой концепции региональной политики в области ИиР, принимать участие в деятельности комиссий, советов, иных структур. 

Мировой опыт эволюции предпринимательских структур демонстрирует позитивные примеры приверженности стратегиям интеграции. В деятельности инновационного университета это проявляется в формировании единого информационного пространства, свободном движении интеллектуальных ресурсов, создании совместных программ и проектов с партнерами по ИиР. Наука и образование представляются основой кооперации, которая может проходить в вузе в рамках платформы инновационного взаимодействия. Перспективные разработки часто появляются на стыке научных направлений. В этом смысле инновационный университет выступает инициатором создания уникальных образовательных программ и научных проектов. Сотрудничество с научными и образовательными организациями всех типов предполагает подготовку высококвалифицированных кадров по востребованным направлениям, а также расширение интеллектуальных возможностей студентов на основе межвузовских форм обучения, комбинации образовательных ресурсов, что позволяет вузу стать эффективным посредником между рынком образовательных услуг и рынком труда.

Инновационный вуз является индикатором научно-технического и социально-культурного развития территории. Осуществляемые в нем фундаментальные и прикладные исследования ориентируются на потребности, в первую очередь, региональных предприятий и организаций различных отраслей. Таким образом, реализуя программы высшего и послевузовского профессионального образования по множеству специальностей в качестве предложения, инновационный университет формирует спрос именно на тех специалистов, в которых остро нуждается региональная экономика, и компетенции которых могут стать своеобразным импульсом инновационного развития территории.

Научно-исследовательская деятельность в условиях высшей школы не могут рассматриваться вне основной функции вуза – образовательной. Именно в совокупности элементов, подразумевающих образование и просвещение, видится определяющая роль инновационного вуза как полноправного субъекта системы взаимодействия с органами власти.

2. Инновации и предпринимательство.

Непростая ситуация, которую на данный момент переживает большинство учреждений высшего образования, тем не менее послужила своеобразным толчком для активизации усилий высшей школы. Как результат – появилось стремление к улучшению конкурентных позиций университета в регионе и за его пределами, экономической эффективности, переориентации на потребителя – учащихся, работодателей, государство. Таким образом, на сегодняшний день по некоторым аспектам вузы приближаются к предпринимательским организациям, предлагающим уникальные товары и услуги, опирающимся в основном на собственные возможности и быстро реагирующим на изменения рынка [4].

В научной литературе предпринимательский и инновационный потенциал субъекта рассматриваются синонимично. Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) трактуется как совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

В более широкой трактовке инновационный потенциал региона можно сформулировать как совокупность

- продуктов, находящихся на разных стадиях разработки, освоения или расширения производства,

- возможностей финансовых, технологических и кадровых создавать, производить и совершенствовать рыночные продукты,

- умений организовать разработку, производство, продажу товаров лучших, чем у конкурентов, наиболее полно соответствующих настоящим и будущим требованиям покупателей, своевременную замену продуктов, не пользующихся спросом.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» ежегодно оценивает субъекты РФ по этому виду потенциала. При этом учитываются такие показатели, как численность исследователей и объем текущих затрат в науку, число инновационно-активных предприятий, удельный вес инвестиций в науку, значительный научно-внедренческий комплекс, число ВУЗов и НИИ и т.п.

Однако, на наш взгляд, при определении инновационного потенциала региона нельзя забывать о социальном аспекте, другими словами способности и готовности людей воспринимать и генерировать инновации. Дело в том, что переход к инновационному типу развития – это не только использование информационных технологий и создание «новой экономики», но и формирование инновационного, предпринимательского сознания жителей обла­сти, а также развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления. Смена типа экономического развития за 20–30 лет совпадает со сменой поколений, что пре­допределяет стратегические цели, задачи и приоритеты не только экономического, но и социального развития региона. Поэтому особое внимание формированию инновационной среды следует уделять в образовательных учреждениях. Этому способствуют разнообразные методы мотивации творчества учащихся, проектная деятельность, а также формирование у школьников и студентов видения своего родного края как прогрессивного, инновационно-активного региона России. Здесь может помочь знакомство с промышленным и инновационным потенциалом области, историей ярославских брендов и известных рационализаторов и изобретателей. Актуальным мероприятием стало бы создание специализированных региональных порталов, на которых бы аккумулировалась информация обо всех научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках, осуществляющихся на территории области. И в этих вопросах перед инновационным университетом открывается широкое поле для развития взаимодействия с органами власти.

Развитие предпринимательского потенциала предполагает также момент внутренней реорганизации каждого вуза в пользу подразделений, ориентированных на взаимодействие с внешней средой, поиск заказов, продвижение услуг, иную предпринимательскую активность с целью получения дополнительных источников получения доходов.

