В настоящее время все больше распространяется взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующий не только социальный, но и идеологический, духовно-нравственный, культурно-исторический и другие компоненты.
Дошкольный возраст человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности на каждом возрастном этапе. Для периода старшего дошкольного возраста характерно развитие высоких социальных мотивов и благородных чувств, черт характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о родном крае, городе, о труде, обычаях людей, среди которых он живет. Современные исследователи в качестве основополагающего вектора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, городу, природе, культуре малой Родины.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. Об этом свидетельствует: Государственная программа патриотического воспитания на 2016-2020гг. Согласно ФГОС патриотическое воспитание проецируется на все образовательные области (познание, коммуникация и др.)
Вместе с тем патриотическая направленность в системе воспитания слабо выражена, методы и формы её реализации не всегда эффективны, так как не учитывают социально-психологической характеристики современного детства. Тема патриотического воспитания в условиях дошкольной системы воспитания мало разработана.
Анализ педагогической, исторической литературы, изучение опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволили выявить следующие противоречия:
- между потребностями образовательной практики в научно-методическом, содержательном обеспечении процесса формирования патриотизма подрастающего поколения и недостаточной ее разработанностью в педагогической теории и практике;
- потенциальными возможностями формирования патриотизма дошкольников в системе дошкольного воспитания и их низкой реализации на практике.
Обозначенные противоречия обусловили проблему исследования, которая связана с выявлением воспитательного потенциала процесса ознакомления с родным городом для эффективной организации патриотического воспитания дошкольников.
Таким образом, актуальность проблемы и степень ее разработанности в научной литературе определили выбор темы исследования: «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников».
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Князькова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».[1,c.15]
Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.
1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: "люблю я родину, за что не знаю сам". Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: " как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" , опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.
2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде - окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д. Необходимо также отметить, что Родина - это не только страна с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, "особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому", - писал Я.А. Коменский [2, с.21].
3-й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.
4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык "…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать" [3, с.12].
5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.
6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу [4, с.60].
7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества.
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [5, c.184].
Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6,c.34].
Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотическое воспитание как научная категория многоаспектна.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам общечеловеческой и национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-ценностного отношения, чувства сопричастности, привязанности к родному городу.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников, с использованием педагогом современных технологий патриотического воспитания детей.
В последнее время появился ряд программ, освещающих проблему формирования ценностного отношения дошкольников к городу как средству патриотического воспитания.
Наиболее целостно и систематизировано к решению данной проблемы подошли авторы программы «Я и мой мир» (Л.Х.Цеева, Б.Х.Панеш и др.) [7,c.34], [8,c.53].,которая нами была апробирована в эксперименте.
В эксперименте принимали участие дети подготовительных групп в количестве 30 человек (15 детей экспериментальной группы и 15 детей контрольной группы). Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента нами были использованы методики: «как надо поступить», «разрезные картинки», «художественный салон» и цикл контрольных заданий и вопросов. Итоги констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство детей экспериментальной и контрольной групп на низком и среднем уровне по всем показателям.Родители и воспитатели имеют недостаточный уровень знаний об истории и достопримечательностях города Майкопа. В воспитательно - образовательной работе не акцентируется внимание на вопросы патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным городом, недостаточно организована предметно - развивающая среда.
На начальном этапе формирующего эксперимента необходимо было обогатить и пополнить знания педагогов и родителей о своей республике, городе, природных особенностях, достопримечательностях, героическом и историческом прошлом родного края, а также познакомить с методикой воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Нами была разработана программа «Мой город Майкоп» и определены возможности ее реализации в образовательном процессе ДОУ:
1)предметно-пространственная среда (уголок, в котором демонстрируются предметы народного быта, уголок искусства, картины известных художников и композиторов о родном городе: Берсиров А. – «К вечеру», Петуваш Ф. – «Времена года», Тугуз М. – серия гравюр «Мой город», Ю. Чирг – музыка «Майкоп», У. Тхабисимов «Майкопский вальс».
2)проект «Мой любимый город»(результаты реализации проекта – это альбомы: « Город Майкоп глазами ребёнка и взрослого», «История города Майкопа по материалам газет и интернет источников», «Деревья нашего города» и презентации: «С чего начинается Родина», «Не рвите цветы, не рвите», «Достопримечательности города Майкопа», «А я люблю места родные»).
3) перспективный план и цикл занятий : (« Я сам архитектор»,
«Архитектура прошлого и настоящего», «Город будущего», «Адыгея родная моя», «Майкоп- долина яблонь» и др.)
4)цикл игр по майкоповедению: игры-открытия, игры-поиски, игры – путешествия, игры-размышления ( «Мой город», «Город будущего», «Карта моего города».) 5)социально-психологические ситуации :
-Ты вышел во двор и увидел, что мальчики пишут на стене дома …
- Девочка топчет цветы на клумбе …
- Мальчик ломает скамейку в парке …
- Дети бросают фантики на асфальт …
Проведенная работа с родителями, включавшая консультации, ознакомительные беседы, посещение музея и мастер-классы для родителей и воспитателей, семинары, деловые игры, открытые занятия опытных воспитателей способствовала интегрированному взаимодействию детского сада и семьи в контексте нашего исследования.
Цель контрольного этапа эксперимента: выявить динамику уровня сформированности эмоционально-ценностного, когнитивного и мотивационно -поведенческого компонентов.
После повторного проведения диагностики детей экспериментальной и контрольной групп, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к выводу, что положительная динамика наблюдается именно в экспериментальной группе: дети отличались наличием представлений, знаний о родном доме, природе малой Родины, о родном городе, его архитектуре, любознательностью, проявлением любви и бережного отношения к родному городу. Об этом говорят рисунки детей, альбомы: «Деревья нашего города», «Город глазами детей и родителей».
Результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представленные на таблицах демонстрируют позитивную динамику в развитии когнитивного, эмоционально – ценностного, мотивационно - ценностного компонентов личности дошкольника в процессе ознакомления с родным городом.
Таблица 1
Результаты исследования когнитивного компонента на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Уровень развития исследуемого качества |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Констатирующая часть эксперимента |
Контрольная часть эксперимента |
Констатирующая часть эксперимента |
Контрольная часть эксперимента |
|
низкий |
30% |
23% |
31% |
29% |
средний |
53% |
53% |
52% |
53% |
высокий |
17% |
24% |
17% |
18% |
Таблица 2
Результаты исследования эмоционального - ценностного компонента на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень развития исследуемого качества |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Констатирующая часть эксперимента |
Контрольная часть эксперимента |
Констатирующая часть эксперимента |
Контрольная часть эксперимента |
|
низкий |
14% |
0% |
20% |
18% |
средний |
66% |
70% |
66% |
66% |
высокий |
20% |
30% |
14% |
16% |
Таблица 3
Результаты исследования мотивационно - поведенческого компонента на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Уровень развития исследуемого качества |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Констатирующая часть эксперимента |
Контрольная часть эксперимента |
Констатирующая часть эксперимента |
Контрольная часть эксперимента |
|
низкий |
30% |
21% |
30% |
29% |
средний |
53% |
54% |
54% |
53% |
высокий |
17% |
26% |
16% |
18% |
Сопоставляя данные констатирующего и контрольного этапов исследования, можно сделать следующие вывод: выдвинутая нами гипотеза о том, что эффективность патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным городом детей старшего дошкольного возраста будет возрастать при создании следующих педагогических условий:
-структурировании программного содержания патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным городом;
-создании развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию у детей знаний, представлений и позитивных эмоций при ознакомлении с родным городом;
- организация интегрированного взаимодействия детского сада и семьи.
Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.