Развитие региональной инновационной инфраструктуры на основе использования возможностей бенчмаркинга

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Прохорова М. В., Гранкина А. А. Развитие региональной инновационной инфраструктуры на основе использования возможностей бенчмаркинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2741–2745. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970875.htm.
Аннотация. В статье представлены примеры лучших региональных практик развития инновационной инфраструктуры в субъектах Приволжского федерального округа. Обозначены проблемы и принципы внедрения и использования инструмента бенчмаркинга в развитии региональной инновационной инфраструктуры. Предложено создание специализированной интернет-платформы для обмена региональным опытом в области развития инновационной инфраструктуры и в целом инновационной деятельности. Выявлены общие и специфические меры государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Приволжского федерального округа.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Прохорова Мария Валерьевна,студент Самарского государственного экономического университета, г. Самараeulampjeva2014@yandex.ru

Гранкина Арина Александровна,старший преподаватель кафедры региональной экономики и управления Самарского государственного экономического университета, г. Самараarina128@mail.ru

Развитие региональной инновационной инфраструктуры на основе использования возможностей бенчмаркинга

Аннотация.В статье представлены примеры лучшихрегиональныхпрактикразвития инновационной инфраструктурыв субъектах Приволжского федерального округа. Обозначены проблемы и принципы внедрения и использования инструмента бенчмаркинга в развитии региональной инновационной инфраструктуры.Предложено создание специализированной интернетплатформы для обмена региональным опытом в области развития инновационной инфраструктуры и в целом инновационной деятельности.Выявлены общие и специфические меры государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Приволжского федерального округа.Ключевые слова:регион, инновации,бенчмаркинг, инновационный потенциал, инновационная активность,инновационная инфраструктура.

Переходна инновационный путь развития является одним из наиболее значимых факторов ускорения экономического роста, технологического развития, обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке. Для активизации инновационных процессов в стране требуется формирование инновационной инфраструктуры, способной адаптироваться под динамичные макроэкономические условия,оперативно реагировать напотребности в инновациях и способствовать их созданию, продвижению и коммерциализации. Инновационная инфраструктурапредставляет собойсовокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материальнотехническое, финансовое, организационнометодическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Целью ее создания является обеспечение как комплексной инновационной деятельности, так и сохранение и развитие научнотехнического потенциала страны в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку, изменения номенклатуры создания новой продукции, новых производственных процессов. Инновационная инфраструктура, выступая вспомогательным элементом в инновационном развитии региона, не только выполняет прямые сервисные функции, но и представляет собой связующее звено между ключевыми его субъектами.

На современном этапе развития выделяютряд ключевых проблем, оказывающих сдерживающее воздействие на формированиеи развитиеинновационной инфраструктуры регионов: –нехватка финансового обеспечения организаций инновационной инфраструктуры (ИНИ); –недостаток квалифицированных специалистов организаций ИНИ в области управления и реализации инновационных проектов; –ограниченный перечень каналов информирования малого инновационного предпринимательства, используемых организациями ИНИ; –низкая материальнотехническая оснащённость организаций инновационной инфраструктуры, а также непривлекательность условий аренды площадей и оборудования для малых инновационных компаний[7].

Инновационнаяинфраструктура развивается прежде всегов пределахтерриторийсубъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказывая влияние на уровень их инновационной активностии инновационный потенциал. В таблице 1 представлена динамика изменения инновационной активности организаций в разрезесубъектовПриволжского федерального округаза период 20112015 годы. Таблица 1 Динамика инновационной активности субъектов Приволжского федерального округа за период 2011 –2015 годы, % [21]

Субъекты ПФОГоды

Изменение 2015 / 2011, п.п.

