В последнее время ученые в ряду серьезных методологических проблем исследований в области физической культуры выделяют этническую направленность спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования системы физического воспитания [1].
Гуманистический и социальный смысл такого изучения заключается в открывающейся возможности этноспортивной деятельности в теорию и практику физического воспитания. По мнению С-А. М. Аслаханова, такая позиция, направленная на физическое совершенство человека, будет способствовать конструктивной реализации идеи здорового стиля жизни как важного условия социального благополучия человека и общества в целом [2].
Анализ научно-методической литературы, выполненный по различным аспектам проблемы физкультурного воспитания детей дошкольного возраста в традициях кубанского казачества, позволяет сделать следующие обобщения.
Исторически сложившееся как специфическое воинское сословие кубанское казачество выработало целостную систему военно-физического воспитания детей и молодежи. Она отвечала требованиям, предъявляемым к системе: охватывала весь контингент казаков, оказывала целенаправленное и регулярное воздействие на военно-физическую подготовленность казаков в период царской России [3]. Основополагающей целью рассматриваемой системы являлось овладение казаками высокого уровня военно-физической подготовленности.
К основным формам организации относились: семья и станичная община; станичные школы и казачьи кадетские корпуса; юнкерские и военные училища Российской империи; казачьи войска [4].
Наряду с традиционными задачами по укреплению и сохранению здоровья, физической работоспособности, решались и специальные задачи, направленные на формирование прикладных двигательных умений и навыков в верховой езде, владении рукопашным боем, холодным и огнестрельным оружием и на воспитание личностных качеств, главным из которых было преданность своей Родине [5].
В процессе физического воспитания программно-нормативной основой выступали: в семейном обучении - наставления, начиная с кадетских корпусов – обязательные государственные программы [3].
В период строительства социализма, особенно на ранних его этапах, воспитание подрастающего поколения в духе казачества было крайне ограничено, если не отметить большее – репрессивность взглядов в области политики развития казачества [1].
И только в конце ХХ века современное общество обратилось к возрождению кубанских казачьих традиций [5].
В Краснодарском крае начали открываться казачьи школы и казачьи классы. Программное обеспечение носит разноплановый характер: от общеобразовательной до специальной и дополнительной программы.
Не первый год успешно функционируют кадетские корпуса и казачьи оздоровительные лагеря, которые направлены на решение как культурно-оздоровительных, так и задач военно-физической подготовки детей и молодежи. К сожалению, ориентированы, разработанные программы, на детей школьного возраста и преимущественно на мальчиков [3, 4].
Обобщая анализ программ по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях можно выделить следующие их структурные компоненты: психомоторное развитие, обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, обучение плаванию и играм на воде, привитие детям основ физической культуры, формирование у них мотивов к занятиям физическими упражнениями [6, 7, 8].
Таким образом, анализ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях позволяет резюмировать:
- физическое воспитание является одним из основных видов учебно-воспитательной деятельности, направленной на охрану и укрепление здоровья ребенка, развитие его физических и двигательных качеств;
- реализация программного материала, по мнению его составителей, должна обеспечить здоровье и всестороннее развитие детей дошкольного возраста;
- в программах обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют задачи по этническому физкультурному воспитанию, что, по нашему мнению, значительно снижает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие заключения:
- широкое распространение и признание получает концепция ценностного потенциала этнической физической культуры и спорта;
- на современном этапе актуальны в научных трудах вопросы, связанные с возможностью использования этноспортивных технологий для совершенствования процесса физического воспитания различных слоев населения;
- не достаточное количество исследований, раскрывающих технологические особенности решения социально-психологических и интеллектуальных задач физкультурного воспитания на традициях кубанского казачества;
- до настоящего времени мало изучены вопросы возрастной методики формирования прикладных двигательных умений и навыков казаков у детей дошкольного возраста;
- вне поля зрения ученых остаются проблемы использования средств традиционного физкультурного воспитания кубанского казачества для оптимизации условий формирования психических процессов ребенка;
- фрагментарно изучены особенности процессов освоения детьми интеллектуальных ценностей физической культуры казаков и формирования у них мотивов к занятиям физическими упражнениями;
- не определена позиция исследователей по вопросу наличия феномена полового диморфизма в возрастных особенностях психического, физического и двигательного развития детей в условиях этновоспитания, основанная на мускульном подходе;
- не обоснована система педагогического контроля уровня этнофизкультурной подготовленности детей;
- не разработаны основы теоретической базы этноспортивной подготовки применительно к задачам физкультурного воспитания юных казачат;
В этой связи становится очевидной необходимость специальных исследований для получения научно-теоретических и прикладно-технологических оснований совершенствования системы этнофизкультурного воспитания детей 6 - 7 лет.
