Полный текст статьи
Печать

Воспитательно - образовательной микросредой для детей дошкольного возраста в равной степени являются семья и дошкольная организация. Каждая из сторон по–своему обеспечивает ребенку защиту и эмоциональный комфорт, создает условия для его развития, подготовки к школе и благополучной социализации.

Важность и степень глубины роли семьи в воспитании ребенка неоспоримы. Влияние семейного мировоззрения, воспитательного воздействия всех членов семьи не заканчивается рамками дома. Родительские установки распространяются дальше границ своего материального присутствия. Но тенденции развития и существования современной семьи зачастую не позволяют родителям участвовать постоянно, последовательно и своевременно в процессе развития и воспитания. Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребенком, часто компенсируется родительской гиперопекой, безальтернативными формами отношений взрослого и ребенка.

Такие законодательные акты, как Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делают особый акцент на роли родителей (законных представителей) в воспитании и образовании своих детей, и на необходимости взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) по вопросам воспитательно-образовательного процесса.

Закон Российской Федерации «Об образовании» называет одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В соответствии со статьёй 3.2.5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста – это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Проводя совместные мероприятия с родителями, мы столкнулись с тем, что часть родителей (законных представителей) не придают должного значения самоценности детства, значимости «детских» видов деятельности, присущих дошкольному возрасту, особенностей психолого-физиологического развития дошкольников, как следствие недостаточной компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В ходе проведенного анкетирования, было отмечено, что 74% опрошенных респондентов считают свои знания о психолого-педагогическом процессе развития дошкольников и практические умения сопровождения воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста недостаточными, 69% опрошенных указывают на необходимость повышения этих знаний.

Определив проблему, мы наметили путь её решения – разработка проекта «Растем вместе», направленного на создание системы и организацию работы родительских клубов, дифференцируемых по интересам родителей.

  Клуб совместной деятельности детей, родителей и педагогов – форма работы, позволяющая установить эффективное, целенаправленное взаимодействие дошкольной организации и родителей.

  Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для дошкольной организации. Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей.

Создание системы родительских клубов позволяет:

отказаться (в некоторой степени) от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;

  активизировать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, повысить интерес к развитию и воспитанию своих детей, способствовать овладению родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;

  вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы, в зависимости от особенностей и потребностей семей, обеспечивая психолого-педагогическую поддержку семьи и повышая педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях, сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» - «активный участник».

  Взаимодействие с родительским сообществом в рамках работы обеспечит психолого-педагогическую поддержку семьи и повысит компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для решения задач проекта был составлен план:

- провести анкетирование родительской общественности, для выявления более интересующих направлений деятельности с детьми;

- сформировать состав участников из педагогического коллектива, реализовать их деятельность в режиме проекта;

- участникам проекта со стороны педагогического коллектива разработать примерный план деятельности родительских клубов по направлениям на год, с возможностью последующего редактирования по инициативе детей и родителей;

- на официальном сайте МБДОУ создать страницу «Растем вместе» для размещения информации по блокам:

анонс предстоящей встречи родительского клуба (тема, предлагаемый материал для предварительного ознакомления взрослых и детей);

фото отчет о проведенной встрече;

форум для рефлексии проекта.

Проведенное анкетирование родителей (законных представителей) выявило направления деятельности детей, которые вызывают у родителей наибольший интерес:

- двигательная деятельность с детьми;

- творческая деятельность с детьми;

- интеллектуальное развитие дошкольников;

- развитие коммуникативных навыков.

По данным результатам было решено организовать следующие объединения совместной работы родителей, детей и педагогов:

- клуб двигательной активности «Егоза»;

- клуб художественной деятельности «Радуга»;

- клуб практической игровой деятельности «Кубик Рубика»;

- клуб театрально-игровой деятельности «Улыбка».

 

Клуб двигательной активности «Егоза».

Совместная двигательная деятельность способствует гармонизации отношений родителей и детей, сближает их, позволяет ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и родителями во время деятельности данного клуба будет достигаться посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики, подвижных игр и игровых, музыкально-ритмических упражнений.

Ценность таких встреч заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения.