3. Сети коммуникаций.

Усиление значения координации обусловлено необходимостью формирования «тройной спирали» инновационного развития области (государства, бизнеса, науки) и создания новой основы построения связей между ними – сетей коммуникаций. Для полноценной реализации инновационного предпринимательского потенциала субъектов требуется активное взаимодействие в информационной сфере по вопросам единого доступного реестра инноваций, обмена данными об имеющихся инновационных проектах в регионе и за его пределами, о перспективных направлениях исследований, о возможностях партнёрства с отечественными и зарубежными предприятиями. В системе взаимодействия органов власти и вуза возможна разработка проекта по созданию рабочего органа, который бы объединял и анализировал текущие проблемы развития инновационной деятельности на территории края и готовил предложения по поиску, внедрению и стимулированию инноваций, а также для оптимизации усилий организаций инновационной инфраструктуры. В его состав могли бы входить представители всех уровней региональной инновационной системы (бизнеса, НИИ, университетов, банков и т. д.), заинтересованные в развитии экономики области на основе инноваций.  

Инновационный вуз обладает возможностью взаимодействовать с широким кругом заинтересованных сторон, включая деловые круги и промышленность. Научно-исследовательский и гуманитарный авторитет позволяет ему стать значимой площадкой для проведения мероприятий, связанных с активизацией международного сотрудничества, налаживанием коммуникаций между научным и бизнес-сообществами в сотрудничестве с органами государственной власти и администрации региона, организацией заметных PR-событий, направленных на улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности. Концепция инновационного университета предполагает осуществление миссии - действовать творчески, быть в курсе последних достижений и идей, мыслить глобально в международном масштабе, а также создавать, накапливать, распространять и использовать практически применимые знания. Кроме образовательных программ успешный вуз – это площадка, с помощью которой распространяются новые идеи, новые продукты, новые технологии. Университет в сотрудничестве с органами власти может стать источником экономических и социальных инноваций, генератором бизнес-моделей новых предприятий.  С этой целью инновационный университет должен инициировать и помогать в организации проведения круглых столов, конкурсов профессионального мастерства, презентаций региональных компаний и других мероприятий, на которые будут приглашаться все заинтересованные лица для неформального общения и обмена мнениями.

Деловые связи органов власти и университета на сегодняшний день зачастую рассматривается только в рамках договорных отношений заказчика - исполнителя. Однако на самом деле возможности сотрудничества инновационного вуза с администрацией или коммерческими организациями этим не ограничиваются. В современных условиях кроме выполнения исследовательских работ это может быть совместное участие в целевых программах, аутсорсинг по государственному заказу, привлечение средств меценатов. Интенсифицируются усилия по совместному участию в различных конкурсах и грантах, заключении контрактов с внешними организациями, проведении социально-ориентированных мероприятий, финансируемых из федерального и регионального бюджетов и др.

4. Общественная жизнь.

На сегодняшний день деятельность университета не мыслима без активного участия в общественной жизни территории. Высшая школа – это социальный институт, интегрированный в разные типы сообществ на микро- и макроуровнях, как местного значения, так и мирового. Это накладывает на университет выполнение очень значимой функции – формирование не только интеллектуального, но и гражданского потенциала региона.

Возникновение новых неизвестных ранее видов деятельности, быстрый переход от элитарности высшего образования к массовости, доступности, необходимость обучения в течение всей жизни и многие другие тенденции готовят для вузов искушение пойти по легкому пути, коммерциализироваться, использовать в своих интересах благоприятную конъюнктуру. В то же время именно эта ситуация является для учреждения высшего образования своеобразной проверкой на его приверженность линии социальной ответственности, качеству предоставляемых услуг, общественной значимости и гуманитарному авторитету. И еще одна роль, связанная с участием у общественной жизни, актуальна для инновационного университета – его усилиями должны активно вовлекаться в экономику и социальную сферу результаты интеллектуальной деятельности.

Эти цели вуз способен достичь благодаря наличию институциализированных каналов взаимодействия с местными сообществами, активной включенности в региональные социальные процессы, практики неформального взаимодействия в социальных сетях и т.д. Участие университетов в общественной жизни территории благоприятно сказывается на формировании ее культуры, человеческого капитала публичных пространств. Непосредственным образом общественные функции высшей школы проявляются в работе со студентами, в поддержке и развитии молодежного предпринимательства, формировании гражданской позиции молодого поколения, стимулировании социальных инициатив в студенческой среде, связанных с преодолением слабости гражданского общества в нашей стране.

Однако в реализации всех вышеперечисленных задач инновационному университету требуется активная политическая поддержка со стороны властей, а также заказ и вложения со стороны реального сектора экономики.

