Полный текст статьи
Печать

В высшее учебное заведение студенты приходят после успешного окончания средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, которое отличается от средних учебных заведений специализацией подготовки кадров, большим объемом и сложностью изучаемого материала, методикой учебной работы и особенно удельным весом самостоятельной работы обучаемых в общем процессе приобретения знаний. Основная задача высших учебных заведений заключается в получении студентами необходимых фундаментальных знаний, профессиональных умений и навыков деятельности своего профиля, обеспечивающих их использование в будущей практической деятельности.Кроме того, в процессе обученияобеспечивается формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, коммерческой, инвестиционной и инновационной деятельности.

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и практических навыков, поиск и получение новых знаний, нормативной и методической информации, развитие навыков научно-исследовательскойработы и инвестиционной деятельности. Самостоятельная работа непосредственно связана с любым видомаудиторных занятий и создает условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной и творческой активности студента. Под самостоятельной работой понимается совокупность всей индивидуальной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие. Самостоятельная работа может быть организована как  непосредственно в процессе аудиторных занятий, в том числе специальных самостоятельных занятий под руководством преподавателя(практические и лабораторные работы, групповые упражнения, семинары и т.д.), а также вне аудиторных занятий при проведении  консультаций, а также входе разработке научных статей и эссе, курсовых и дипломных работ, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. Студент может работать самостоятельно в учебной библиотеке вуза и других электронных библиотеках, дома и общежитии, учебных кабинетахкафедр и учебных аудиториях, пользуясь возможностью доступа в Интернет и на сайты преподавателей.

Насамостоятельную работустудентов Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования отводится достаточно времени студента за весь период обучения(до 50%). Часть учебного времени, отводимого на аудиторные занятия, так же может включать самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя(практические занятия, лабораторные работы и др.).С учетом объема времени, отводимого на самостоятельную работу, в учебном процессе возникает проблема, как эффективно его использовать. Самостоятельная работа студента организуется с цельюнаучить его работать сначала с учебным материалом, затем с научной и методической литературой, воспитать самоорганизацию в эффективной отработке и усвоении учебного материала и другой информации, чтобы привить умения и навыки в дальнейшем непрерывно совершенствовать свои знания повышать и профессиональную квалификацию в процессе практической деятельности.

В наше время известная мысль древнегреческого философа Плутарха из Хероне́и (др. – греч. Πλούταρχος) (ок. 45 –ок. 127), что «ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, завоевала широкое признание. Однако, по мнению C.М. Бондаренко, «если на практике мы нередко сталкиваемся с тем, что факелы еле-еле тлеют, а сосуды упорно наполняются, то это происходит совсем не из-за несогласия с этой замечательной идеей»[1, c.1].

Традиционно процесс обучения представляет собой следующую последовательность: преподаватель в ходе лекционных занятий объясняет учебный материал по соответствующей дисциплине, студент в часы самостоятельной работы изучает курс лекций и записи в конспекте, при необходимости дорабатывает его. Усвоение учебного материала проверятся по ответам студентов на семинарских и практических занятиях,(текущий контроль) и входе фронтальных письменных опросов и тестирования, а в последующем в процессе итогового контроля и контроля остаточных знаний, умений и навыков, через определенное время после завершения изучения курса. По мнению специалистов, учитывая обстоятельства объективного и субъективного характера, эффективной системы активного самостоятельного обучения пока нет, а используются ее отдельные элементы. Как правило, ни одна учебная дисциплина не располагает полным набором активного обучающего дидактического материала, построенного по принципу поискового, проблемного обучения. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии творческой деятельности самого учителя, который должен разработать соответствующий дидактический материал и методические рекомендации, и на их основе научить студентов самостоятельно работать. Активизация поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, опорных конспектов и сигналов, которые ставятся перед учениками, в том числе разработанные самим преподавателем с использованием богатого опыта отечественных преподавателей-новаторов, а также зарубежного педагогического опыта.

