Полный текст статьи
Печать

С сентября 2016 года вступает в силу ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) начального общего образования (далее Стандарт) обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья (далее с ОВЗ), в том числе и для детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС). Для обучающихся с РАС предусмотрена возможность разработки на основе Стандарта четырёх вариантов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательные организации осуществляющие реализацию программ дошкольного образования должны обеспечить преемственность в подходах к обучению и воспитанию детей с РАС.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 214" уже 15 лет занимается вопросами обучения, воспитания, комплексного сопровождения детей с РАС.

Специалистами учреждения накоплен опыт коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми с РАС, их социализации и  интеграции в среду сверстников с другими типами развития, в том числе и в группы общеразвивающей направленности.

На сегодняшний день в учреждении функционирует 15 групп общеразвивающей направленности, 4 группы для детей с общим недоразвитием речи, 4 группы для детей с задержкой психического развития, 10 групп кратковременного пребывания для детей инвалидов  «Особый ребёнок». В 2015-2016 учебном году 72 воспитанникам учреждения психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано организовать обучение и воспитание по индивидуальным программам развития (далее ИПР), что предполагает учет индивидуальных возможностей и особенностей развития ребенка с РАС.

Вопросы, связанные с выбором программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с РАС, всегда были актуальны для нашего учреждения. Отрабатывая технологию разработки ИПР для воспитанников групп «Особый ребёнок» специалисты учреждения использовали существующие рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по работе с детьми с РАС. Однако эти рекомендации и программы не соответствуют требованиям, предъявляемым к примерным образовательным программам.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования, при этом обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ должно осуществляться с использованием специальных образовательных программ и методов.

Основная образовательная программа дошкольного образования для групп «Особый ребёнок» разрабатывалась учреждением самостоятельно с учётом программы Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Однако общие подходы, методы и приемы коррекционной работы, оценки её результатов, динамики развития воспитанников выстроены с учетом  наиболее продуктивных отечественных и зарубежных методик работы с детьми дошкольного возраста с РАС и методик, ориентированных на детей раннего  возраста. Опыт работы, анализ и обобщение содержания  индивидуальных планов работы специалистов с воспитанниками групп «Особый ребёнок» за последние 10 лет позволил нам приступить к созданию парциальных программ по всем направлениям работы, предусмотренным учебным планом групп «Особый ребёнок».

Технология разработки парциальных программ отрабатывалась на направлении, связанном с формированием представлений об окружающем мире.

В соответствие с учебным планом в рамках непосредственной образовательной деятельности предусмотрено проведение интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи один раз в две недели. В связи с наличием специфических особенностей развития детей с РАС, в отдельное направление работы выделено ознакомление с явлениями социальной жизни.

Отработанные на этом материале задачи по социально-коммуникативному и познавательному развитию были использованы при создании макетов других парциальных программ, так как без решения задач социально-коммуникативного развития невозможно продвижение ребенка  с РАС по другим линиям развития.

Структура парциальной программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи соответствует требованиям Стандарта дошкольного образования:

1.    Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи.

1.2. Принципы.

1.3. Значимые для разработки и реализации парциальной программы характеристики особенностей развития детей с РАС.

2.    Планируемые результаты.

3.    Описание содержания и организации образовательной деятельности, её специфики.

4.    Тематическое планирование занятий.

5.    Описание материально-технического обеспечения.

6.    Список используемой литературы.

7.    Приложение.

7.1. Конспекты занятий.

7.2. Картотека ситуаций общения.

7.3. Картотеки игр.

7.4. Картотека опытно-экспериментальной деятельности.

7.5. Рекомендации для родителей.

7.6. Рекомендации для воспитателей.

При всей уникальности развития каждого ребенка с РАС в своем развитии он последовательно проходит определённые этапы по каждой линии развития. Показателями, существенные для проведения качественного анализа результатов диагностики, проводимой с целью определения содержания работы по ОЗОМ и РР были:

- степень тяжести аффективной патологии;

- уровень коммуникативного развития;

- уровень сформированности произвольность деятельности и поведения;

- состояние предметной и игровой деятельности;

- уровень понимание обращенной речи;

- состояние экспрессивной речи;

- способ усвоения общественного опыта.

