Полный текст статьи
Печать

Современная система образования на всех ступенях ее реализации ориентирована на формирование у обучаемых как субъектов образования опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и  других проблем. При этом заметим, что  содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт познания человеком мира.

Д.И. Фельдштейн  указал  на существенные изменения, происходящие в обществе в форме новой пространственно- временной ситуации, которые  «предопределяют и качественные умения человека, обладающего ныне  новым типом мышления, новым типом сознания и самосознания [1, с.3].

Изменения, происходящие с ребенком в дошкольном возрасте исследованы Д.Б. Элькониным, М.М. Лисиной, А.В. Запорожцем, которые  установили, что «для детей дошкольного возраста, определяющим выступает развитие мотивационно-потребностной сферы». В повседневной   жизни ребенок в процессе социализации осваивает культурные нормы поведения, у него формируются умения выстраивать отношения с миром  взрослых и сверстников.

В основе становления начал социальной компетентности лежит понятие социализации, социальной активности как процесса вхождения ребенка в мир человеческих отношений, человеческой культуры. Первые внутренние этические инстанции и этические правила складываются в раннем возрасте. Становление «смысловой и внутриличностной реальности  представления об окружающем мире и отношениях между людьми должны быть опосредованы деятельностью, пройти через жизнь, бытие ребенка, через осознание и самосознание» [2,с.65].

Дошкольное образование наряду с подготовкой к обучению в школе, призвано осуществить позитивную социализацию, в рамках которой формируются представления о нормах нравственности и морали, представления о добре и зле. Организация дошкольного образования направлена на  предупреждение в дальнейшем  асоциального поведения ребенка.

Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию и самоизменению, а с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Структуру социальной компетентности дошкольников составляют компетентность в бытовой сфере, включая семейный быт; основы формирования чувства гражданственности и социальной активности ребенка на основе контактов ДОО с другими социальными институтами - школой, учреждениями дополнительного образования, музеями и т.п.

Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения, так как  чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Анализ научной литературы по проблеме исследования, а также анализ образовательной практики позволил выделить следующее  противоречие между:

-     общественной необходимостью формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО  как фактора  подготовки детей  к  жизни в обществе и недостаточной разработанностью педагогических условий ее  формирования.

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных исследовательских задач.

При определении условий формирования социальной компетентности воспитанников детского сада, мы исходили из:

- учета социального заказа общества и задач, поставленных в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года», реализации требовании ФГОС;

- анализа психолого-педагогической литературы по проблемам социального развития детей и формирования социальной компетентности.

Первое условие - формирование дошкольных групп по разновозрастному принципу. В научных исследованиях разновозрастные группы  расцениваются оптимальной моделью организации среды развития ребенка (Л.С. Байбородова, Б.З. Вульфов, Е.Н. Герасимова, С.Л. Ильюшкина, О.В. Соловьев и др.).  Действительно разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает предпосылки для установления коммуникации с детьми разных возрастных групп, что расширяет условия его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

В этом случае запускаются различные психологические механизмы, в частности,  когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, при этом происходит ориентация на «зону ближайшего развития». В случае, когда ребенок вступает во взаимодействие как старший, включается механизм «социального взросления».  Таким образом, ребенок в разновозрастной группе гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир.

Второе условие реализации модели формирования социальной компетентности-создание и поддержание социокультурной предметно-пространственной развивающей среды.

В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других убедительно показано, что среда развития ребенка является «источником материала для самопознания, она создает условия для осмысления себя целостной личностью»[3,с.98]. Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский под средой понимают «мир природы, людей, предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социально-культурное становление ребенка»[4,с.76]. Авторы подчеркивают, что максимальный эффект воздействия среды на ребенка достигается при грамотном сочетании всех компонентов среды.

Н.Б.Крылова[5] характеризует основными параметрами среды: отношения, ценности, символы, вещи, предметы. При изучении механизмов взаимодействия среды и личности важная  роль отводилась «социальной ситуации развития», под которую Л.С. Выготский понимал «своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребёнком и окружающим его миром»[6]. Роль среды состоит в том, что она «...по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне»[6,с.79].

Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания ребенка лишь в том случае, когда оно насыщенно знаниями, представлениями о социальном мире, природе через наполнение контекста рисунками, картинками, когда детям предоставляется возможность творчески преобразовать тем самым приобретаются способы деятельности.

Обогащенная среда насыщена таким методическим ресурсом, обеспечивающим развитие различных психических процессов, а также позволяет дошкольником бесценный социальный опыт. Принципиально важным моментом является учет дидактических и воспитательных принципов, в частности:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей – подразумевает возможность выбора формы и способов участия детей в События, мероприятия в соответствии его мотивов и интересов;

- принцип  практико – ориентированности – дети участвуют в такие виды деятельности, позволяющие им развить не только когнитивные компетенции, но и практические компетенции в виде умений;

- принцип сознательности – он предусматривал принятие ребенком целей, которые ставит воспитатель перед ребенком, их принятие ребенком и руководствуется ими как своего целеполагания;

- принцип связи с жизнью – он реализуется через актуализацию и реконструкцию личного опыта ребенка, с последующим приращением к нему нового опыта;

- принцип научности – соблюдение данного принципа приводит к необходимости формирования у дошкольников научной картины мира: как социального, так и природного. При реализации данного принципа организуется исследовательская работа детей, которая принципиально отличается от ознакомительных экскурсии или других форм.