Используя опыт педагога-новатора В.Ф.Шаталова, который «разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом»[2] в Ярославском высшем военном финансовом училище (в последующем Ярославском военным финансово-экономическом институте, Военной финансово-экономической академии) с 1998 г. был разработан и внедрен курс лекций и опорных конспектов для изучения специальных финансовых дисциплин, который частично используется в настоящее время в Ярославском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова. Так, например, сущность финансов рассматривается с использованием опорных сигналов «Э-РА-ДЕ-ФО-ОРИ-ФФР» как экономические (Э), распределительные(РА), денежные(ДЕ) финансовые отношения(ФО) по поводу образования, распределения и использования(ОРИ) фондов финансовых ресурсов(ФФР). Опорные конспекты используются для рассмотрения сущности финансового механизма, управления финансами как графическое изображение подсистем и элементов и т.д. Система опорных конспектов используется и по учебной дисциплине «Контроль и ревизия», которые выдаются студентам и содержат перечень проверяемых вопросов при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждений и организаций по соответствующим разделам акта ревизии, а студенты заполняют в них методику проверки под руководством преподавателя с использованием знаний специальных дисциплин. Анализ по результатам анкетирования курсантов, слушателей и студентов результативности внедрения данной системы с использованием возможностей самостоятельного обучения по методике В.Ф.Шаталова показал, что эффективность усвоения учебного материала повышается на 25–30 процентов.

Активизация самостоятельной работы студентов по получению новых знаний, умений и навыков, а также самооценка и самоконтроль степени усвоения учебного материала в современных условиях повышается за счет внедрения новых технологий обучения, в том числе e-Learning или использование его элементов в смешанном обучении, которое сочетает традиционное и электронное обучение.Такой подход обеспечивает студентам информационную доступность к учебному материалу, который он может освоить самостоятельно и при этом эффективно, устранят необъективность и предвзятость в оценке результатов, а также сокращает возможность их фальсификации.

Разработанный учебный курс, в том числе электронный, новаторская деятельность преподавателей лишь определенным образом организуют и направляют познавательную деятельность студентов. Ее эффективность в первую очередь зависит от активности собственной познавательной деятельности самих студентов. Индивидуальный поиск знаний является самой характерной чертой самостоятельной познавательной деятельности студентов, а весь процесс обучения в вузе – это, в конечном счете, эффективно организованная их самостоятельная работа. Поэтому самостоятельная работа студентов является важнейшей частью учебного процесса, главным активным методом и формой глубокого и всестороннего изучения и усвоения учебного материала, видом учебных занятий, способом самоконтроля.

Самостоятельная работа студентовосуществляется не только в часы самоподготовки, но и на других видах учебных занятий под руководством преподавателя, в том числе на практических, лабораторных и других занятиях. Самостоятельная работа способствует формированию высокой культуры умственного труда студентов, а также получению необходимых знаний, навыков и умений и является, в конечном счете, определяющим фактором в достижении высоких результатов обучения. Кроме того, самостоятельный труд развивает у студентов такие качества, как организованность и дисциплинированность, инициативу, волю и упорство в достижении поставленной цели. В процессе самостоятельной работы вырабатывается умение анализировать факты и явления, самостоятельность мышления, что приводит к творческому развитию и выработке собственного мнения, своих взглядов. Самостоятельная работа служит главным средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Только тогда, когда обучаемый научится подходить и разбираться по каждому вопросу самостоятельно, онможет считать себя достаточно уверенным в своих убеждениях и успешно отстаивать их.

