Принцип единства индивидуального и коллективного опыта находит преломление на различных уровнях образования. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению опыта дошкольного образования в разных странах в разные периоды. Интерес представляет как индивидуальный опыт отдельной страны, так и общие черты данной системы в разных странах. Для нас представляет неподдельный интерес опыт становления дошкольного образования на рубеже 19-20 веков и советской системы дошкольного образования, преимущества которых ещё не нашли своего настоящего анализа и достойной оценки. Особенно актуально это в свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, где находит своё преломление использование вариативных комплексных и парциальных программ авторских коллективов и индивидуальных авторов, когда оказываются востребованными традиционные российские ценности, в частности в процессе приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе систематической глубоко продуманной работы индивидуальность ребёнка формируется и раскрывается через освоение культурного опыта многих поколений, прошедшего серьёзную проверку временем. Этот опыт концентрируется для дошкольника сначала в ближайшем окружении, которое является социальной средой расширения его кругозора, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, которые концентируют в себе коллективное начало.
В дошкольной образовательной организации этот опыт транслируется детям и присваевается ими сквозь призму индивидуального восприятия педагога, который вначале сам знакомится с культурой родного края, страны, а затем осуществляет отбор содержания для работы с дошкольниками, особо выделяя индивидуальные специфические особенности той местности, того края, где они живут.
Продумывая, как и через что можно показать детям связь индивидуального опыта отдельного человека, группы людей, семьи с коллективным опытом всей страны, педагог может остановиться на судьбах людей, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте; людей, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами.
Психологи вплотную подошли к необходимости нахождения и осмысления законов и механизмов процессов социализации и индивидуализации. К этой проблеме обращались А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И. С. Кон, В. С. Мухина, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, В.А. Петровский, В.В. Столин, В.Э. Чудновский и др. Ученые отмечают, что гуманистическая теория и практика будут пробуксовывать, не получат развития, если они не станут основываться на различении процессов социализации и индивидуализации (О.С. Газман, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков и др.).
Следует уточнить, что мы вкладываем в понятия «индивидуальное» и «коллективное» в контексте данного исследования.
Индивидуальное - отдельность, обособленность, отличность, уникальность, самоценность, своеобразность, самобытность элемента в составе развивающейся системы, находящая отражение в интересах, опыте, продуктах деятельности, ценностях, смыслах. Направленность развития в этом аспекте можно рассматривать как индивидуализацию. Индивидуальный опыт - это как внутриличностный опыт, так и опыт любого отдельного элемента внутри системы.
Коллективное - объединенность общими социально-ценными целями и задачами людей, их малых и больших групп, общностей, находящая отражение во взаимодействии, интересах, опыте, системах, продуктах деятельности, нормах поведения, образцах, идеалах, смыслах, ценностях. Коллективный опыт, исходя из этого, может быть представлен как непосредственно, так и через транслятора.
Единство индивидуального и коллективного опыта нашло отражение в психолого-педагогических исследованиях социализации и индивидуализации личности. Развитие индивида как личности обеспечивается сложной системной детерминацией, проявляющейся в её социализации, в ходе которой личность овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим фондом
развития. Однако все авторы, подчеркивающие роль социализации в развитии личности, единогласно указывали, что, приобщаясь к общественным нормам, традициям, ценностям, личность делает это по-своему, индивидуально. То есть у каждой личности формируется собственный (неповторимый) образ жизни, свой собственный внутренний мир, который и составляет новое интегративное образование личности - её" индивидуальность (Т.А.Берулава, И.Б.Котова и др.).
Обозначенные выше исследования стали базовыми для вывода о том, что индивидуальное и коллективное начала находятся в определенном соотношении, взаимодействии и определенным образом влияют друг на друга. Под педагогическим взаимовлиянием индивидуального и коллективного опыта в данном случае понимается приобретение каждой из взаимодействующих сторон черт друг друга. Педагогическое взаимовлияние индивидуального и коллективного опыта подчеркивает позитивный смысл их взаимодействия, его целенаправленность, при которой каждая из сторон получает взаимовыгодные приобретения и делает взаимовыгодные «вклады».
Соотношение и педагогическое взаимовлияние индивидуального и коллективного опыта является многомерным. Это означает переплетение в нем множества тенденций, траекторий, линий развития от взаимодействия поколений, систем образования, межвозрастного и внутривозрастного взаимодействия до качеств личности, сочетающих индивидуальный и коллективный интересы, и форм организации образовательного процесса. Одним из векторов является соотношение индивидуального и коллективного опыта в процессе профессионального развития личности, которое продолжается в течение длительного периода жизни человека (К.А. Абульханова-Славская, Е.М. Борисова).
Реализация принципа единства индивидуального и коллективного опыта осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, досуга. Вся работа носит комплексный, системный характер через взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем, затрагивая и развивая эмоциональную сферу детей. Более подробно эта работа представлена в разработанной нами технологии «Статус-Содружество», которая адресована системе дошкольного образования, как первой ступени становления образа «Я», самовыражения, самоутверждения личности. В ней обучающе-развивающие взаимодействия являются средством воспитания. Это отличает её от других технологий, где формирование взаимоотношений является второстепенным, а обучающе-развивающее взаимодействие выступает на первый план.