Важно учесть, что вся организованная педагогическая система по формированию социальной компетентности дошкольников ориентируется на развитие всей сенсорной сферы, позволяющей приобрести чувственный опыт при восприятии окружающей среды. Это означает, что  ребенок  может  выбирать форму и   место для работы с различными фактурами материалов.

Создается предметная среда педагогами в соответствии с потребностями детей, а также с точки зрения педагогической целесообразности. Субъектное свойство детей реализуется в том, что детям предлагают совершать определенные изменения в среде жизни группы. Наряду с тем, что они все знакомы с правилами  порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.

Поведенческая среда образовательного пространство ДОО – характеризуется определенными корпоративными формами поведения субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей и  системой оценочной шкалы поведения.

Событийное окружение -  это совокупность событий, попадающих в поле восприятия дошкольника.  Активное участие дошкольников в подготовку и проведения воспитательных Событий развивает персептивные, коммуникативные, способности, формирует практические умения, а значит, становится фактором личностного становления. 

Информационное окружение  дошкольников составляет обмен информацией между детьми, между детьми и взрослыми. Проблема развивающей среды детского образовательного учреждения рассматривается как организация такой среды, направленной на формирование знаний, представлений об окружающем мире, первичные  представления о взаимосвязи в природе между различными организмами.

Третье условие формирования социальной компетентности дошкольников – высокая  профессиональная компетентность педагогов, работающих в разновозрастной группе, гуманистическая направленность их деятельности.

Наше экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОО  №7  ст. Гиагинская, РА.  В опытно – экспериментальную работу были включены 2 группы, ЭГ, КГ. В контрольной группе учебно – воспитательная работа осуществлялась традиционным образом. В экспериментальной группе проводилась систематическая работа по апробации выявленных на уровне теоретического осмысления педагогических условий.

На констатирующем этапе исследовательской работы нами была проведена следующая работа:

- охарактеризовано  образовательное пространство ДОО с точки зрения его развивающего, воспитательного потенциала  для формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;

-определен уровень профессиональной компетентности педагогов в области формирования социальной компетентности детей на основе гуманистических принципов;

-выявлен исходный уровень сформированности социальной компетентности дошкольников.

Основной задачей формирующего этапа исследования было экспериментальное апробирование педагогических условий  формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

В табл.№1 представлены критерии сформированности социальной компетентности детей  дошкольного возраста 

Таблица №1 

Критерии

Показатель

Самостоятельность

умение выбрать самостоятельно дело

-умение поставить цель, выполнить работу до конца

самостоятельно

Произвольность поведения, самодисциплина

-умение сдерживать свои эмоции и непосредственные

желания

-принятие и выполнение правил группы

-выполнение требований взрослого

Познавательная активность, познавательная потребность

-частота занятий умственной деятельностью, сосредоточенность на умственной деятельности -частота занятий самостоятельной исследовательской деятельностью

Доброжелательность, эмпатия

умение предлагать и оказывать помощь - умение адекватно реагировать на чувства других, оказывать поддержку, сопереживать

  

Для исследования были выбраны разновозрастные группы, которые работали   по  программе Васильевой Т.А. (Табл.2)

Нам важно было показать, с одной стороны, влияние разновозрастного комплектования групп на социальное развитие детей, а с другой - на необходимость выполнения и других значимых условий гуманизации образовательного процесса для усиления эффективности фактора разновозрастности. Это связано с тем, что основной акцент в учебном плане делается на свободной самостоятельной и совместной деятельности детей трех возрастов в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей среде.

Таблица 2

Организация занятий в разновозрастных группах

 

Направления деятельности      Группы ЭГ

Группа КГ

Познавательно-речевое развитие

Развитие речи и ознакомле­ние с окружающим

Тематические занятия проводятся как со всей группой, так и с подгруппой

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Развитие  математических представлений

90% времени - самостоятельная и совместная работа с материалами после показа педагогом 10% - подгрупповые занятия (подгруппа-  по уровню освоения темы)

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Проекты

Проводятся со всей группой

Не проводятся

Социально-личностное развитие детей

Уроки социальной жизни (занятия   по   социальному воспитанию)

Проводятся со всей группой

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Проекты

Проводятся со всей группой

Не проводятся

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие

50% - со всей группой

50% - по возрастным подгруппам

Группа делится на занятия по возрастам

Изодеятельность

50% - со всей группой

50%) - по возрастным подгруппам

Группа делится на тематические занятия по возрастам

Театрализация

Проводятся со всей группой

Иногда - со все группой, иногда - по подгруппам

Физическое развитие

Физкультура

Группа делится на занятия по воз­растам

Группа делится на занятия по возрастам

 

