Современный этап развития цивилизации, характеризующийся глобализацией и нарастающей интенсификацией социальной жизни, актуализирует комплекс социально-педагогических задач, одной из которых выступает успешная социальная адаптация личности ребенка и подростка, направленная на ее активную и продуктивную интеграцию в пространство социальных отношений, национальной культуры, общения и воспитания. Данная задача особенно актуальна для детей дошкольного возраста, формирование личностных предпочтений и особенностей которых происходит в рамках периодов сензитивного развития и связанных с ними изменений мотивации, наклонностей, способностей.
Под понятием «социальная адаптация» нами понимается такой процесс, результатом которого должно стать позитивное отношение к людям, способность делать выбор, принимать решение, постигать основы культуры и общественной жизни.
Являясь сложным и многофакторным явлением, социальная адаптация предполагает значительный набор показателей, которые отражают способность личности выполнять различные социальные функции, перспективно выстраивать и развивать межличностные отношения со сверстниками, старшими, членами семьи; адекватно воспринимать и строить окружающую действительность, оценивать собственные возможности в решении различных задач. Как показывают исследования В.С.Басюка, а также опыт организации процесса адаптации ребенка к социальным условиям, успех в данном направлении определяется эффективностью управления познавательной и социальной активностью, ориентацией усилия на интеграцию личности ребенка в общественные отношения через включение в различные сферы жизнедеятельности [1].
Вопросы социальной адаптации дошкольников в современной науке являются недостаточно представленными, в то время как именно данная возрастная группа обладает спецификой, связанной с особенностями их личностного развития, привлекаемыми для реализации данного процесса социокультурными и педагогическими ресурсами. По мнению Р.М.Чумичевой, необходима разработка необходимого инструментария, ориентированного на понимание эффективности решения поставленных задач, анализ личностного роста воспитанников, уровня овладения ими необходимыми познавательными и социальными компетенциями [2].
Изучение механизма социальной адаптации личности воспитанника требует разработки методологии и педагогических технологий управления данным процессом. При этом важной составляющей выступает понимание природы ребенка, его индивидных и социальных черт и особенностей.
Как известно, на формирование личности влияют два основных фактора: наследственный и социальный. Ребенок рождается с множеством различных задатков: от исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции, абсолютного слуха до редкой художественной или математической одаренности. Однако, сами по себе задатки не могут обеспечить способностей и высоких результатов деятельности индивида. Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Развитие человека - это очень сложный процесс, который происходит как под влиянием внешних факторов, то есть естественных и социальных сред, так и внутренних, а именно наследственных факторов. Принимая во внимание их тесное переплетение и взаимообусловленность, многие исследователи полагают, что в основе развития человека наследственность и социальная среда являются не только источниками, но и условиями развития и формирования личности.
Человеческая личность развивается в деятельности и общении. Навыки и умения, приобретенные в течение жизни, не передаются по наследству. Однако, ранее развитие и формирование навыков из того громадного ряда задатков, с которыми рождается каждый ребенок, зависит от социальной структуры общества.
Под формированием личности подразумевается последовательное изменение и усложнение системы отношений индивида к окружающему миру, к другим людям и к себе.
Понятие «личность» - социальное и оно выражает все, что есть «надприродного» в каждом человеке. Человек становится личностью не от рождения, а в результате социального и культурного развития, жизни в социальной среде.
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни: общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Оказывая решающее воздействие на формирование и развитие личности, одновременно социальная среда может преобразовываться под влиянием деятельности человека, который в процессе данных преобразований меняется сам. Таким образом, социальная среда личности представляет собой сложное единство общего, особенного и единичного.
Не только общество в целом, но и различные социальные группы, к которым принадлежит человек, оказывают заметное влияние на развитие личности и формирование уникального духовного мира. Особенности этих социальных групп и уровень их социального развития находит отражение в разнообразии обычаев, традиций и норм, которые, являясь сознательно организованными формами жизни и отношений людей, определяют поведение человека.
Немаловажную роль в условии формирования личности играют территориальный фактор, доход семьи, объем свободного времени и способ организации досуга, конечно, обычаи ближайшего окружения, влияя на формирование определенного уклада жизни и отношений человека с окружающим миром. Очевидно, что каждый компонент социальной среды может стать индивидуальным фактором, стимулирующим развитие личности в том или ином направлении.
Целенаправленное воспитание считалось основным факторам социализации, одной из важнейших форм взаимосвязи между обществом и личностью. Благодаря воспитанию у личности происходит формирование определенных черт, которые позволят ей выполнять социальные роли.
