С сентября 2016 года вступает в силу ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) начального общего образования (далее Стандарт) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ), в том числе и для детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС). Для обучающихся с РАС предусмотрена возможность разработки на основе Стандарта четырёх вариантов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательные организации осуществляющие реализацию программ дошкольного образования должны обеспечить преемственность в подходах к обучению и воспитанию детей с РАС.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 214" уже 15 лет занимается вопросами обучения, воспитания, комплексного сопровождения детей с РАС.
Специалистами учреждения накоплен опыт коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми с РАС, их социализации и интеграции в среду сверстников с другими типами развития, в том числе и в группы общеразвивающей направленности.
На сегодняшний день в учреждении функционирует 15 групп общеразвивающей направленности, 4 группы для детей с общим недоразвитием речи, 4 группы для детей с задержкой психического развития, 10 групп кратковременного пребывания для детей инвалидов «Особый ребёнок». В 2015-2016 учебном году 72 воспитанникам учреждения психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано организовать обучение и воспитание по индивидуальным программам развития (далее ИПР), что предполагает учет индивидуальных возможностей и особенностей развития ребенка с РАС.
Вопросы, связанные с выбором программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с РАС, всегда были актуальны для нашего учреждения. Отрабатывая технологию разработки ИПР для воспитанников групп «Особый ребёнок» специалисты учреждения использовали существующие рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по работе с детьми с РАС. Однако эти рекомендации и программы не соответствуют требованиям, предъявляемым к примерным образовательным программам.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования, при этом обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ должно осуществляться с использованием специальных образовательных программ и методов.
Основная образовательная программа дошкольного образования для групп «Особый ребёнок» разрабатывалась учреждением самостоятельно с учётом программы Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Однако общие подходы, методы и приемы коррекционной работы, оценки её результатов, динамики развития воспитанников выстроены с учетом наиболее продуктивных отечественных и зарубежных методик работы с детьми дошкольного возраста с РАС и методик, ориентированных на детей раннего возраста. Опыт работы, анализ и обобщение содержания индивидуальных планов работы специалистов с воспитанниками групп «Особый ребёнок» за последние 10 лет позволил нам приступить к созданию парциальных программ по всем направлениям работы, предусмотренным учебным планом групп «Особый ребёнок».
Технология разработки парциальных программ отрабатывалась на направлении, связанном с формированием представлений об окружающем мире.
В соответствие с учебным планом в рамках непосредственной образовательной деятельности предусмотрено проведение интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи один раз в две недели. В связи с наличием специфических особенностей развития детей с РАС, в отдельное направление работы выделено ознакомление с явлениями социальной жизни.
Отработанные на этом материале задачи по социально-коммуникативному и познавательному развитию были использованы при создании макетов других парциальных программ, так как без решения задач социально-коммуникативного развития невозможно продвижение ребенка с РАС по другим линиям развития.
Структура парциальной программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи соответствует требованиям Стандарта дошкольного образования:
1. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи.
1.2. Принципы.
1.3. Значимые для разработки и реализации парциальной программы характеристики особенностей развития детей с РАС.
2. Планируемые результаты.
3. Описание содержания и организации образовательной деятельности, её специфики.
4. Тематическое планирование занятий.
5. Описание материально-технического обеспечения.
6. Список используемой литературы.
7. Приложение.
7.1. Конспекты занятий.
7.2. Картотека ситуаций общения.
7.3. Картотеки игр.
7.4. Картотека опытно-экспериментальной деятельности.
7.5. Рекомендации для родителей.
7.6. Рекомендации для воспитателей.
При всей уникальности развития каждого ребенка с РАС в своем развитии он последовательно проходит определённые этапы по каждой линии развития. Показателями, существенные для проведения качественного анализа результатов диагностики, проводимой с целью определения содержания работы по ОЗОМ и РР были:
- степень тяжести аффективной патологии;
- уровень коммуникативного развития;
- уровень сформированности произвольность деятельности и поведения;
- состояние предметной и игровой деятельности;
- уровень понимание обращенной речи;
- состояние экспрессивной речи;
- способ усвоения общественного опыта.