В образовательной практике первые два условия трудно разграничивать, в силу того, мы формировали разновозрастные группы для того, чтобы создать развивающую пространственную, в данном случае – субъектное, информационное пространство жизни дошкольников. Для этого мы использовали систему различных воспитательных обучающих форм. В частности, мы проводили Уроки социальной жизни, основной целью которых было моделирование формы культурного общения детей, умения корректно решать жизненные ситуации в общении с родителями, детьми. Это принципиально важно, так как младшие дети разновозрастной группы  не обладают достаточным уровнем социальной компетентности, чтобы участвовать в работе наравне со старшими ребятами. Они чаще всего наблюдали и пытались  подражать в процессе совместных игр, или другой деятельности. 

При этом мы замечали, что  они легче усваивают и правила группы, и навыки культурного общения и поведения.  В формировании социальной компетентности дошкольников большое место отводилось «Методу проектов», в силу высоких возможностей для позитивной социализации детей. Известно, что метод проектов был ориентирован на формирование активной жизненной позиции субъекта образования. Руководствуясь  такой логикой, мы ориентировали детей на свободный выбор при решении определенной педагогической, социальной проблемы. Но при этом систематически подчеркивали о личной ответственности за результат этого выбора. Не нарушая алгоритм осуществления метода проектов мы выбирали различные формы его реализации: ролевые игры, моделирование педагогических ситуации. Важным моментом явилось то, что мы предоставляли свободу не только в выборе действия, но и в оформлении пространства жизни в ДОО.  Пространство жизни детей не ограничивалось лишь помещением одной группы, им предоставлялась возможность посещать  другие группы, кабинеты, функциональные кабинеты ДОО.

В рамках проводимого исследования была проведена планомерная организационная работа по совершенствованию предметно-пространственной среды групп ДОО через ее зонирование. Причем каждая зона  выполняла определенную функциональную роль и органично сочеталась с другими зонами.  Были выделены следующие зоны: зона  упражнений в навыках практической жизни, зона сенсорного развития, зона развития математических представлений, зона освоения русского языка, зона знакомства с основами культуры и первичными представлениями о природе, ее объектах. Кроме того, в группах предусматривалась зона продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок.

Освоение  педагогами  теоретических основ и современных  проблем социального развития  детей  в системе   дошкольного образования; наработка теоретических знаний и практических умений  педагогов  по  формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста; становление педагогов на позиции гуманистической направленности профессиональной деятельности.

Результаты экспериментального апробирования педагогических условий свидетельствует о существенных изменениях по всем критериям сформированности компонентов социальной компетентности дошкольников. Так в опытных группах КГ и ЭГ, реализация педагогических условий формирования социальной компетентности дошкольников, резко возросло число детей, находящихся на среднем и высоком уровнях. В то время как в контрольных группах, не реализующих педагогические условия, произошли незначительные изменения.

Обобщенный результат результатов сформированности социальной компетентности дошкольников свидетельствует о том, что дети показали высокие результаты по всем или большинству критериев, сколько - средние и низкие. Полученные данные приводятся в таблице 3 .

Таблица 3

Уровни сформированности социальной компетентности на начальном и итоговом этапе экспериментальной  работы 

Группа

Уровни сформированности

 

 

Низкий

Средний

Высокий

 

 

коли­чество

%

коли­чество

%

коли­чество

%

ЭГ 1 - 17

начало

8

47,1

6

35,3

3

17,6

 

 

итог

2

11.7

7

41,2

8

47,1

ЭГ2-19

начало

7

36,8

9

47,4

3

15,8

 

 

итог

2

10,5

10

52,7

7

36,8

КГ 3-18

начало

11

61,1

5

27,8

2

11,1

 

 

итог

7

38,9

8

44,4

3

16,7

КГ 4-16

начало

9

56,25

5

31,25

2

12,5

 

 

итог

7

43,75

6

37,5

3

18,75

 

Таким образом, разновозрастность групп, несомненно, влияет на показатели сформированности начальных компетенций, но не является достаточной. Эффект разновозрастности усиливается, если:

-созданы условия для свободной деятельности детей, самостоятельного выбора деятельности, реализации своих потенций;

-педагоги строят образовательный процесс так, чтобы взаимодействие детей трех возрастов проходило в самых разнообразных видах деятельности, в том числе и в процессе обучения, когда наиболее ярко проявляются наставничество старших, взаимо - обучение, развитие адекватной самооценки.

Третье направление работы, с одной стороны, во многом определяло успешность реализации педагогических условий в рамках  экспериментальной работы, а с другой, явилось более сложной проблемой. С целью повышения общекультурных и профессиональных компетенции нами был  разработан   план  методических мероприятий в русле гуманизации образовательной системы ДОО.