Умение работать самостоятельно необходимо студентам не только для успешного овладения специальными дисциплинами, но и для дальнейшей творческой деятельности на практике с учетом непрерывности процесса самообучения [4,5]. Следовательно, оно является как средством, так и целью обучения. Одна из основных задач вуза состоит в том, чтобы не только довестистудентам какой-то комплекс знаний, но и научить их работать самостоятельно. Студент должен научиться самостоятельнополучатьновые знания, т.к. процесс практической деятельностив последующем базируется на самостоятельной работе с учетом постоянного развития нормативно-правовой базы, науки и тех­ники. Научить учиться – это значит всячески способствовать тому, чтобы студенты повседневно и планово изучали учебники и учебные пособия, дополнительную литературу и нормативно-правовую базу, активно участвовали в научной работе.

Самостоятельная работа во многих вузах пока еще представ­ляет собой наименее управляемую область учебного процесса, поэтому на первый план выдвигается задача совершенствования планирования, организации и руководства этим видом учебной работы.

Планирование самостоятельной работы должно всесторонне учитывать специфику вуза и особенность контингента обучаемых. Вместе с тем в основе рекомендаций по планированию должен лежать тщательный анализ учебных планов и программ, а также фактического времени, затрачиваемого студентами на отдельные виды самостоятельной работы. Планирование самостоятельной работы необходимо осуществлять на семестр, месяц с детализацией на каждый день. При таком планировании обеспечивается обратная связь между студентами и кафедрами, на основе информации о действительных затратах времени на самостоятельное выполнение заданий. В случае отклонения действительных затрат времени на выполнение заданий от плановых кафедры,принимают решение по изменению объема или сложности заданий на самоподготовку.

Кафедры в свою очередь должны контролировать соответствие действительного бюджета временина самостоятельную работу плановому, что обеспечивает оперативно управлятьданным видом учебной работы. Обратная связь между кафедрами и учебным отделом, обязательный элемент системы управления и позволяет распределять общий бюджет времени студентов на самостоятельную работу таким образом, чтобы обеспечить оптимальные и одинаковые условия для изучения каждой учебной дисциплины. Следовательно, в планировании самостоятельной работы студентов должны участвовать, с одной стороны, учебные отделы вузов и кафедры, а с другой стороны – сами студенты.

Планирование самостоятельной работы студентов учебными отделами вузов и кафедрами содержит следующие основные этапы:

1)     сбор и обработку данных о затратах студентами внеаудиторного времени на изучение учебных дисциплин, их влияние усвоение учебного материала по конкретным дисциплинам;

2)     распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов между учебными дисциплинами;

3)     составление учебным отделом и кафедрами планови графиков самостоятельной работы студентов по каждой учебной дисциплине, на основании которых студенты составляют личные планы;

4)     включение в аудиторный фонд времени разнообразных видов занятий, обеспечивающих активную самостоятельную работу студентов.

Сбор и обработка затрат времени на самостоятельное изучение читаемых дисциплин осуществляют студенты с помощью ведения дневников, анкетным опросом и внешним наблюдением за ходом и результатами самостоятельной работы со стороны преподавателей и учебного отдела, что позволяет уточнять и регулировать бюджет времени между учебными дисциплинами. Наилучшим способом выявления действительных затрат времени является самофотография самостоятельной работы,осуществляемаясамостоятельно обучаемыми или под контролем преподавателя. Необходимо фиксировать отдельно временные затраты на изучение материаларазличной степени трудности с учетом успеваемости студентовпо результатам контроля его усвоения.

При организации и планировании самостоятельной работы студентов учебные отделы вузов могут использовать полученные экспериментальным путем примерные значения коэффициентов самостоятельной работы по учебным дисциплинам.Под коэффициентом самостоятельной работы какой-либо учебной дисциплины понимается величина, рассчитываемая по формуле:

          Тсt

Кеt=  -------------- Х Ктt ,                                                                                        (1)

          Тat

где   Кеt– коэффициент самостоятельной работы по tучебной дисциплине;

Тсt;– средние затраты времени студентов на самостоятельную работу по tучебной дисциплине;

Тat– время занятий по расписанию на tучебную дисциплину;

Ктt–коэффициент трудоемкости изучения tучебной дисциплины[3, с.96].