Как показывает М.А.Шабанова, социальное воспитание оказывает влияние на общую культуру человека, формирование общих культурных установок, а с духовной сферой общественной жизни связаны образование и культура [3]. В этой связи, вопросы социальной адаптации связывают с обучением и погружением в культуру. Причем зачастую говорят о психологическом сопровождении данного процесса. Ребенок рассматривается как субъект; ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо его собственной воли, собственного желания. Психолог не воздействует на него, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем. Сопровождение при таком понимании является методом и идеологией работы воспитателя. Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Идея сопровождения предполагает три обязательных взаимосвязанных компонента деятельности. Первый компонент включает систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития; для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. Второй компонент – создание социально-психологических условий для развития личности и успешного обучения; индивидуальные и групповые программы разрабатываются на основе данных психодиагностики. Третий компонент – создание специальных условий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.
Специфика сопровождения образовательного процесса заключается в необходимости разрешения противоречия между требованиями стандартов обучения и индивидуальным подходом, предполагающим свободу выбора программы и темпом и полнотой ее освоения. Иными словами, сопровождение рассматривается как помощь в адаптации, при этом эмоциональное самочувствие выступает здесь внутренним критерием адаптированности, внешним же критерием становится возможность самореализации в заданной среде. Фактически в данной концепции обучение выступает как та же «заданная» или «неприкосновенная» среда, на которую сопровождение не распространяется.
Опосредованное влияние на формирующуюся личность лучше и продуктивнее непосредственных воздействий. Оптимальным способом такого воздействия следует считать педагогическую (образовательную) среду, где стимулы способствуют формированию личности без прямого воздействия педагога. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Она рассматривается как часть культуры, как подсистема социокультурной среды, часть социокультурного пространства. Исследователи в качестве наиболее значимой субстанции, создающей условия для развития интерсубъектного образования, выделяли прежде всего гуманитарную образовательную среду, в которой используются комфортные технологии обучения, включаются значимые для человека знания. Именно в подобной среде формируются необходимые социальные компетенции.
Первая – когнитивно-поведенческая – составляющая включает в себя социальный интеллект (способности к восприятию и пониманию другого, социальные знания); навыки социального поведения (вступление в контакт, выражение мыслей и чувств, слушание, конструктивные способы поведения в трудных ситуациях).
Второй значимой составляющей социальной компетентности является духовно-личностная составляющая, которая часто не рассматривается в рамках обсуждаемого понятия социальной компетентности. Это мотивы и ценности личности, побуждающие к самореализации в обществе, в частности осмысленность жизни и мотивация на социально-значимую деятельность в дальнейшем. Психологические составляющие социальной компетентности детерминируются задачами возрастного развития и ведущей деятельностью. Для дошкольного возраста наиболее значимыми составляющими социальной компетентности являются следующие: сформированность мотивации достижения в учебной деятельности, высокая самооценка и самопринятие, усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыков конструктивного поведения в трудных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что социальная компетентность формируется в образовательной среде дошкольного учреждения, а также той социальной среде, в которой формируется ребенок.
Концептуальные подходы к сопровождению, которые формировались в течение достаточно долгого временного этапа в России и за рубежом, позволяют сегодня определить основные методологические подходы к процессу сопровождения, описать основные методы и формы его осуществления, механизмы взаимодействия субъектов сопровождения.
Данные процессы, с точки зрения психологического сопровождения развития и воспитания, должны быть организованы так, чтобы ребенок благодаря системе необходимых условий приобретал адекватный, соответствующий общепринятому пониманию социального и индивидуального блага личный опыт, который был бы призван не только побуждать подростка выработать внутреннюю личностную позицию и, как следствие, уметь идентифицироваться с лучшим и обособляться (отстаивать и культивировать в себе это лучшее) от окружающих, но и отчуждаться от худшего как в самом себе, так и у окружающих людях, проявляющих себя негативно. В этом и состоит искусство воспитания, способность взрослого незаметно для ребенка, но целенаправленно прививать ему нормы поведения, формировать его отношение к окружающей действительности, формировать необходимые навыки взаимодействия с людьми. Для дошкольника данные составляющие его развития крайне важны и от степени их сформированности в данный период во многом зависит успешность его обучения на ступени школьного образования, продуктивность познавательной, творческой, коммуникативной деятельности.
Более знакомая и понятная для ребенка социальная среда представлена, прежде всего, в качестве системы семейных отношений. Родители являются для него носителями социальных норм и отношений, а также важнейшим связующим звеном с внешним миром. Однако до настоящего времени не изучены в полной мере те психологические параметры семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных свойств.