Изменение 2015 / 2014, п.п.20112012201320142015Республика Башкортостан13,513,112,310,49,14,41,3РеспубликаМарий Эл8,610,68,87,18,30,31,2Республика Мордовия12,413,116,918,316,64,21,7Республика Татарстан18,119,12120,520,52,40Удмуртская Республика15,11310,310,510,24,90,3Чувашская Республика15,220,918,823,7248,80,3Пермский край13,614,111,411,110,53,10,6Кировская область8,58,79,19,49,81,30,4Нижегородская область17,714,715,414,313,54,20,8Оренбургская область15,212,712,512,410,84,41,6Пензенская область1111,415,617,114,73,72,4Самарская область9,86,35,45,854,80,8Саратовская область5,576,46,86,30,80,5Ульяновская область86,37,15,15,22,80,1

За период исследования анализируемый показатель вцелом по ПФОсократился на 2,1 п.п.Из данных таблицы 1 видно, чтоуровень инновационной активности в2015 годупо отношению к 2011 году изменился в отрицательную сторону в таких регионах какРуспублика Башкортостан –на 4,4 п.п, Республика Марий Эл–на 0,3п.п.,УдмуртскаяРеспублика–на 4,9п.п., Нижегородскаяобласть–на 4,2п.п., Оренбургскаяобласть–на 4,4 п.п., Самарскаяобласть–на 4,8п.п., Ульяновскаяобласть–на 2,8п.п.Врассматриваемый период показатель имеет положительную динамику в следующих регионах:РеспубликеМордовия –4,2п.п., РеспубликеТатарстан –2,4п.п., ЧувашскойРеспублике–8,8п.п., Кировскойобласти–1,3п.п., Пензенскойобласти–3,7п.п., Саратовскойобласти–0,8п.п.

Рисунок 1 наглядно демонстрирует, что из числа регионов Приволжского федерального округа лидерами по показателю инновационной активности в 2015 году являлисьтакие регионы какЧувашская республика (24%), республика Татарстан (20,5%), республика Мордовия (16,6%), Пензенская область (14,7%), Нижегородская область (13,5%). Подчеркнем, что республика Татарстан и Нижегородская область обладают высоким уровнем инновационного потенциала, что подтверждает рейтинг Агентства Эксперт RA, в котором данные регионы в 2015 годузанимали 5 и 4 места, соответственно.Чувашская Республиканаходилась на 43 месте, республика Мордовия –на 52 месте, Пензенская область –на 23 месте среди всех субъектов Российской Федерации [19].

Рис.1.Динамика инновационной авктивностисубъектов Приволжского федерального округа за период 2011, 2015 годы, %[21]

Исследования показывают, что не всегда регионы с высоким инновационным потенциалом демонстрируют соответствующий уровень инновационной активности. Например,в соответствии с рейтингом Эксперт RA, Самарская область по уровню инновационного потенциалав2011году занимала8 место, в 20122015 годы

11 место. Среди регионов ПФО данныерезультатыявляются однимииз лучших. В свою очередь,по уровню инновационной активности регион находится в тройке аутсайдеров(табл.1).

Таким образом, можно обозначить следующие положенияо системе взаимосвязей, возникающих в отношении таких экономических категорий какрегиональная инновационная инфраструктура, инновационная активность иинновационный потенциал регионов:

вопервых, регионы с высоким инновационным потенциалом не всегда обладают высокой инновационной активностью;

вовторых, от уровняразвития инновационной инфраструктуры зависят уровни развития инновационногопотенциаларегиона и инновационная активность в нем. Переходим к исследованию состава инновационнойинфраструктуры в регионахПриволжского федерального округа. Таким образом, в данном макрорегионе инновационная инфраструктура представлена бизнесинкубаторами, технопарками, особыми экономическими зонами, индустриальными парками, инновационными центрами, кластерами, образовательными учреждениями, центрами развития, институтами развития, которые имеют место практически во всех четырнадцати субъектах ПФО.При этом к числу преобладающих видов инновационной инфраструктуры относятсябизнесинкубаторы, институты развития и технопарки.Проанализировав состав инновационной инфраструктуры регионов Приволжского федерального округа, можно сделать вывод, что лидером является Республика Татарстан, где насчитывается 41 объект инновационной инфраструктуры. Список регионов–аутсайдеровсоставляютСаратовская и Ульяновская области. В последние годы в области управления инновационным развитием территорий во многих странах мира все большую актуальность приобретает бенчмаркинг, служащийинформационным инструментом региональной инновационной политики. В контексте данного исследования под бенчмаркинговой процедурой понимается метод использования опыта развития инновационной инфраструктуры более развитых в инновационном плане регионов[10].