Кафедры представляют в учебный отдел вуза исходные данные для составления сетевого графика аудиторной ивнеаудиторной самостоятельной работы по учебному потоку(учебной группе). В сетевом графике по каждой дисциплине указываются:

а)     бюджет времени по расписанию на все виды учебных занятий, их последовательность с учетом установленных требований(лекция – практическое занятие – лабораторная работа – семинар – текущий и итоговый контроль);

б)     перечень обязательных самостоятельных теоретическихдомашних заданий и практических работ вчасах;

в)     временные параметры самостоятельной работы по каждому самостоятельному домашнему заданию и практической работе(сроки начала и окончания);

г)      бюджет времени на изучение лекционногоматериала и рекомендованной основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов по личному плану студента;

д)     время на подготовкук проведениюсеминаров, практических занятий и лабораторных работ;

е)     время на подготовку к экзаменам и зачетамв семестре и сессии.

На основании сетевых графиков студенты составляют индивидуальные планы самостоятельной работы с использованием методических рекомендаций кафедр. В методических рекомендациях по изучению каждой учебной дисциплине необходимо указывать перечень вопросов, литературы и нормативно-правовых актов для самостоятельной работы по каждому занятию, проверочные тесты, время на их отработку, способы самоконтроля.

Организация самостоятельной работы заключается в обеспече­нии не только планирования самоподготовки, а также эффективности проведения и всестороннего руководства ею. При организации самостоятельной работы также решаются вопросы создания студентам необходимыхусловий для ее проведения,втом числе обеспечения учебными аудиториями и ресурсами библиотеки вуза, нормативно-правовыми документами, наглядными пособиями и лабораторным оборудованием.

Анализ временных затрат студентов при самостоятельном изучении материала экономических дисциплин и оценок их знаний позволил установить, что наиболее рациональным временем для самостоятельной работы по конкретному учебному материалу являются период не позже чем на 3-й день после изучения этого материала на лекции. Проведение самостоятельной работы по изучению учебного материала позднее этого срока приводит в конечном счете к увеличению студентами временных затрат на его освоение. Планирование самостоятельной работы с учётом временного интервала между моментом доведения материала студентам и моментом его самостоятельного изуче­ния позволяет сократить общие затраты времени на самостоятельное изучение учебного материала.

Особое место в организации данной сферы деятельности выступает учет и контроль процесса и результатов самостоятельной работы, которыеимеют следующие цели: на основании обратной связи получить информацию о результативности процесса обучения; определить степень достижения учебной цели самостоятельного обучения; корректировать методику преподава­ния и организацию самостоятельной работы; стимулировать результативную самостоятельную работу студентов. Действенным способом стимулирования самостоятельной работы является автоматическое освобождение наиболее активных студентов от итогового контроля с учетом их рейтинговой оценки.

Систематический контроль является одним из важных условий управления процессом самостоятельного приобретения студентами твердых знаний, умений и навыков, оценивать управления их самостоятельной работой. Контроль и анализ результатов самостоятельной работы обеспечивает принятие объективных решений по совершенствованию ее организации, что обусловливает необходимость разработки показателей оценки качества самостоятельной работы(балльная система). При анализе результатов самостоятельной работы необходимо особое внимание уделять рациональному распределению времени самоподготовки на изучение теоретической и практическойчасти учебной дисциплины.

Студенты приобретают самостоятельность поэтапно, т.к. основные затраты времени на приобретение студентами соответствующих навыков самостоятельной работы приходятся на первые курсы. Эти затраты повышают эффективность усвоения учебного материала, поэтому большое внимание должно уделяться методике привития студентам первичных навыков самостоятельной работы.

