Полный текст статьи
Печать

В современных условиях уровень квалификации бакалавра, понимаемый как совокупность знаний, умений и навыков, становится недостаточным для решения сложных задач современной экономики. Выпускник должен быть готовым к решению сложных профессиональных задач, а, следовательно, обладать способностью приобретать и развивать необходимые компетенции в течение жизни. Таким образом, формирование внутренней потребности к самообучению становится главным условием реализации интеллектуального потенциала выпускника высокого уровня, что выводит самостоятельную работу студента (СРС) в ранг основной образовательной деятельности студента и выдвигает перед вузом качественно новые требования по ее организации и методическому обеспечению.

Использование информационных технологий в самостоятельной работе позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией.

Самостоятельное приобретение знаний должно носить активный характер. Студентов необходимо привлекать к творческой деятельности, вызывать у них желание и стремление работать креативно, находить самостоятельные решения. Успешное решение этих задач определяется заданиями, поставленными перед студентами. Работать в сети для студентов гораздо интересней, чем с напечатанным материалом. Материал для самостоятельной работы может иметь различные формы, и функция преподавателя заключается в управлении действиями студентов с этим материалом. Кроме того, самостоятельная работа может носить не только индивидуальный, но и коллективный характер.

Например, при изучении дисциплины «Международный информационный бизнес» успешно используется электронный учебно-методический комплекс (УМК), который имеет структуру, получившую название «Карта изучения дисциплины» (рис.1). В ней представлены все необходимые элементы УМК: рабочая программа, презентации, электронный учебник, тесты, методические рекомендации по изучению разделов и т.д.

Методика работы с электронным ресурсом в ходе самостоятельной подготовки предполагает следующий алгоритм:

  1. Ознакомление с руководством по изучению разделов, где акцентируется внимание на основных проблемах темы.
  2. Обращение к учебному пособию «Международный информационный бизнес», которое представлено в удобном для чтения варианте.
  3. Просмотр презентаций и мультимедийной поддержки в виде видео-лекций.
  4. При необходимости, осуществляется обращение к основным терминам и правовым актам.
  5. В практике изложены задания, которые необходимо выполнить к следующему занятию.
  6. Здесь же имеются тесты для самоконтроля по каждой теме курса. 

Рис.1 Карта изучения дисциплины «Международный информационный бизнес» [1] 

Сценарий основных компонент компонента курса включает:
1. Содержательный блок

  • Учебная цель: Формирование творческого подхода и активизация навыков и умений студентов в ходе самостоятельной работы
  • Список материалов: презентация, аудио, видео-лекции, сайты ведущих мировых информационных агентств.
  • Логические связи материалов (презентации является ядром учебного материала, а элементы аудио, видео, текст – самостоятельные блоки для обсуждения).
  • Стиль изложения и представления материалов (электронный учебник – основной материал, а элементы аудио, видео– дополнительные материалы).
2. Функциональный блок
  • Список событий: изучение электронного учебника –ссылка в РР-презентации –ссылка на видео-ролик– ссылка на форум (для обсуждения сильных и слабых сторон темы)–ссылка на текстовые материалы для выполнения Практикума.
  • Набор возможностей студента:
-        Изучение теории в электронном учебнике (ЭУ).
-        Переход из ЭУ в РР-презентации (клик на ссылку в ЭУ).
-        Переход из РР в аудио- и видео-материалы (по соответствующим ссылкам).
-        Переход на форум для обсуждения.
-        Переход на текстовые материалы для разработки авторских материалов.
  • Логические связи событий (схема событий)
-        Студент изучает материалы теории в ЭУ.
-        Студент просматривает обзор материалов в РР.
-        Студент изучает реальные аудио- и видео-ролики.
-        Обсуждение в форуме роликов.
-        Написание отчетов и пересылка преподавателю через обмен файлами.
-        Загрузка текстового шаблона материалов и их доработка, отправка преподавателю через обмен файлами.
  • Набор возможных результатов студента
-        Участие в форуме.
-        Отчет.
-        Материалы для рефератов, курсовых и дипломных работ.

Выполняя практическое задание, студенты разбиваются на мини-группы по два-три человека и им необходимо, например, по теме «Мировой рынок информационных и коммуникационных технологий» составить отчет по следующим направлениям:

-               сущность и структура мирового рынка ИКТ;

-                конкурентная среда на мировом рынке информационных технологий;

-               мировой рынок микропроцессоров;

-               мировой рынок программного обеспечения;

-               мировой рынок телекоммуникаций;

-               выбор и сравнение 2х продуктов из каждого сегмента рынка ИКТ.

Срок выполнения задания – две недели, куда входит составление отчета и подготовка презентации в формате powerpoint. Следует отметить, что в течение этого периода происходит активное общение преподавателя со студентами в режиме электронной почты.  На занятии, в аудитории студенты активно обсуждают и дискутируют, заслушивая отчеты своих товарищей.  Наличие информационной образовательной среды в виде портала, позволяет использовать такие возможности этих технологий как форум, чат, обмен файлами, тестирование, размещение контента и т.д.[2].