В ходе исследования были выявлены лучшие практики в области развития инновационной инфраструктуры среди субъектов Приволжского федерального округа. Приведем в качестве примеров некоторые из них.Ключевую роль в региональной инфраструктурной цепочке республики Татарстан играет особая экономическая зона «Иннополис», которая представляет собой фактически новый созданный город. Концепция «Иннополиса» заключается в том, чтобы комфортные условия проживания и работы на территории города ускоряли процесс создания и внедрения инноваций в сфере информационных технологий. «Иннополис» имеет внутреннюю инфраструктуру, включающую здания технопарков, представляющие собой высокотехнологичные, многофункциональные комплексы с офисными помещениями, центрами разработок и развитыми конференцвозможностями, здание университета для подготовки высококвалифицированных кадров, жилые и социальные здания, а так же инженерную, коммунальную и дорожнотранспортную сеть. В Стратегии инновационного развития Пензенской области речь идет не только о развитии «жесткой», но и «мягкой»инновационнойинфраструктуры –организационно консалтинговой, которая предполагает сосредоточение ресурсов с целью стимулирования процесса генерации идей и проектов. Также ежегодно на территории Пензенской областипроводится Межрегиональный форум InnoMed, привлекающий внимание передовых разработчиков и производителей в сфере медицинской промышленности и здравоохранения. Благодаря данному мероприятию за регионом закреплена репутация серьезного игрока в сфере инноваций в медицинской и фармацевтической промышленности[3].В свою очередь в Саратовской области сформирован научноинновационнопроизводственный комплекс, задача которого состоит в обеспечениинепрерывности цикла «исследования –разработки –технологии –производство –рыночная реализация». В состав комплекса входят крупные компании –стратегические инноваторы, а также предприятия ОПК, представляющие телекоммуникационные компании, традиционный хайтек, предприятия малого инновационного предпринимательства, ВУЗы и организации Саратовского научного центра РАН. Особый интересвызывают такие объекты инновационной инфраструктуры, как центры молодежного инновационного творчества в республике Татарстан и Пензенской области, сеть бизнесангеловв Пензенской области и центр трансфера технологий в Ульяновской области. Согласно результатам исследования, данные объекты располагаются только в указанных регионах Приволжского федерального округа.Использование возможностей бенчмаркинга может выступать отправной точкой и одним из стимулирующих факторов развития инновационной инфраструктуры в регионах с низкими инновационным потенциалом и инновационной активностью[9].