До начала учебных занятий целесообразно организовать вводные лекции по каждой специальности и учебной дисциплине, основная цель которых ознакомить студентов с содержанием учебныхпланов, расписанием заня­тий на семестр, графиками выполнения домашних заданий и контрольных работ, принципами планирования самостоятельной работы. Перед началом закрепления курсовых и бакалаврских дипломных работ проводятся занятия по организации самостоятельной работы по поиску, обобщению материала, соблюдения требований по их оформлению. Ведущие преподаватели должны прочитать студентам лекции о методике самостоятельной работы по учебным дисциплинам для ознако­мления студентов с содержанием программ и методикой изучения учебных дисциплин (правилами работы с учебниками, порядком конспектирования лекций ипервоисточников, взаи­мосвязями между учебником иконспектами лекций, последова­тельностью подготовки и выполнения лабораторного практикума и т. п.). После одной-двух лекций по первым темам дисциплин преподаватель должен собрать и проверить конспекты, провести их разбор и выдать каждому студенту заранее составленные кафедрами и размноженные в типографии образцы примерных конспектов этих лекций.

В привитии студентам навыков самостоятель­ной работы целесообразно использовать выступления отличников учебы старших курсов об опыте планирования своей самостоятельной работы, ведения кон­спектов и работы с ними, конспектирования первоисточников и нормативно-правовых актов, выполнения практических и лабораторных работ. Такой подход предупреждает первокурсников онаиболее общих ошибках в организации своей самостоятельной работы.

В целях обобщения опыта проведения всех видов самостоятельной работы и его пропаганды, целесообразно разрабатывать и выдавать студентам нового набора методическиерекомендации по организации самостоятельной работы. В них целесообразно отразить: цели отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных расписанием, в том числе правила самостоятельной работы на практических и лабораторных занятиях, вне вуза;порядок организации и планирования, учета и контроля результатов своей самостоятельной работы; основные сведения о научной организации труда. В одном из разде­лов следует привести конкретные рекомендации по самостоятель­ной работе с учебниками и учебными пособиями, книгой и ресурсами электронной библиотеки вуза, Интернетом, КонсультантомПлюс(Гарантом) и сайтами преподавателей.Мероприятия по управлению самостоятельной работойобеспечивают сбор, обобщение и анализ результатов решения всех задач организации и проведения самостоятельной работы, выработку оптимальных решений по управлению процессом самостоятельной работы и доведение этих решений до исполнителей.

Для реализации компетентностного подхода в каждом вузе разрабатывается своя система контроля на основе введения в учебный процесс специализированно–ориентированных заданий, направленных на рассмотрение и решение экономических и других проблем, с которыми сталкивается общество в настоящее время. Такой тип заданий относится к исследовательским, а ряд заданий требует от студентов решения какой-либо частной проблемы – например, снижения неопределенности и риска в коммерческой и инвестиционной деятельности с учетом инфляции, банковских процентных ставок, возможного банкротства и др. Задания могут содержать требования по разработке инвестиционного проектаили бизнес-плана для достижения какой-либо цели. От студентов требуется обосновать причины возникновения данной проблемы, выяснить, какие решения этой проблемы сегодня существуют, дать их оценку, или найти и обосновать альтернативные вариантыеерешения.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов происходит в процессе обучения, которое обеспечивает трансформацию познавательной типа деятельности в профессиональную, а «реализация такого процесса требует нового содержания профессионального образования и новой организации учебно-профессионального пространства. Это возможно за счет применения e-learning'a [6, с. 60]. Современный прогресс в информационном обеспечении обучаемых непосредственно отражается на технологиях и инфраструктуре образовательного процесса. С появлением информационных технологий существенно улучшилось качество информации, усовершенствованы ее поиск, структурирование, хранение и доставка. Интернет расширяет возможности доступа к различной информации, в том числе, к электронным ресурсам обучения самого учебного заведения, других и зарубежных вузов, и обеспечивает связь обучаемых с преподавателем и другими участниками учебного процесса. Доступность и качество информации способствует лучшему формированию знаний обучаемых, развитию их интеллектуального ресурса. Современные информационные технологииоднозначно улучшаютпоиск и доставку, обработку и хранение информации, как преподавателю, так и студенту. Однако, эффект усвоения этого массива данных, с учетом преобразования в знания непосредственно зависит от нужд, потребностей и возможностей участников образовательного процесса. Эффективность информационных технологий обучения и определение областей их рационального использования определяется как взаимодействие их привлекательности и уровня рациональной достаточности. С учетом этих требований необходим постоянный анализ использования передовых методик обучении ведущих вузов, новые дидактические материалы и методы самостоятельного обучения, в том числе и зарубежные.