5. Маркетинг территории

В последние десятилетия маркетинг стал пониматься как общая необходимая функция управления, осуществляемая постоянно и направленная на формирование и развитие долгосрочных, трудно-копируемых конкурентных преимуществ. Этот подход позволяет использовать инструменты маркетинга для управления различными объектами, в том числе и в сфере территориального развития. Усиление внимания к региональным аспектам национальной экономики повлекло переоценку традиционных методов администрирования, создание региональных маркетинговых концепций, позволяющих комплексно решать целый ряд взаимосвязанных социально-экономических задач. В этих условиях региональный инновационный университет становится одним из важных элементов маркетингового комплекса.

Инновационный университет может внести значительный вклад в развитие и совершенствование комплекса маркетинга территории в качестве его субъекта. Традиционно функциями субъектов регионального маркетинга наделяются государственные и муниципальные органы власти, учреждения инфраструктуры, компании, занятые в организации досуговой и туристической деятельности на данной территории, и местные сообщества. В то же время инновационный университет также обладает достаточно широкими возможностями в этой работе.

С точки зрения развития региональной экономики большое значение имеет проведение маркетинговых исследований, связанных с анализом перспективных отраслей промышленности, ее специализации, формированием системы заказа на инновационную продукцию. Региональные предприятия как представители рынка будут выступать в роли основных заказчиков перед наукой и органами исполнительной власти. Органы власти, в данном случае, являются координатором, который вместе с бизнесом формирует «пакет заказов» на исследования.

6. Инновационная инфраструктура.

Инновационный вуз как элемент инфраструктуры призван решать задачи методического и организационного сопровождения научной, образовательной и инно­вационной деятельности регионального научно-образовательного комплекса. В этой работе он действует в координации с другими поддерживающими региональные инновационные предприятия организациями, в первую очередь фондами, другими институтами развития, технопарками, бизнес-инкубатором. Все элементы инновационной инфраструктуры принято группировать по виду оказываемых ими услуг:

-                        объекты материальной и технологической поддержки (технопарки, технологические кластеры, центры коллективного пользования оборудованием);

-                        нформации и консалтинга (центры трансфера технологий, офисы коммерциализации технологий, бизнес-инкубаторы, инновационные центры);

-                        финансирования (бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития, венчурные фонды, посевные и стартовые фонды, ассоциации «бизнес-ангелов», органы власти, реализующие целевые программы);

-                        подготовки кадров (вузы, иные учреждения, осуществляющие повышение квалификации персонала в области инноваций, подготовку специалистов в области технологического и научного менеджмента);

-сбытовой поддержки (выставки, Интернет, внешнеторговые объединения, специализированные посреднические фирмы).

В данной классификации традиционному вузу как элементу инновационной инфраструктуры отведена лишь кадровая составляющая. В то же время потенциал инновационного университета представляется гораздо большим [5]. 

Инновационный вуз выступает индикатором научно-технического и социально-культурного развития территории. Осуществляемые в нем фундаментальные и прикладные исследования ориентируются на потребности, в первую очередь, региональных предприятий и организаций различных отраслей. Таким образом, инновационный университет может стать своеобразным импульсом инновационного развития территории [6].

Инновационный вуз выстраивает сети деловых, общественных, культурных коммуникаций. Тем самым вуз может внести значительный вклад в повышение привлекательности региона как комплекса ресурсов, условий, отношений, объектов, что позволяет в рыночных условиях переориентировать на себя поток ресурсов и получить преимущество в конкуренции территорий.

Инновационный университет предоставляет возможности для непрерывного обучения, превращается в центр социального и культурного развития региона, повышая общий уровень населения [9]. Инновационный вуз как производитель новых знаний ориентирует потребности общества и личности в направлении построения новой экономики. Работа университета с образовательными учреждениями, предприятиями и организациями формирует позитивный образ живого, думающего города и региона, а также воздействует на восприятие данного образа целевым аудиториями, придавая ему уникальные, неповторимые черты. Создание предпосылок для положительного эмоционального восприятия территории в итоге способствует утверждению имиджа региона, благоприятного инновациям и улучшению инвестиционного климата [10].

Применение и разработка инноваций - это универсальный рецепт эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Следовательно, данное сотрудничество всегда будет взаимовыгодным и успешным. Инновационный потенциал региона может быть использован только в случае, если стороны, задействованные в инновационном процессе, будут настроены на выработку общих правил. Реализация всего комплекса организационных и технических возможностей, представленных в предложенном исследовании, будет способствовать развитию инновационного университета, а с учетом всей широты данных взаимодействий формировать уникальные компетенции региона в целом.