Использование инструмента бенчмаркинга должно быть основано на трех основных принципах:1) принципе адаптации нововведений к конкретной региональной инновационной системе;2) принципе создания и развития объектов инновационной инфраструктуры в соответствии с потребностями региональной инновационной системы;3) развитие объектов инновационной инфраструктуры на основе бенчмаркинга, исходя из приоритетов социальноэкономического развития региона.Однако в настоящее время внедрение подобного инструмента в практику управления инновационным развитием территорий осложняется рядом информационных препятствий. В частности, для того чтобы использовать и внедрить опыт других субъектов РФ, требуются колоссальные затраты времени и доступ к соответствующей полной и достоверной информации. В связи с чем, автором предлагается создание специализированных интернетплатформ по обмену лучшими практиками в сфере инновационного развития территорий, создания инфраструктуры и продвижения инновационных проектов. Подобные интернетплатформы смогут выступать в качестве крупномасштабного информационного ресурса в сферепредпринимательской и инвестиционноинновационной деятельности регионов, способствуя их позиционированию, а также интеграции и глокализации в глобальное экономическое пространство.Кроме того, посредством возможностей интернетплатформможет осуществляться поиск потенциальных инвесторов и рассматриваться возможность реализации конкретных проектов не только на региональном, но и на межрегиональном и международном уровнях.По мнению авторов, в качестве эксперимента следует реализовать пилотные проекты по созданию интернетплатформ на уровне федеральных округов.Другой проблемой, препятствующей активному внедрению бенчмаркинга в развитие региональной инновационной инфраструктуры, является отсутствие соответствующейофициальнойстатистической базы в разрезе объектов инфраструктуры, находящейся в открытом доступе. Кроме того, возникает вопрос: перечень показателей должен являться унифицированнымили же его следует формировать по видам объектов инновационной инфраструктуры. В настоящее время научное сообщество не дает однозначного ответа на данный вопрос.Не имея соответствующей аналитической базы, достаточно сложно судить об эффективности функционированияинновационной инфраструктурыв конкретном субъекте РФ, и как следствие, сложно применять егоопыт посредствомбенчмаркиговой технологии.

К числу важнейших стимулов развития инновационной инфраструктуры в регионах относится государственная поддержка, причем не только ее отдельных объектов, но и всей инновационной деятельности. Система государственной поддержки инновационной инфраструктуры и инновационной деятельности в целом, как правило, определяется соответствующими законодательными актами и документами стратегического планирования. В таблице2представлены сведения о наличии указанных документовв субъектах Приволжского федерального округа.Таким образом, весь комплекс обозначенных документов имеется в Чувашской республике и Нижегородской области.Положительным моментом является тот факт, что в стратегиях социальноэкономического развития всех четырнадцати исследуемых субъектов определены векторы их инновационного развития. Ульяновская область и республика Марий Эл демонстрируют сокращение инновационной активности, однако на территории этих регионов отсутствуют действующие государственные программы инновационного развития.



Таблица 2Сведения о наличии законодательных актов и документов

стратегического планирования в сфере развития инновационной деятельности

[16, 8, 1113, 1517, 20]

№ п.п.

Регионы ПФОНаличие регионального закона, регламентирующего инновационную деятельность на территории субъекта РФНаличие стратегии социальноэкономического развития субъекта РФ, в которой определены векторы его инновационного развитияНаличие концепции или стратегии инновационного развития субъекта РФНаличие действующейгосударственной программы инновационного развития субъекта РФ1Республика Башкортостан++

+2Республика Марий Эл

+

3Республика Мордовия

+++4Республика Татарстан+

+

+

5Удмуртская Республика

+

+

6Чувашская Республика++

+

+

7Пермский край++

+8Кировская область+

+

9Нижегородская область+

+

+

+

10Оренбургская область+

+

+

11Пензенская область++++12Самарская область++

+13Саратовская область++

+

14Ульяновская область+

+



Авторамиисследована система мероприятий государственной поддержки инновационной деятельности в регионах Приволжского федерального округа, в результате чего выявлены общие и специфические меры. Таким образом, к числу общих, характерных для большинства регионов, отнесеныследующие меры:

субсидирование процентной ставки по кредитам;

льготы по арендной плате; бюджетные инвестиции; налоговые льготы;

ценовое регулирование;

компенсация части процентных ставок по привлекаемым кредитам и части платежей по лизингу;

предоставление субсидийи оказание грантовой поддержки;

информационноконсультационная поддержкапри разработке и реализации инвестиционноинновационных проектов;

организация и проведение конкурсов;

развитие международных отношений и внешнеэкономической деятельности в сфере инноваций;

финансирование проведения работ по подготовке инвестиционных проектов.Специфические меры государственной поддержки инновационной деятельности представлены в таблице 3.Таблица3Специфические меры государственной поддержки инновационной деятельности в разрезе субъектов Приволжского федерального округа[16, 8, 1117, 20]