Образовательный портал вуза должен содержат электронные учебники и учебные пособия, перечень рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов, тесты и контрольные задания, задания по обмену файлами и темы форумов, методические рекомендации по изучению учебной дисциплины и организации самостоятельной работы студентов, написанию курсовых и дипломных(бакалаврских) работ, а также другие авторские разработки преподавателей. Образовательные технологии обеспечивают возможность поддерживать общение обучаемых с преподавателями, между студентами при выполнении групповых заданий и проектов, позволяют осуществлять непрерывный мониторинг и отслеживать деятельность студентов.

В современной практике обучения эффективно используется ряд личностно ориентированных технологий. Эти технологииобеспечивают создание в учебном процессе проблемных ситуаций, которые необходимо решить в целях освоения учебного материала и его дальнейшего использования, в том числе: игровая технология в форме деловых игр и ролевых ситуаций; проектная технология, основанная на индивидуальном или совместном выполнении студентами проектных заданий, связанных с экономическим обоснованием инвестиционных и управленческих проектных решений.

Деловые игры и ролевые ситуации эффективный способ развития обучения профессиональному общению специалистов в рабочем коллективе в процессе профессиональной деятельности, в том числе в процессе выработки вариантов управленческих решений.

Основные направления в использовании метода проектов включаютформирование портфолио, содержащего папки в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и другие материалы, обеспечивающие:

1)  решение конкретной проблемы (исследовательской, информационной, теоретической или практической);

2)  планирование (проектирование)мероприятий по разрешению проблемы – подготовка вариантов проекта, как обоснование экономической или иной целесообразности и эффективности затрат, а также вероятных рисков, с определением вида и количества, номенклатуры и ассортимента производимого продукта(услуги);

3)  поиск необходимой информации, которая затем обрабатывается и систематизируется, осмысливается и используется для принятия инвестиционного решения. Полнота и достоверность информации помогает применить соответствующие методы по снижению инвестиционного риска;

4)  результатом работы над проектом является инвестиционный или управленческий продукт, который создается в ходе решения экономической и иной ситуации, обладающий специфическими свойствами;

5)  представление готового продукта с обоснованием общественной и коммерческой эффективности решения поставленной проблемы, что требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта;

Эффективность самостоятельной работы повышается за счет использованияв обучении кейс-анализа, в форме документированной ситуации в процессе инвестиционной и иной коммерческой деятельности.С учетом специфики существует несколько видов вид кейсов:

1.Оценочные кейсы,содержат информацию, котораяпредоставляет студентам возможность решить, какие параметры или показатели экономической ситуации необходимо учитывать при принятии управленческого решения, а какие имеютнесущественное значение. Студенты должны выбрать собственный подход с учетом полученных знанийи типовых решений по другим инвестиционным проектам и бизнес-планам, а также провести анализ сложившейся ситуации, оценить ее причины и логику, возможные риски и вероятную непредсказуемость, а в результате в письменном виде оформить свое мнение.

2.Кейсы, основанные на принятии управленческого решения, в том числев форме разработки нескольких вариантов решения(сценария)экономической ситуации(пессимистический, оптимистический, наиболее вероятный, как средний из двух предыдущих вариантов),дляпоследующей экспертной оценки и выбора оптимального, с учетом минимизации, возможного риска. Смысл принятия решения состоит в том, чтобы освоить весь процесс– от этапа оценкиситуации(замысла) до выбора альтернатив ее решения.