Поэтому, в условиях формирования и развития единого образовательного пространства особое значение приобретает его информационное обеспечение, эффективное использование информационных и коммуникационных технологий во всех видах вузовской деятельности. Дальнейшее развитие информатизации требует комплексного решения задач, связанных с созданием единого информационного пространства на базе объединения всех информационных систем и образовательных программ. Среди основных проблем можно выделить следующие:

  1. Создание единого информационного пространства вуза с полной компьютеризацией всех административно-хозяйственных служб, библиотек, учебных подразделений (кафедр, деканатов, учебной части, ректората), подключение к региональным, федеральным и международным сетям.
  2. Внедрение интегрированных автоматизированных систем управления структурными подразделениями вуза с возможностью планирования, документирования и контроля учебного процесса, предоставлением справочной информации по всем аспектам преподавательской и административной деятельности.
  3. Разработка специализированных и универсальных учебно-методических комплексов на базе новых информационных технологий, предоставляющих возможности самообучения и самоконтроля студентов.
  4. Размещение этих электронных УМК с соответствующим методическим обеспечением и возможностью интерактивного обучения в рамках факультетского подразделения вузовского сайта.

На настоящий момент наиболее рациональным средством решения перечисленных задач является портальная технология, обеспечивающая развитие единого информационного пространства, позволяющая организовать использование информационных ресурсов и управление информационными потоками вуза.

Вот некоторые составляющие поддержки дисциплин на сайтах ППС:

-         актуализация комплекта содержательных, методических и организационных документов для освоения дисциплины и выполнения творческих работ (сверх базовой части УМК);

-         ведение, модерация и последующий анализ электронных отчетов размещенных студентами в библиотеке студенческих работ;

-         организация работ по проекту, содержательное руководство, оформление результатов в виде электронного продукта (с использованием нескольких веб-инструментов);

-         анализ коллективных обсуждений и опросов по проблематике дисциплин, опрос-мониторинг [3].

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в информационной среде должно в себя включать:

-        методические рекомендации по изучению теоретических разделов дисциплины с указанием обязательной и дополнительной литературы, интернет-источников;

-        вопросы и задания для самоконтроля по каждой теме;

-        тесты для самоконтроля, обучающие тесты;

-        рекомендации по подготовке к практическим занятиям с указанием разделов обязательной и дополнительной литературы;

-        сборники задач с вариантами решения и комментариями;

-        методические указания по выполнению курсовой работы (проекта);

-        общие методические рекомендации по выполнению индивидуальных домашних заданий и варианты ИДЗ, система выбора варианта;

-        перечень заданий для различных форм СРС на семестр, общие методические рекомендации по выполнению заданий СРС, образцы лучших студенческих работ;

-        примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной СРС по каждому заданию;

-        система оценки результатов по запланированным формам СРС – указываются четкие критерии оценки в зависимости от формы СРС и выполнения заданных требований;

-        методические указания по выполнению виртуальных лабораторных работ;

-        правила и требования к оформлению и представлению результатов СРС, к порядку защиты.

Методические материалы для обеспечения СРС готовятся преподавателем и могут размещаться на персональном сайте преподавателя, либо на платформе электронного обучения. Кроме того, на основе рабочей программы дисциплины может составляться план-график, где преподаватель устанавливает рекомендуемые сроки предоставления на проверку результатов самостоятельной работы студента: контрольных работ, отчетов по лабораторным практикумам, индивидуальных домашних заданий, рефератов, курсовых работ и др., советует использование основных и дополнительных источников литературы.

Главным трендом сегодня является то, что появляются новые формы образования. Классическая система сейчас столкнулась и активно конкурирует с новыми неформализованными типами обучения. Благодаря этим образовательным технологиям студенты становятся активными потребителями на глобальном рынке образовательных услуг. Сейчас мы имеем дело с таким явлением, как MOOC (Massiveonlineopencourses), которое позволяют собирать на едином электронном пространстве от сотни до десятков тысяч студентов. С одной стороны, такие массовые онлайн-курсы являются продолжением и продуктом тех же самых университетских систем. С другой стороны, это совершенно иной подход к образованию, требующий адаптации образовательных программ и изменения взгляда на процесс обучения и роль преподавателя в нём.

Сегодняшние студенты – люди из поколения социальных сетей и мобильных устройств. Это их среда и источник необходимых знаний. В этом смысле сегодня актуален сам поиск оптимальных подходов к образованию. Если, например, студенты ушли в социальные сети, то и преподаватели должны появиться в этих сетях. Если они там не появятся, если мы не сможем адаптироваться к образу жизни современного студента, то мы просто потеряем студентов, так как не сможем найти с ними общий язык.