№ п.п.Регионы ПФОСпецифические мерыгосударственной поддержки инновационной деятельности в разрезе субъектов

Приволжского федерального округа

1

Республика Башкортостан

1.Финансирование проектов через фонды поддержки.2. Предоставление информации инвесторам о наличии и состоянии инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта

2

Республика Марий Эл

1. Организация специализированной интернетплощадки;2.Разработка и сопровождение специализированного интернетресурса;3.Содействие в развитии и укреплении материальной базы элементов республиканской инновационной инфраструктуры;4.Укрепление материальной базы региональных инновационных площадок на базе образовательных учреждений.

3

Республика Мордовия

1. Инструменты госзаказа и субсидирования научнотехнических и инновационных проектов.2. ЕжегодныйРеспубликанскийконкурс научных работ и инновационных идей, конкурсы "Инженер года Республики Мордовия", "Лучшие товары Мордовии";

4

Республика Татарстан

1.Заемное финансирование.2. Финансирование НИОКР.3.Финансирование прикладных научноисследовательских работ.4. Гранты на государственную поддержку научных исследований и разработок в области агропромышленного комплекса.5Удмуртская Республика1.Содействие продвижению инновационноактивных предприятий и их инновационных проектов.

6

Чувашская Республика

1.Субсидии на реализацию инновационных проектов организаций, направленных на созданиесерийного производства;2.Предоставление субсидий на реализацию бизнеспроектов по развитию народных художественных промыслов и ремесел, производству сувенирной продукции;3.Госзакупки.

7

Пермский край1.Предоставление дополнительных мер социальной поддержки кандидатам наук, работающим в организациях высшего образования Пермского края.2. Предоставление гарантий по займам, кредитам и контрактам.3. Предоставление субсидий для реализации научных проектов международными исследовательскими группами ученых на базе государственных образовательных организаций высшего образования или научных организаций Пермского края.

8

Кировская область1. Предоставление инвестиционного налогового кредита.2. Содействие в распространении научных и научнотехнических результатов, реализации научной или научнотехнической продукции, пропаганде научной и инновационной деятельности.

9Нижегородская область1. Предоставление инвестиционного налогового кредита.2. Освобождение от арендной платы за земельные участки.10Оренбургская 1. Содействия в получении и поддержании в силе охранных документов на областьобъекты интеллектуальной собственности;

11

Пензенская область1.Программа"УМНИК"2.Программа«СТАРТ»3.Субсидиинарегистрациюизобретений4.Венчурноефинансирование5.Грантыинновационнымкомпаниям,созданнымприВУЗах6.Центрымолодежногоинновационноготворчества

12

Самарская область1.Реализация проекта по формированию компетенций в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в рамках заключенных соглашений.2.Конкурс интегрированных программных проектов.3.Открытый конкурс по предоставлению средств, направленных на осуществление софинансирования выполнения работ по проектам признанным победителями конкурсов и программ органов государственной власти РФ и федеральных институтов развития.4. Заключение инвестиционных меморандумов между Правительством Самарской области и инвесторами.

13

Саратовская область1. Содействие в получении и поддержании в силе охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;2. Оказание содействия в организации обучения, повышении квалификации и переподготовке кадров в сфере инновационной деятельности.

14

Ульяновская область1. Предоставление в собственность или в пользование оборудования или иного имущества, безвозмездно или на иных льготных условиях;2. Содействие получению работниками субъектов инновационной деятельности необходимых для осуществления инновационной деятельности образовательных услуг;

Таким образом, обозначенная в таблице 3 система мероприятий также может быть адаптирована в региональную практику государственной поддержки инновационной инфраструктуры и в целом инновационной деятельности посредством инструмента бенчмаркинга.Глубокий анализ системы мероприятий государственной поддержки инновационной деятельности в разрезе субъектов Приволжского федерального округа позволяет сделать вывод, что наиболеекомплексный и разноплановый характер мер сложился в республике Татарстан, Нижегородской области, республике Башкортостан, Пермском крае, Самарской и Кировской областях. В связи счем, их опыт может быть адаптированв практику регионального управления в других субъектах Российской Федерации с учетомособенностей их социальноэкономического развития.