3.Кейс, включающий учредительные, заполненные первичные денежные оправдательные документы и другие документы в соответствии с унифицированнымиформами, предусмотреннымиОбщероссийскимклассификаторомуправленческой документации(ОКУД),которые заполняют студенты в процессе выполнения лабораторных работ в учебной фирме или учебном банке.Учебная фирма моделирует все коммерческие операции, документооборот, задачи по менеджменту, маркетингу, учету и контролю реально действующего предприятия, а учебный банк – операции по привлечению и размещению денежных средств, их учет и контроль, оказание банковских услуг клиентам, в организациях кредитной системы.

Результативность самостоятельной работы определяется использованием различных видов контроля, таких как: 1) входной контроль знаний, умений и навыков обучаемых, который позволяет оценить их способность освоить учебный материал или решить поставленную задачу; 2) текущий контроль уровня усвоения материала, которые проводится в течение изучения дисциплины и обеспечивающий оценку степени усвоения учебного материала; 3) промежуточный контрольстепени усвоения раздела или темы дисциплины, включающий контрольные вопросы по изученному материалу; 4) самоконтроль, осуществляемый обучаемыми во время изучения курса в соответствии с методическими рекомендациями по изучению специальной дисциплины; 5) итоговый контроль, представленный в виде зачета или экзамена в целом по дисциплине; 6) контроль остаточных знаний, умений и навыков, проводимый через определенное время после завершения изучения курса.

В изучении специальных дисциплин и организации самостоятельной работы студентовбольшое значение имеет формирование навыков самоконтроля. Самоконтроль обеспечивает студентам возможность оценивать степень усвоения учебного материала и найти пути получения соответствующего балла рейтинговой оценки.Формы самоконтроля при обучении многообразны, в том числе выделяются приемы описательного, рейтингового и мониторингового характера, тестирование, анкетирование и обследование.

Самоконтроль описательного характера– ведение студентом дневника или иного накопительного продукта, в который он записывает, что сделано и изучено, какие были проблемы и нерешенные вопросы, замечания преподавателя на которые необходимо уделить внимание при доработке учебного материала. Самоконтроль рейтингового характера может осуществляться при помощи балльной оценки того или иного знания, умения и навыка, с учетом соответствующей бальной шкалы. Среди приёмов самоконтроля мониторингового характера наиболее распространённым является доработкавыполненных курсовых и дипломных работ, научных статей с учетом указаний преподавателя на имеющиеся ошибки и недоработки. Тестированиеодна из форм самоконтроля, позволяющая измерить уровень усвоения учебного материала и обеспечить объективную оценку знаний и навыков по основным и узловым вопросам, которые должен усвоить обучаемый, но не только с целью контроля, а также побуждающего мотива выявления проблемы усвоения. Наряду с письменными тестами, одной из форм промежуточной или итоговой аттестации студентов, является компьютерное тестирование. Тестовые задания ориентированы на базовый материал по предмету и контролирует не только его усвоение, но и наличие отдельных умений и пользование ими, что способствует систематизации знаний и умений. Проверка преподавателем выполнения тестовых заданий или автоматизированная оценка допущенных ошибок, заложенная в программе тестирования, формирует у обучаемых сознательное отношение к результатам усвоения учебного материала, активизирует мыслительные операции, развивает память, внимание и навыки самоконтроля.Правильно организованный самоконтроль с применением тестовых заданий и последующая самооценка полученных результатов способствуют формированию самообразовательной компетенции, необходимой для профессионального становления личности.

Таким образом, выполнение перечисленных выше мероприятий обеспечивает эффективность самостоятельной работы студентов с первого дня их обучения в вузе, позволяет наиболее равномерно загрузить их на всех этапах обучения. Наличие ичеткое функционирование в вузе системы мероприятий по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов определяет качество всего учебного процесса высшего учебного заведения.