Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети -это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежат привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество – это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:
- · приобщение родителей к педагогическому процессу;
- · расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- · пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- · создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- · информационно – педагогические материалы;
- · разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- · объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- · проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- · уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, т.е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, а с другой, – вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.
Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни».
Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.
Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.
Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.
Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение».
Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.
Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.
Работа по формированию у детей культуры, здоровья в ДОУ проводилась на основе целей и задач, а также интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Познание» согласно требованиям ФГОС и содержанию работы с детьми и родителями по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
С целью привлечения родителей к сотрудничеству в работе по формированию культуры здоровья у детей старались использовать различные формы работы, которые дали положительные результаты. Повысилась активность участия родителей в работе ДОУ, они стали незаменимыми помощниками педагогов в воспитании детей.
Изучив и проанализировав федеральный и региональный опыт работы с детьми по формированию осознанного отношения к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), я пришла к выводу, что без сотрудничества с родителями, процент успеха деятельности в данном направлении, будет невелик.
Для успешного усвоения детьми правил здорового образа жизни необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому важным условием формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста повышения является преемственность в работе родителями по решению данной задачи. За время эксперимента с родителями была проведена следующая работа:
1. В приемной старшей группы для родителей оформлена папка-раскладушка и уголок «Айболит», в котором размещена информация о важнейших направлениях ЗОЖ (как провести выходные дома с пользой, почему полезен лук, как защититься от простуды и т. д.)
2. Открытый день здоровья познакомил родителей дошкольников с оздоровительными ресурсами ДОУ; фотовыставка «Будьте здоровы» и консультация «Пейте отвары из трав – будьте здоровы» организовывалась совместно с родителями.
На педагогическом совете ДОУ были определены участники работы в данном направлении: педагоги, воспитанники, родители, а так же поставлены основные задачи:
1. Повышение уровня теоретических знаний и практических умений коллектива ДОУ и родителей в вопросах культуры здоровья.
2. Формирование у детей осознанного отношения к здоровью и здоровьесберегающего поведения.
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Работа по взаимодействию с семьёй основывается на единстве, когда цель и задачи воспитания ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Очень важно в работе с семьёй применять индивидуальный подход на основе учёта здоровья, интересов и потребностей.
Чтобы определить компетентность в вопросах здоровья, организовали посещение семей и опрос родителей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на ряд вопросов. Это поможет нам в организации нового направления в работе детского сада «Формирование у дошкольников культуры здоровья».
1. Какого ребёнка можно назвать здоровым?
2. Назовите слагаемые ЗОЖ (Назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье ребёнка) .
3. Перечислите принципы рационального питания:
4. Придерживаетесь ли режима дня детского сада в домашних условиях?
5. Какие культурно-гигиенические навыки Вы формируете у детей?
6. Для чего нужны занятия физическими упражнениями?
7. Как вы закаливаете своего ребёнка?
8. Какие виды детского травматизма Вы знаете?
9. Рассказываете ли Вы своему ребёнку о влиянии этих факторов на здоровье?
10. Какие вопросы, связанные со здоровьем вашего ребёнка, Вас интересуют?
В ходе анкетирования было выявлено, что не все родители занимаются спортом, наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями считают: совместные спортивные праздники, открытые занятия. Из этого я сделала вывод, что родители готовы сотрудничать с детским садом и участвовать в совместных спортивных мероприятиях. Анкетирование на данном этапе показало следующий уровень просвещённости родителей в вопросах здоровья.
Высокий – 8%
Средний – 40%
Низкий – 52%
Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях.
Родители имеют общие представления об укреплении здоровья детей и культуре здоровья, но нуждаются в обогащении знаний и практическими рекомендациями.
Работу с родителями проводили параллельно с работой с детьми. Педагоги разработали перспективный план, в который включили разнообразные мероприятия с участием родителей детей и педагогов, направленные на сплочение родительского и детского коллективов. Все мероприятия планировались с учётом интеграции образовательных областей.
Формы взаимодействия ДОУ и родителей:
- · Фронтальные
- · Индивидуальные
- · Печатные
- · Совместная деятельность:
- Родительские собрания
- Дни открытых дверей
- Круглый стол
- Мастер-класс
- Вечера вопросов и ответов
- Проведение опросов, анкетирование родителей
- Посещение семей на дому
- Индивидуальные беседы с родителями
- Индивидуальные консультации
- Дежурство родителей в д/саду
- Просмотры с родителями разных видов детской деятельности
-Информационные корзины
- Родительские уголки
- Тематические выставки
- Конкурсы семейных газет
- Памятки
- Педагогический бюллетень
- Семейный клуб
- Выставки
- Конкурсы
- Семейные спортивные досуги
- Семейные праздники
Совместная работа с семьёй строилась на принципах добровольности, содружества, систематичности и последовательности в работе, а так же индивидуального подхода к каждой семье. Особенно действенны были индивидуальные формы взаимодействия с родителями, которые в процессе
тестирования показали низкий уровень сознания и компетентности в вопросах здоровья.