На основе анализа результатов обследования, с учетом уровня и особенностей актуального развития, а также эффективности педагогического воздействия в ходе коррекционно-развивающей работы. воспитанников группы «Особый ребёнок» разделили на пять подгрупп.
Так, например, в первой подгруппе оказались дети в возрасте от трех до семи лет, анализ результатов диагностики которых свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их речевом, эмоционально-волевом, интеллектуальном развитии, и как следствие, наличии крайне ограниченных и фрагментарных представлениях об окружающем. С точки зрения нозологии эта группа детей неоднородна. Однако общей характерной особенностью их развития крайне низкий уровень понимания обращенной речи: дети не прислушиваются к голосу взрослого, часто не реагируют на интонацию, в ситуации обследования не узнают знакомые голоса, не в состоянии адекватно реагировать на попытки взрослого установить контакт на невербальном уровне. В своих действиях эти дети не в состоянии руководствоваться инструкцией, они не понимают цель заданий, а поэтому не стремятся его выполнить. Дети оказываются не готовы сотрудничать со взрослым, помощь взрослого не принимают. Даже в условиях подражания эти дети не готовы действовать адекватно. Собственная речь ребёнка представлена вокализациями и интонированием. Психологическое обследование детей позволяет отнести их к первой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.
В пятой подгруппе оказались дети пятого – восьмого года жизни, уровень развития речи которых оказывается достаточным для организации взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В своих действиях дети руководствуются вербальной инструкцией, понимают цель заданий, продуктивно используют помощь. Копируют поведение. Понимают и используют невербальные и вербальные средства общения. Дети охотно сотрудничают со взрослым и другими детьми, инициируют общение. Однако им требуется поддержка как в организации собственной деятельности, так и в организации взаимодействия с другими детьми. В собственной речи дети используют простые распространенные фразы. Речь остается аграмматичной, звукопроизношение, как правило, нарушено. Объем знаний и представлений об окружающем остается фрагментарным за счет ограниченности объёма знаний о предметах или о свойствах предметом, а также знаний о связях между предметами, явлениями, событиями. Психологическое обследование детей позволяет отнести их к четвёртой группе аутизма по классификации О.Н. Никольской.
Оценка результатов педагогической деятельности по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» производится специалистом в рамках педагогической диагностики по следующим параметрам:
- объем, устойчивость и точность знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- уровень понимания речи и объем пассивного словаря;
- возможности речевого подражания;
- объем активного словаря;
- состояние фразовой речи;
- состояние звукопроизношения
- состояние коммуникативных способностей.
Критерии оценки по каждому из параметров достаточно информативны, так как отражают поступательное развитие того или иного навыка, увеличение объёма знаний или уровня сформированности способности. Например, в разделе «Состояние коммуникативных способностей» для оценки сформированности указательного жеста определены следующие критерии:
- Не понимает, не направляет взгляд в указанном направлении, не использует в качестве помощи в бытовых и обучающих ситуациях
- Понимает, направляет взгляд в указанном направлении, но продуктивно использовать указательный жест взрослого в качестве помощи не может (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)
- Использует указательный жест взрослого в качестве помощи в привычных бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)
- Использует сам указательный жест в бытовых и обучающих ситуациях (всегда/нерегулярно/иногда/крайне редко/ в особых условиях)
Только такой подход обеспечивает возможность отслеживания динамики развития детей с выраженными нарушениями в эмоционально-аффективной и познавательной сфере, коммуникативном и речевом развитии.
Таким образом, программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» является частью методического обеспечения образовательного процесса групп кратковременного пребывания «Особый ребёнок», в которых воспитываются дети с РАС. При этом системное ознакомление с окружающим рассматривается как важнейшее условие познавательного и речевого развития детей. Ознакомление детей с окружающим предметным и социальным миром осуществляется в тесной взаимосвязи с развитием восприятия, мышления, предметной и игровой деятельности. Пять уровней программы обеспечивают переход ребенка от формирования практических чувственных представлений об окружающем на основе ситуативного восприятия к сознательному получению информации на основе речевого взаимодействия со взрослым.