Полный текст статьи
Печать

Тенденции современного этапа модернизации государственной политики в области экономического и социального развития российского общества не могли не отразиться на изменениях в системе образования подрастающего поколения, в том числе, детей дошкольного возраста.

Уже никого не шокируют сведения о постоянном снижении уровня здоровья и физической подготовленности детей в дошкольном возрасте [1].

Вышеизложенное, как считают ученые и специалисты обусловлено прежде всего экологическими факторами, не эффективным медицинским обслуживанием населения, низким уровнем жизни населения, финансовым кризисом, как в экономике страны, так и в системе образования, недостаток высококвалифицированных кадров в дошкольных организаций и недостаточным количеством целесообразных методик и технологий физкультурного воспитания детей и многие другие [2, 3].

Перечисленные причины требуют незамедлительной реакции ученых и практических работников с целью изменения ситуации.

Одним из эффективных путей оптимизации воспитания детей в условиях  дошкольной образовательной организации является его спортизация, которая направлена на активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания индивидуальности, развития способностей. В связи с этим необходимо совершенствование организации физического воспитания, разработка и реализация инновационных проектов для наиболее эффективного решения поставленных задач.

 Исследование осуществлялось на базе МАДОУ МО г. Краснодар «ЦРР-детский сад № 63».

Цель проекта – оптимизировать процесс формирования спортивной культуры личности в условиях дошкольной образовательной организации.

Предлагаемая инновация: преобразование занятий «Физической культуры» в старшем дошкольном возрасте в занятия, направленные на формирование спортивной культуры.

Сущность преобразования содержания физической культуры в спортивную заключается в изменении акцента с обучения физическим упражнениям  на  сбалансированное воздействие как на двигательную, так и на психическую функции, на интеллектуальный и двигательный компоненты  личности дошкольников средствами физкультурно-спортивной деятельности.

Основное педагогическое требование заключается в том, что без создания условий для реализации спортивной и физической тренировки достижение положительных сдвигов в физической  сфере человека и уровне его здоровья невозможно. Вместе с тем без полноценных знаний, составляющих интеллектуальную основу спортивной культуры, ее успешное формирование также представляется проблематичным.

К основным формам спортивного воспитания относятся: занятия физической (спортивной) культурой; физкультурно-массовые мероприятия, спортивные секции и спортивные клубы. Специфика осуществления задач спортизации воспитания детей 3 – 7 лет заключается в том, что на занятиях спортивной культурой происходит обучение элементам спорта, организуются соревнования и тренировки; в процессе физкультурно-массовых мероприятий проводятся Малые Олимпийские игры, спортивные развлечения, дни здоровья и спортивные праздники; спортивные секции, спортивные клубы формируют спортивную культуру личности и способствуют ее всестороннему развитию.

Таким образом, спортизация, которая включает в себя воспитание, образование, тренировку - направлена на формирование основных компонентов спортивной культуры личности –   ценностно - мотивационный, обеспечивающий позитивное отношение к спорту;  когнитивный, предполагающий получение детьми знаний, организационных умений, зрительской культуры и операциональный, дающий возможность дошкольникам развить спортивные способности, умения, навыки. Это позволит в дальнейшем личности обрести спортивное сознание, получить спортивную образованность, возможность заниматься спортивной деятельностью, вести спортивный стиль жизни.

Спортивная культура личности имеет три ступени своего развития.

Первоначально, позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризированы юным спортсменом, т.е. стали достоянием его внутреннего мира формируются в дошкольном возрасте.

В детско-юношеском, массовом спорте закладываются основы спортивной культуры личности.

В спорте высших достижений у спортсменов высокого класса формируется элитный уровень спортивной культуры или профессиональная спортивная культура.

В дошкольной образовательной организации модель занятия спортивной культурой, обеспечивающее спортивное образование, будет иметь следующую структуру: цель, задачи и содержание учебного процесса, состоящего из теоретического раздела, контрольно- нормативного и спортивной подготовки (рис. 1). 

Рисунок 1. Модель занятия «Спортивная культура» 

Теоретический раздел предполагает получение воспитанниками знаний в области истории спорта, основ спортивной тренировки и методов самоконтроля. Контрольно- нормативный раздел раскрывает сущность выполнения целевых ориентиров ФГОС ДО. Спортивная подготовка в выбранном виде спорта обеспечивает физическую, специальную и техническую подготовку, которые в дальнейшем демонстрируются детьми в процессе соревнований, спортивных праздников в форме личностного первенства и первенства дошкольной образовательной организации.

Нельзя не отметить необходимость индивидуально - дифференцированного подхода в процессе спортизации. Так, спортивные занятия предполагают три уровня: спортивный, оздоровительный и адаптивный уровни.

Спортивный уровень. Определяется вид спорта с учетом возможностей, желания ребенка, согласия родителей. В дальнейшем организуются тренировки не реже двух-трех раз в неделю (45 – 60 мин.). В учебном плане предусматриваются теоретический и практические занятия (учебно-тренировочные) по избранному виду спорта, которые осуществляются  параллельно с занятиями по общей физической подготовке.

Оздоровительный уровень.  Занятия проводятся согласно реализуемой дошкольной организацией образовательной программы не реже трех раз в неделю (30 – 35 мин.). В учебном плане  предусматриваются теоретический и практические занятия (учебно-тренировочные) по общей физической подготовке,  которые  проводятся  три раза  в неделю по 30 - 40 мин.

Адаптивный уровень. Предполагает создание специальных групп (медико-педагогические показания и рекомендации) для детей.

В связи с вышеизложенным используются различные виды занятий: общефизические, оздоровительные, спортивные, теоретические.

Практические занятия проводятся в форме тренировки и  соревнований, последние выступают как результат их эффективности.

Учебно-тренировочные занятия дифференцируются по уровням (спортивному, оздоровительному и адаптивному), которым соответствуют определенные виды тренировки: спортивная, кондиционная и оздоровительная.  Их размещение преимущественно во второй половине  дня  и способствует  общей организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации, так и решению задач спортивного воспитания. Только в этом случае могут быть обеспечены условия для организации спортивных и тренировочных занятий по интересам в соответствии с возможностями, склон­ностями, индивидуальными потребностями детей и состоянием здоровья. Такие занятия имеют ярко выраженную тренировочную направленность.

Основной задачей интеллектуального компонента (теоретические занятия) учебной работы является формирование знаний в области спортивной деятельности, а двигательного компонента – обеспечение спортивного и физического совершенства, которое достигается учебно-тренировочным процессом.

Наиболее эффективные формы спортизации воспитания: детский спортивный клуб, детские спортивные секции, кружки, представленные в  программе «Вечное движение» (автор К.Ю. Чернышенко) МАДОУ МО г. Краснодар «ЦРР-детский сад № 63» [4].

Таким образом, спортизация воспитания через организацию спортизированных занятий позволяет оптимизировать процесс формирования спортивной культуры личности на ранних возрастных этапах. Основные положения спортивного образования, основанного на принципах спортивной тренировки и триединства двигательного, интеллектуального и социально-психологического компонентов спортивной культуры личности, углубляют  и систематизируют научные знания в области создания предметно-развивающих условий двигательной активизации детей дошкольного возраста, их спортивной культуры.