Резюмируя вышесказанное, следует сделать заключениео необходимости проведения в будущем научных исследований в сфере развития региональной инновационной инфраструктуры посредством применения технологии бенчмаркинга. При этом следует определить систему критериев, в соответствиис которой должныопределяться регионы –лидеры в этой области.

Ссылки на источники1.Закон о развитии инновационной деятельности на территории Ульяновской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463712627(дата обращения 27.03.2017г.)2.Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. [Электронный ресурс] –Режим доступа:http://minec.governmentnnov.ru/?id=78404(дата обращения 26.03.2017г.)3.Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424055855(дата обращения 26.03.2017г.)4.Стратегия социальноэкономического развития Чувашской Республики до 2020 года. Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.края [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=24&id=309805(дата обращения 22.03.2017г.)5.Стратегия долгосрочного социальноэкономического развития Республики Марий Эл

[Электронный ресурс] –Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/438928257(дата обращения 24.03.2017г.)6.Стратегия социальноэкономического развития Саратовской области до 2030 года

[Электронный ресурс] –Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/467710021(дата обращения 27.03.2017г.)7.Агаметова О.Н. Региональная инновационная инфраструктура: актуальные проблемы развития // Проблемы развития территории. 2013. Вып. 3 (65) С. 42.8.Вестник Мордовии. Информационное агентство [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vestnikrm.ru/news918940.htm(дата обращения 27.03.2017г.)9.Гераськина И.Н. Стратегический бенчмаркетинг в системе управления предприятием: монография. Саранск: 2011.10.Егиазарова А. Г. Региональный опыт развития инновационной инфраструктуры//Экономические науки

№423. 30.03.201611.Инновационная инфраструктура. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. –[Электронный ресурс] Режим доступа:http://economy.samregion.ru/activity/innovacii/inovinfr/innovatsionnayainfrastruktura/ (дата обращения 26.03.2017г.)12.Инновационная политика. Министерство экономического развития Кировской области. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://invest.kirovreg.ru/investments/innovatsionnayapolitika/klasternayapolitika/ (дата обращения 26.03.2017г.)13.Инновационный Татарстан 2016. . [Электронный ресурс] –Режим доступа http://www.tpprt.ru/upload/iblock/184/184e00add2072861b7917cc8c42f8420.pdf(дата обращения 27.03.2017г.)14.Инновационное развитие Нижегородской области. Инновации и инвестиции [Электронный ресурс] –Режим доступа:http://www.volgabiz.ru/arh/12/04/Invest_NN.pdf(дата обращения 29.03.2017г.)15.Информация о ходе реализации Закона Оренбургской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области». Портал Правительства Оренбургской области. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.orenburggov.ru/Info/SMUS/Development/ (дата обращения 26.03.2017г.)16.Ключевые объекты инновационной инфраструктуры. Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края [Электронный ресурс] –Режим доступа:http://minpromtorg2.permkrai.ru/section/show/16074(дата обращения 26.03.2017г.)17.Конакова А. В. Инновационные процессы в Республике Башкортостан. Журнал// Экономические науки. №461. 18.05.201618.Организации –участники. Инновации в России [Электронный ресурс] –Режим доступа http://innovation.gov.ru/ru/node/7025(дата обращения 26.03.2017г.)19.Официальный сайт рейтингового Агентства Эксперт RA. [Электронный ресурс] –Режим доступа:http://raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2015/tab03/(дата обращения 17.02.2017)20.Паспорт инновационного развития УР. Инновации Удмуртии. [Электронный ресурс] –Режимдоступа: http://innovudm.ru/паспортинновационногоразвитияур(дата обращения 27.03.2017г.)21.Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 1044