Правильно построенное семейное воспитание должно в полной мере нивелировать те риски, которые несет для ребенка информационное общество. Прежде всего речь идет о сохранении его здоровья и безопасности. Не случайно, что все чаще в научной литературе встречается термин - информационно-зависимые заболевания, который включен составной частью в раздел современной медицины, в рамках которого изучаются закономерности распространения в человеческом обществе болезней, фактором риска которых является информация, разрабатываются меры борьбы с данными болезнями.
Негативное влияние на физическое здоровье от продолжительного «общения» со СМИ, компьютером очевидны. С одной стороны, развиваются проблемы, связанные с опорно-двигательной системой (сколиозы, болезни суставов, гиперкинезия, остеохондроз и др.), сердечно-сосудистой системой (нарушения кровообращения и др.), центральной нервной системой (неврозы, синдром хронической усталости и др.). С другой стороны, век компьютеризации принес с собой такие заболевания, как «мониторная болезнь», гипокинезия, нарушение энергетического обмена вследствие длительного сидения за компьютером. Особенно, данным заболеваниям подвержены дети, чей организм еще находится в стадии формирования и развития.
Важным аспектом развития ребенка в семье и дошкольном учреждении является его адаптация к основам национальной культуры. Этнические традиции и обычаи, национальные ценности формируют необходимую для личностного развития ребенка среду, адаптация к которой наиболее естественна и эффективна в силу определенного психологического комфорта. Художественная литература, произведения живописи, а также выполненные на основе национальных духовных ценностей дидактические материалы (плакаты, слайды, программы и т.д.) выступают важным социокультурным ресурсом развития личности воспитанника.
В силу того, что процесс воспитания осуществляет педагог, крайне важно, чтобы именно он был носителем важных личностных и культурных ценностей. Именно педагог определяет и практически реализует систему социальной адаптации воспитанников.
Проведенное исследование позволило нам выявить основные компоненты деятельности педагога по управлению социальной адаптацией воспитанников. Среди них – мотивационно-целевой, системно-содержательный, технологический.
Мотивационно-целевой компонент определяет и выстраивает структуру воспитательных целей, которые определяют формы и технологии педагогической деятельности, ориентированной на поддержание и развитие мотивации детей к общению, взаимодействию, развитию.
Системно-содержательный компонент конкретизирует направления деятельности педагога по организации системы воспитания ребенка, созданию необходимых педагогических условий для развития необходимых компетенций.
Технологический компонент предполагает разработку алгоритма организации воспитательного процесса, диагностического инструментария оценки качества воспитательного процесса.
Представленные компоненты выступают основой проектирования матрицы деятельности воспитателя по управлению социальной адаптацией воспитанников дошкольных учреждений. Уровень сформированности каждого из представленных компонентов диагностируется с помощью разработанной методики. Недостаточность сформированности какого-либо из компонентов предполагает проведение необходимой корректирующей работы.
Таким образом, совершенствование процесса социальной адаптации воспитанников возможно осуществлять, основываясь на следующих позициях:
1.В современных условиях существуют государственные и общественные резервы повышения эффективности работы с воспитанниками по управлению процессом их социальной адаптации, коррекции их социокультурных и нравственно-этических ориентаций, выступающих основой их личностного и субъектно - деятельностного развития.
2.Одним из путей повышения эффективности процесса социальной адаптации воспитанников может быть «включение» их в пространство национальной культуры, этнической ментальности, систему нравственных императивов, характерных для представителей своего народа, а также ту поликультурную среду, которая развивается в процессе глобализационных и интеграционных тенденций между странами и народами. Социокультурная основа воспитания является наиболее эффективной и значимой для решения задач личностной адаптации детей и подростков к жизни в социуме.
3.Совершенствование процесса педагогической коррекции процесса социальной адаптации детей и подростков предполагает дальнейшее увеличение доли общесоциальных ценностей в структуре ценностных ориентаций личности, направленность на саморазвитие, самовоспитание, самоактуализацию как основу «вхождения» в собственное пространство личностного и субъектно-деятельностного развития.
4.В структуре деятельности воспитателя по управлению процессом социальной адаптации воспитанников целесообразно выделить мотивационно-целевой, структурно-содержательный и технологический компоненты, позволяющие в своей совокупности сориентировать процесс на получение необходимого личностного и социально-значимого результата. Каждый из компонентов реализуется посредством определенных приемов и действий.
5.Интеграция усилий государственных и общественных структур в решении воспитательных задач выступает необходимым условием получения необходимого синергетического эффекта воспитательной деятельности, позволяет находить новые, нестандартные решения поставленных проблем.
Исследование социально-педагогических и дидактических ресурсов управления процессом социальной адаптация детей нами продолжается. При этом важное направление мы видим в построении государственно-общественной модели социального сопровождения воспитанника дошкольного учреждения, в рамках которой станет возможным рассматривать данный процесс как важную составляющую построения гражданского общества.