Например, родители Саши Петрова, ссылаясь на занятость, редко приходили в детский сад. Сашу приводила и забирала всегда бабушка. Я посетила ребёнка на дому, ближе познакомилась с родителями, поговорили на тему зимнего отдыха, предложила встретиться вечером на катке. На следующий день родители вместе пришли за Сашей в детский сад. Я рассказала о необходимости дежурства в детском саду. Петровы сначала неохотно, но всё-таки согласились, и день дежурства для них стал днём – познаний. Они столько нового узнали и увидели о жизни детского сада, своего ребёнка, познакомились с его друзьями, играли с ними на физкультурном занятии, ходили на прогулку, где организовывали строительство снежной крепости. После этого дня родители Саши Петрова стали нашими помощниками и главными участниками в организации и проведении мероприятий ЗОЖ.
На спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» команда семьи Петровых стала победителями. Это была и наша победа тоже!
Активизировали работу, ранее созданного, семейного клуба «Вдохновение».
Деятельность клуба приобрела статус информационного центра, где проводились консультации для родителей, заседания круглого стола, семинары – практикумы, куда приглашались психолог, врач-педиатр амбулатории, учителя начальных классов МБОУ СОШ пос. Мирный. В процессе общения изменился характер взаимодействий с родителями, отношения стали более тёплыми и доверительными.
В результате проведённой работы в ДОУ была выстроена система взаимоотношении с семьёй. Её эффективность прослеживается в возросшем уровне компетентности родителей и дошкольников в вопросах культуры здоровья. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности, физическую подготовленность дошкольников.
По той же методике, что и в начале работы, было проведено анкетирование родителей, результаты показали положительную динамику изменения уровня компетентности в вопросах культуры здоровья. Высокий уровень компетентности по сравнению с первым анкетированием увеличился с 8% до 28 %, средний с 40% до 52%, а низкий уровень наблюдается теперь только у 5 % опрошенных родителей.
Таким образом, изученная и проделанная мной работа подтверждает важность и необходимость её проведения в дошкольном учреждении. Выстроив систему работы на основе интегрированного подхода во взаимодействии с родителями по формированию культуры здоровья детей, были достигнуты позитивные изменения:
• Улучшились показатели детей дошкольного возраста;
• Повысился уровень информационной компетентности, была сформирована мотивационная готовность к оздоровительной деятельности в семье и осознанное отношение родителей и детей к вопросу здоровьесбережения;
• Родители стали проявлять интерес, активную позицию и высокую ответственность к проводимым оздоровительным мероприятиям в ДОУ;
• Изменился характер обращения родителей к педагогу в сторону интереса к вопросам оздоровления детей;
• Улучшились взаимоотношения в семье за счёт понимания собственного ребёнка, адекватной оценки его здоровья и физического развития;
• Сформировалось положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления, повысилась удовлетворённость оказанной помощью.
За основу своей работы взяла региональный опыт коллег по организации и содержанию здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области, работающих под руководством научного руководителя заведующей кафедрой дошкольного образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, кандидата биологических наук, доцента Анохиной И. А.
Здоровье детей старшего дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами в нашем исследовании, формирующими положительное отношение детей к здоровому образу жизни, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение у дошкольников.
Задачами здорового образа жизни старших дошкольников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего "Я", возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений.
Формы работы с варьируются: проводятся викторины, экскурсии на природу, приобщаются к работе родители, большое внимание уделяется индивидуальным интересам детей. Следовательно, основная задача здоровьесберегающей педагогики - такой режим труда и отдыха дошкольников, при котором у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода занятий.
В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования мы уточнили содержание понятия «здоровый образ жизни» в современных исследованиях.
Здоровый образ жизни в нашем исследовании - это активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам. Под формированием здорового образа жизни мы понимаем специально-организованный педагогический процесс, способствующий гармонизации индивидуальности личности с позиций здоровьесбережения.
Анализируя современные подходы к проблеме формирования здорового образа жизни, мы также попытались рассмотреть сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.
Рассматривая состояние теории и практики по исследуемой проблеме, был получен положительный опыт по организации процесса гигиенического воспитания старших дошкольников. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения положительного опыта по организации процесса формирования здорового образа жизни в старших группах, позволили разработать программу опытно- экспериментальной работы.
В ходе экспериментальной работы были проведены констатирующий формирующий и контрольный эксперименты.
Сравнивая результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента, можно отметить тенденцию повышения валеологических знаний у старших дошкольников.
Модель взаимосвязи элементов образа жизни старших дошкольников отражает взаимодействие различных компонентов среды: трудовой, учебной, бытовой, а также личностные компоненты: сверстники, воспитатели и родители.
Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все сферы жизнедеятельности детей данного возраста - трудовая, общественная, семейная, досуговая - взаимосвязаны через общение со сверстниками, воспитателями, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования. Данная модель, на наш взгляд, отражает социально-педагогическую сторону процесса формирования ЗОЖ старших дошкольников. Таким образом, проведенное нами исследование показало, что формирование основ здорового образа жизни возможно посредством специального организованного взаимодействия семьи и ДОУ.
Эффективность взаимодействие семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста обеспечивается совместной деятельностью педагогов, родителей и детей, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.