Совместные физкультурные мероприятия, тесное сотрудничество педагогов детского сада, детей и родителей позволят повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым.

Полученные навыки сделают отдых родителей с детьми более активным и разнообразным. 

Клуб художественной деятельности «Радуга».

Привлекая дошкольника к творческой деятельности, мы способствуем всестороннему развитию ребенка, закрепляем многие полезные навыки и просто доставляем ему радость. Польза совместного творчества – это и развитие детской фантазии, креативности, и эмоциональное единение родителей и детей. Результат «общего семейного творчества» дает ему сразу множество эмоций – гордость «совместными» достижениями, уверенность в себе, желание дальше заниматься творчеством.

Совместное творчество в клубе поможет родителям открыть в себе способности, о которых они раньше не знали, и познакомит с некоторыми педагогическими приемами обучения художественной деятельности.

 

 Клуб практической игровой деятельности «Кубик Рубика»

Практикумы для родителей по организации работы с развивающими играми (Кюизенер, блоки Дьенеша и т.д.).

  Амплификация: последующее усложнение игровых задач и введение новых игр.

  Цель: показать родителям практическую значимость игр для решения образовательных задач и развития ребенка.

 

Клуб театрально-игровой деятельности «Улыбка».

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуальным внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться слышать, понимать и видеть друг друга. Опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления контакта как следствие непринятия проблем ребенка.

Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой подход в воспитании своих детей с иной точки зрения.

Для развития благоприятных межличностных отношений внутри семьи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, помогают родителям раскрыть свои возможности, раскрепостить свои чувства и эмоции, позволяют формировать социально-нравственную направленность детей, развивать такие качества как дружба, доброта, честность, смелость усилить психологический контакт родителей и детей.

  Технология проведения: сущность заключается в конструировании творческого процесса построенного на взаимодействии ребенка с его родителями, через раскрытие творческого потенциала, раскрепощенности, способности к коммуникации у детей. Структура деятельности представлена: этюдами, инсценировками, изготовлением атрибутов, пальчиковыми, дидактическими, сюжетно-ролевыми играми.

 

Запланированные мероприятия проведены в полном объеме. Большей популярностью пользовались клубы: двигательной активности «Егоза», и практической игровой деятельности «Кубик Рубика».

На основании анкетирования родителей, проведенного в апреле 2015 года, можно сделать вывод: родители, посещающие клубы:

- в своих занятиях с детьми стали большее внимание уделять «детским» видам деятельности, так как считают их более присущими дошкольному возрасту;

- отмечают повышение уровня своих знаний особенностей психолого-физиологического развития дошкольников;

- отмечают у себя повышение уровня практических умений сопровождения воспитательно-образовательного процесса со своими детьми.

В анкетировании затрагивался вопрос о направлениях работы с детьми, которые также интересуют родителей, но не были охвачены клубной деятельностью в первом году работы над проектом.

В сентябре 2015 года начал работу клуб «Я и мы», в котором акцент сделан на социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Одной из самых значительных и актуальных тем дошкольного образования можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка.

Личностью человек не рождается, а становиться ею в процессе совместной деятельности с другими людьми и общения с ними. Формирование высших человеческих чувств и эмоций происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей и требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов поведения.

Особенно важно развивать у ребенка расположение, симпатию к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Первое чувство симпатии к ближайшему взрослому возникает на основе длительного накопления удовлетворяющих ребенка актов ситуативно-личностного взаимодействия. Подобное чувство проявляется только по отношению к человеку, достаточно регулярно общающемуся с ребенком. При чем, именно общение, а не просто удовлетворение физиологических потребностей – наилучшее условие для положительных эмоций. Поэтому в социально-эмоциональном развитии дошкольника так велика роль родителей. 

 

Продолжая деятельность над проектом «Растем вместе» мы планируем:

- создать алгоритм взаимодействия с родителями, представляющий систему организации работы клубов совместной деятельности родителей, детей и педагогов по интересам;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи.

- повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, сформировать представление о протекающих процессах развития ребенка, условиях появления качеств, навыков, особенностей и детских привычек, охраны и укрепления здоровья детей.