Предлагаемая педагогическая технология не отрицает другие, а способна стать объединяющим началом для действующих вариативных образовательных программ, развивающее содержание которых по выбору дошкольной организации и начальной школы может стать средством решения выдвинутых воспитательных задач. Она охватывает дошкольный и младший школьный период, чем обеспечивает преемственность в работе двух уровней образования.
Очень важным моментом для становления ребенка, как отмечают психологи и педагоги (С. Соловейчик, С. Якобсон), является формирование у него положительного представления о себе. Если ребенок проявляет устойчивый интерес к деятельности, способствующий его самораскрытию, самореализации, умеет контролировать свои действия и поступки, выражать и корректно отстаивать свою позицию, владеет способами взаимопомощи (предлагает помощь, просит о помощи и т.д.), то он, как правило, пользуется признанием в группе сверстников, благодаря чему обретает уверенность в себе и способность вступать в гуманные взаимоотношения. Гуманные взаимоотношения между детьми дошкольного возраста возможны при оптимальном статусе каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе. Если статус ребенка соответствует уровню его притязаний, то это во многом определяет успех его деятельности, его дальнейшего развития и саморазвития, его взаимоотношения с окружающими, обеспечивает положительный микроклимат в группе.
В названии технологии «Статус-содружество» отражен принцип единства индивидуального и коллективного опыта через двусторонний характер процесса социализации (Я - Другие, Другие - Я).
Я – Другие»
Я не похож на других, я умею делать, я думаю, чувствую не так как другие, могу заметить то, что не замечают другие. Я хочу, чтобы они это увидели, узнали, поэтому я показываю, рассказываю, делаю и жду их реакции.
«Другие – Я»
Если другие одобряют мои действия, поступки, результаты моей деятельности, понимают меня, мои мысли, мои чувства, считаются с ними, тогда мне хорошо, и я хочу быть с ними, готов помогать им, прошу их о помощи, учусь у них, могу чем-то научить их сам, регулярно свое поведение чтобы им было со мной хорошо (прислушиваюсь к их мнениям, желаниям, считаюсь с их интересами, иду на уступки).
В связи с переориентацией в 90-е годы 20 века теории и практики на гуманизацию педагогического процесса появилось множество рекомендаций в педагогической печати, направленных на развитие детской индивидуальности, и почти не уделяется внимание тому, как помочь ребенку научиться жить среди людей. В то время как этот аспект следует выделить в качестве приоритетного, особенно в дошкольный период - период первоначального вхождения ребенка в общество.
Психологи, педагоги подметили (А.В. Петровский, С.Л. Соловейчик, Е.В. Субботский, С. Якобсон), что, во-первых, представление ребенка о себе складывается во многом на основе того, что говорят о нем окружающие люди, а во-вторых, люди по-разному представлены в «Я» друг друга,
ВАЖНО!!! Всё это отражает одну из зависимостей, которая существует между коллективом и индивидуальностью. Как сделать эту зависимость оптимальной в условиях педагогического процесса образовательного учреждения?
Для оптимального соотношения между коллективом и индивидуальностью следует помнить,
- что воспитание детей должно поддерживать постоянное равновесие и напряжение между индивидуалистической и коллективистической природой;
- что индивидуалистическая природа является более стойкой, коллективистическая же нуждается в стимулировании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.);
- что следует стимулировать коллективистическую природу ребенка.
Для этого необходимо установить исходный уровень (высокий, средний, низкий) этого соотношения посредством предложенного нами комплекса методик педагогической диагностики и на этой основе обеспечить соблюдение специального комплекса педагогических условий:
-учет интересов ребенка в группе сверстников, расширение их сферы и направленности, совпадение детских интересов;
- каждому ребенку эмоционального комфорта в группе сверстников (защищенности, свободы выбора деятельности, чувства радости от совместной деятельности, свободного общения с детьми и т.д.);
-постепенное объединение детей в совместной деятельности (начиная от двух человек) на основе совпадения их интересов;
-организация коллективной деятельности, позволяющей представить значимость каждого ребенка для сверстников;
-формирование у детей навыков, обеспечивающих проявление направленности на других.
Показатели того, что это работа оказывает положительное влияние на детей, ориентированы на требования ФГОС ДО:
- интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации);
- проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;
- желание слушать, читать книги с общественной тематикой;
- наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к взрослым на основе специально созданных ситуаций и др.).
В процессе развития личности происходит согласование индивидуального и коллективного опыта, их взаимопроникновение, взаимовлияние, взаимообращение и взаимообогащение. Многие противоречия в жизненном пути личности, проблемы в её самоутверждении возникают в результате дисгармонии индивидуального и коллективного опыта, которая может проявляться через расхождение между идеальным и реальным «я», рассогласованность между сознанием и поведением, через низкую самооценку и стремление к самоутверждению. В педагогическом процессе необходимо обеспечить регуляцию этих соотношений.
Ведущее место в создании условий для оптимального педагогического взаимодействия в образовательном процессе отводится педагогу. Это необходимо учитывать при подготовке педагогических кадров, которая предполагает также взаимодействие индивидуального и коллективного опыта.
В процессе развития личности происходит согласование индивидуального и коллективного опыта, их взаимопроникновение, взаимовлияние, взаимообращение и взаимообогащение. Многие противоречия в жизненном пути личности, проблемы в её самоутверждении возникают в результате дисгармонии индивидуального и коллективного опыта, поэтому в педагогическом процессе необходимо обеспечить регуляцию их соотношения.