На основе анализа результатов обследования, с учетом уровня и особенностей актуального развития, а также эффективности педагогического воздействия в ходе коррекционно-развивающей работы. воспитанников группы «Особый ребёнок» разделили на пять подгрупп.

Так, например, в первой подгруппе оказались дети в возрасте от трех до семи лет, анализ результатов диагностики которых свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их речевом, эмоционально-волевом, интеллектуальном развитии, и как следствие, наличии крайне ограниченных и фрагментарных представлениях об окружающем. С точки зрения нозологии эта группа детей неоднородна. Однако общей характерной особенностью их развития крайне низкий уровень понимания обращенной речи: дети не прислушиваются к голосу взрослого, часто не реагируют на интонацию, в ситуации обследования не узнают знакомые голоса, не в состоянии адекватно реагировать на попытки взрослого установить контакт на невербальном уровне. В своих действиях эти дети не в состоянии руководствоваться инструкцией, они не понимают цель заданий, а поэтому не стремятся его выполнить. Дети оказываются не готовы сотрудничать со взрослым, помощь взрослого не принимают. Даже в условиях подражания эти дети не готовы действовать адекватно. Собственная речь ребёнка представлена вокализациями и интонированием. Психологическое обследование детей позволяет отнести их к первой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.

В пятой подгруппе оказались дети пятого – восьмого года жизни, уровень развития речи которых оказывается достаточным для организации взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В своих действиях дети руководствуются вербальной инструкцией, понимают цель заданий, продуктивно используют помощь. Копируют поведение. Понимают и используют невербальные и вербальные средства общения. Дети охотно сотрудничают со взрослым и другими детьми, инициируют общение. Однако им требуется поддержка как в организации собственной деятельности, так и  в организации взаимодействия с другими детьми. В собственной речи дети используют простые распространенные фразы. Речь остается аграмматичной, звукопроизношение, как правило, нарушено. Объем знаний и представлений об окружающем остается фрагментарным за счет ограниченности объёма знаний о предметах или о свойствах предметом, а также знаний о связях между предметами, явлениями, событиями. Психологическое обследование детей позволяет отнести их  к четвёртой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.

Оценка результатов педагогической деятельности по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» производится специалистом в рамках педагогической диагностики по следующим параметрам:

- объем, устойчивость и точность знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

- уровень понимания речи и объем пассивного словаря;

- возможности речевого подражания;

- объем активного словаря;

- состояние фразовой речи;

- состояние звукопроизношения

- состояние коммуникативных способностей.

Критерии оценки по каждому из параметров достаточно информативны, так как отражают поступательное развитие того или иного навыка, увеличение объёма знаний или уровня сформированности способности. Например, в разделе «Состояние коммуникативных способностей» для оценки сформированности указательного жеста определены следующие критерии:

- Не понимает, не направляет взгляд в указанном направлении, не использует в качестве помощи в бытовых и обучающих ситуациях

- Понимает, направляет взгляд в указанном направлении, но продуктивно использовать указательный жест взрослого в качестве помощи не может (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)

- Использует указательный жест взрослого в качестве помощи в привычных бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)

- Использует сам указательный жест в бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)

Только такой подход обеспечивает возможность отслеживания динамики развития детей с выраженными нарушениями в эмоционально-аффективной и познавательной сфере, коммуникативном и речевом развитии.

Таким образом, программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» является частью методического обеспечения образовательного процесса групп кратковременного пребывания «Особый ребёнок», в которых воспитываются дети с РАС. При этом системное ознакомление с окружающим рассматривается как важнейшее условие познавательного и речевого развития детей. Ознакомление детей с окружающим предметным и социальным миром осуществляется в тесной взаимосвязи с развитием восприятия, мышления, предметной и игровой деятельности. Пять уровней программы обеспечивают переход ребенка от формирования практических чувственных представлений об окружающем на основе ситуативного восприятия к сознательному получению информации на основе речевого взаимодействия со взрослым.