Полный текст статьи
Печать

Проблема функциональных асимметрий мозга в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки, в том числе она вызывает большой интерес и у представителей психологии.

Гипотеза. Использование результатов нейродиагностики в дошкольном обучении способствует эффективному освоению программы.

Нейропсихологическая диагностика необходима:

1. Детям с теми или иными проблемами в развитии, так как выявляет причины имеющихся трудностей, их влияние на жизнь ребенка и необходимые направления коррекции, что способствует изменениям в сторону нормы психического и неврологического статуса ребенка.

2. Детям с обычными способностями, так как выявляет все интеллектуальные и психические возможности, а также все трудности ребенка, перспективы в школьном обучении.

3. Детям одаренным, так как помогают оценить, поддержать и развить все способности ребенка, направить его развитие в самое перспективное русло.

Нейропсихологическое обследование выявляет:

  • Все явные и скрытые трудности в развитии ребенка.
  • Основные особенности характера и темперамента.
  • Виды памяти и возможности ее использования.
  • Особенности интеллекта (мыслитель-художник, анализ-синтез).
  • Уровень развития пространственного, образного мышления, его нестандартности.
  • Ведущий канал восприятия (визуал-аудиал-кинестетик).
  • Способности к языкам.
  • Музыкальные способности.
  • Особенности зрительно-моторной координации.
  • Наличие творческих способностей и возможностей для их развития.
  • Профессиональные склонности.
  • Лидерские качества, уверенность, самостоятельность.
  • Развитие эмоционально-коммуникативной сферы.
  • Уровень готовности ребенка к обучению в школе.
  • Причины неуспеваемости (усталость, невнимательность, неусидчивость, дисграфия, дислексия и т.д.).
  • Причины тревожности, страхов, заикания, энуреза, гиперактивности, агрессивности, плохого сна и аппетита.

 

Особенности работы полушарий головного мозга

Всем известно деление людей на «мыслителей» и «художников» в зависимости от того, какое полушарие (соответственно, левое или правое) является ведущим. Это деление достаточно примитивно. Вовсе не обязательно, чтобы у  правополушарника не было способностей к решению задач, а левополушарник не мог бы сочинить музыку. И вовсе не обязательно правополушарник – левша. Всегда необходимо учитывать множество других факторов и смотреть немного глубже.

Правшество и левшество формируются к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Изначально все дети «левши», так как ведущим у них является правое полушарие. Постепенно оно передает левому полушарию те основные функции, которые то и должно выполнять. У детей с теми или иными трудностями в развитии такая передача может задержаться и проходить несвоевременно.

При обследовании детей экспериментальной группы ( 30 чел.) акцент делался на определении ведущей руки, глаза, ноги, уха.

I. Определение ведущей руки.

Для определения ведущей руки можно предложить ребенку:

  • похлопать в ладоши (ведущая рука сверху),
  • отвинтить пробку с бутылки, крышку с банки или гайку с болта (ведущая рука сверху),
  • погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит),
  • вдеть нитку в иголку (ведущая рука вдевает),
  • раздавать карты (ведущая рука раздает),
  • проделать движение игры «Сорока» - рисовать пальцем круги на ладони (ведущая рука рисует).

По результатам всех проб по наибольшему показателю определяем ведущую руку.

Дополнительно для определения ведущей руки можно провести следующий тест (как для ребенка, так и для взрослого). Необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какой рукой пишет?
  2. Какой рисует?
  3. Какой бросает камень или мяч?
  4. Какой режет ножницами?
  5. Какой рукой бьет молотком?
  6. В какой руке держит зубную щетку?
  7. Какой рукой чистит обувь?
  8. В какой руке держит расческу?
  9. Какая рука при аплодировании находится сверху?
  10. Какой рукой раздает играль­ные карты?
  11. Какой рукой вдевает нитку в иголку?
  12. В какой руке держит ложку?

Варианты ответов: «Только правой» (+ 2 балла), «чаще пра­вой» (+ 1 балл), «только левой» (- 2 балла), «чаще левой» (- 1 балл).

Интерпретация результатов:

От +9 до +24 баллов – праворукий.

От - 8 до +8 баллов - амбидекстер, то есть почти одинаково уверено владеет обеими рука­ми.

От - 9 до-24 баллов – левша.

 

Также проводим несколько проб для определения ведущего глаза, ведущего уха и ведущей ноги

II. Определение ведущего глаза.

Для определения ведущего глаза попросите ребенка:

  • посмотреть через дырочку, проделанную в листе бумаги (смотрит ведущим),
  • посмотреть в подзорную трубу (смотрит ведущим),
  • попросить быстро зажмурить один глаз (зажмуривается не ведущий),
  • оценить наклон головы при записи имени, рисовании (глаз, противоположный стороне наклона, оценивается как ведущий).