Исследования было организовано с сентября 2014 г. по июнь 2015 г. в дошкольных образовательных организациях: № 50 станицы Новомышастовской, № 53 станицы Ивановской Краснодарского края; №№ 115, 116, 232 г. Краснодара, в которых принимали участие воспитанники подготовительных к школе групп в количестве 126 человек.
Цель исследования – разработать и оценить эффективность методики физкультурного воспитания в системе дошкольного образования, основанного на традициях кубанского казачества.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, опрос, педагогическое тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В начале основного эксперимента было проведено обследование старших дошкольников и условное деление их на экспериментальную и контрольную группы. В дальнейшем дети экспериментальной группы [33 девочки, 31 мальчик] занимались по разработанной методике, основанной на традиционном физкультурном воспитании кубанского казачества. В контрольной группе [32 девочки, 30 мальчиков], занятия проводились по утвержденным Министерством образования Российской Федерации учебным планом.
Интеграция образовательной деятельности по реализации экспериментальной методики представлена в пяти «образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие» и предполагает организацию «развивающей предметно – пространственной среды» для физкультурного воспитания, которая должна быть: содержательно – насыщенная, трансформируемая, вариативная, полифункциональная, доступная, безопасная [9].
Учебно-тематический план непосредственно образовательной деятельности представляет тематику физкультурного воспитания юных казачат и количество времени, отводимого на каждую тему.
Формы подведения итогов реализации методики представлены в виде мониторинга уровня сформированности теоретических знаний, общей и специальной физической подготовленности.
По итогам эксперимента были проанализированы темпы прироста показателей физической подготовленности, как в экспериментальной, так и в контрольной группах (рис. 1,2).
У девочек наибольшие темпы прироста выявлены в контрольных упражнениях: бросок набивного мяча (39,1%); стойка на одной ноге ( 26,3%); бег 120 м ( 20,7%). Минимальный прирост по тесту бег 30м (11,3%).
В контрольной группе наибольший темп прироста определен по результатам прыжка в длину с места ( 6,0%).
Условные обозначения: 1 – бег 30 метров; 2 - бросок набивного мяча из-за головы; 3 - прыжок в длину с места; 4 - бег 120 метров; 5 - наклон вперед; 6 - стойка на одной ноге
Рисунок 1. Темпы прироста уровня физической подготовленности у девочек 5 лет в конце эксперимента.
У мальчиков наибольший темп прироста выявлен по тестовым заданиям: стойка на одной ноге (61,3%); бросок набивного мяча из-за головы ( 34,1%), бег 120м ( 31,1%). Минимальный прирост наблюдается по тесту - прыжок в длину с места (5,8%).
В контрольной группе наибольшие темпы прироста установлены по результатам контрольных упражнений: стойка на одной ноге (41,8%), бег 120 метров ( 18,5%), бег 30 метров (13,3%).
Однако, следует отметить, что если сравнить темпы прироста значений, полученных в экспериментальной и контрольной группах, то в экспериментальной они превышают темпы прироста показателей в контрольной группе.
Таким образом, проверка эффективности разработанной экспериментальной методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиционных казачьих средств свидетельствует о более высоком уровне общей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.