III. Определение ведущего уха.

Для определения ведущего уха попросите ребенка:

  • приложить ухо к дверям и послушать;
  • поднести к уху часики и послушать, как они тикают;
  • приложить ухо к маминой груди и послушать, как бьется сердце (слушает ведущим ухом);
  • попросить показать, как он разговаривает по телефону;
  • отмечайте, каким ухом ребенок поворачивается к вам, когда вы тихо говорите;
  • отмечайте, каким ухом ребенок поворачивается в сторону неожиданного или интересного звука.

IV. Определяем ведущую ногу.

Для определения ведущей ноги попросите ребенка:

  • попрыгать на одной ножке (прыгает на ведущей ноге),
  • ударить по мячу (бьет ведущая нога),
  • сидя на стуле, положить ногу на ногу (сверху – ведущая нога).

Ведущая нога при этом имеет минимальное значение в определении ведущего полушария. Только если для уточнения низкой (если ведущая левая нога) или высокой (если ведущая правая нога в дополнение ко всем другим «правым» показателям) степени праворукости.

Таких проб надо делать несколько для каждой проверяемой части тела, чтобы не ошибиться и быть точно уверенным. Тот глаз (ухо или нога), который наберет большее количество баллов, и будет ведущим.

Даже если ребенок послушно пишет правой рукой, это еще не факт, что он – правша. Для истинных «правшей» ведущими должны быть также и правый глаз, ухо и нога, а для «чистых» левшей соответственно левый глаз, ухо и нога.

V. Определяем скрытое левшество.

Есть еще такое понятие, как скрытое левшество, которое может свидетельствовать о том, что ребенок – возможно, переученный левша, или в его роду были левши, или не завершился процесс межполушарной дифференциации. Так или иначе, степень праворукости при этом снижается.

Для определения скрытого левшества, попросите ребенка:

  • не отрывая карандаша от бумаги, ведущей рукой (т.е., обычно, правой) нарисовать на одном месте много-много кружков,
  • размешать сахар в стакане.
  • стоя, покружиться в удобную сторону.

Если ребенок выполняет эти действия против часовой стрелки, значит, данный признак присутствует и может свидетельствовать о низкой степени праворукости и возможном скрытом левшестве.

VI. Определение ведущего канала восприятия ребенка.

Ведущий канал восприятия определялся методом анкетирования родителей, наблюдением за детьми в процессе игры (аудиальный, визуальный, кинестетический).

В результате исследования дети были разделены на следующие нейротипы.

п/п

Нейротип

Ведущая рука

Ведущий глаз

Ведущее ухо

Ведущая нога

Скрытое левшество

Канал

воспр.

Пол

Кол-во детей

  1.  

ЛПМВП

П

П

П

П

-

К

М

3

  1.  

ЛПДВП

П

П

П

П

-

А

Д

2

  1.  

ЛПМНП

П

П

П

П/Л

+

А

М

3

  1.  

ЛПДНП

П

П

П

П/Л

+

В

Д

2

  1.  

ЛПМЛГ

П

Л

П

П/Л

+/-

В

М

2

  1.  

ЛПДЛГ

П

Л

П

П/Л

+/-

К

Д

5

  1.  

ЛПМЛУ

П

П

Л

П/Л

+/-

К

М

1

  1.  

ЛПДЛУ

П

П

Л

П/Л

+/-

К

Д

1

  1.  

ППМ

П

Л

Л

П/Л

+

К

М

1

  1.  

ППД

П

Л

Л

П/Л

+

К

Д

2

  1.  

ЛМ

Л

Л

Л

Л

+

К

М

2

  1.  

ЛД

Л

Л

Л

Л

+

К

Д

2

  1.  

ЛПЛРМ

Л/П

Л

П

Л/П

+

В

М

2

  1.  

ЛПЛРД

Л/П

Л

П

Л/П

+

В

Д

2

 

По результатам диагностики были составлены индивидуальные рекомендации  по обучению, развитию и  воспитанию с учетом особенностей восприятия, составлена сетка рассаживания детей в группе, проведены коррекционные занятия с детьми, беседы с  родителями.

   Далее была проведена диагностика готовности детей к школе в экспериментальной и контрольной группах.  Данные приведены в диаграмме.

Сравнительная дагностика готовности к школе в экспериментальной и контрольной группах за 2015-2016 г. 

Комплексность подхода при коррекции обеспечила, как мы видим, положительную динамику в усвоении программы, повышение уровня готовности к школе. Положительную динамику отмечали воспитатели и родители детей: дети стали более внимательными и собранными, появился стойкий интерес к занятиям в детском саду, улучшились контакты со сверстниками.