В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания.
Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требует осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Важная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.
Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству [9].
Активное включение мыслительной деятельности в процессе эстетического восприятия - предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления определяется особенностями возраста:
- память дошкольника может запечатлеть интересные для него события, действия, образы, рифмы, особенно если они вызвали эмоциональный отклик, но сознательное запоминание появляется только эпизодически; поэтому не стоит мучить детей занятиями, организованными по типу школьных, где требуется уже развитая память;
- поскольку в дошкольном возрасте активно развивается речь, идет процесс словотворчества, дети с особенным удовольствием воспринимают стихи и те книги, в которых идет игра со словами;
- все занятия, в которые включается дошкольник в ДОО, - игра, рисование, лепка, конструирование и др., должны строиться на основе книги и иметь яркую эмоциональную окраску, поскольку ребенок этого возраста не способен делать то, что ему неинтересно;
- младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом, поэтому им трудно заниматься в группе (они «играют рядом, но не вместе»);
- как правило, у дошкольников еще не выработался механизм самоконтроля (он складывается только к концу этого периода), поэтому им нужен контроль со стороны взрослых, причем такой, который не задевает их возросшую самооценку («Я умею, Я уже большой»).
Развитие личности происходит в процессе включения человека в различные виды деятельности. Подражание, сотрудничество, общение с взрослыми, выступает как основной путь возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения». Человеческая среда не просто условие развития ребенка, она - сам источник этого развития; в ней новое человеческое существо должно найти с помощью взрослых – все то, что и составит его развитие
Формирование личности ребенка, его новообразований совершается в игровой деятельности- ведущей деятельности дошкольника, как доказывают Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
В дошкольном детстве у ребенка через игру, активное восприятие сказок, различные формы художественного творчества формируется определенный необыденный опыт, который организуется и реорганизуется по законам работы творческого воображения.
В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируются определенные отношения к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки, складывается характер. Главным вопросом для ребенка этого возраста становится вопрос «почему?», то есть проявление и осознание им собственного незнания. Важно, чтобы в процессе взаимодействия взрослого и ребенка увиденное и услышанное прошло через его душу, формируя мир его эмоций.
В развитии ребенка одно из важных мест, наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным образованием, развитием художественных навыков, занимает чтение.Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. выполняют познавательную и развивающую функции. Воспитание настоящего читателя - процесс многоэтапный. Первый и главный период в этом процессе - период раннего и дошкольного детства.
Ситуация в детском чтении на современном этапе развития противоречивая: с одной стороны, исследователи констатируют, что оно находится в состоянии кризиса. С другой, подчеркивают новые возможности для развития личности ребенка в современном информационном обществе.
Воспитание читателя дошкольного возраста актуализирована тем,чтосегодня кризис в чтении детей и подростков нарастает пропорционально потокам информации, насаждающих слой массовой культуры, отрывающих личность от общечеловеческих ценностей. Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Национальная программа поддержки и развития чтения, Концепции библиотечного обслуживания детей в России (2014г.) направлены на организацию в обществе целенаправленной системы воспитания у подрастающего поколения интереса к чтению как духовно-нравственной деятельности.
Среди социальных институтов, призванных оказывать влияние на приобщение детей к книжной культуре, особое место принадлежит семье, дошкольным учреждениям и детской библиотеке. Осмысление взаимодействия их деятельности актуальная задача современной теории и практики отечественной педагогики и библиотековедения.
Межсферный характер нашего исследования потребовал обращения к трудам отечественных психологов: Л.С. Выготского [2], А.Н. Леонтьева [10] на положения Концепции дошкольного воспитания, ФГОС.
С дошкольного возраста у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. В этом возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, что может привести к подражанию отрицательным героям, воспроизведению неадекватным моделям поведения. Наряду с дошкольными учреждениями воспитание дошкольников как читателей, безусловно, призван осуществлять такой социальный институт как семья. Однако исследования Н.Л. Голубевой, О.Л. Кабачек, Т.А.Новиковой, и др. свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка [3-6,7,14].
Отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению является утрата отечественных традиций семейного чтения. В Национальной программе поддержки и развития чтения отмечено, что только 7% родителей читают постоянно своим детям. Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить,как о полноценных организаторах чтения своих детей.
Воспитатели дошкольных учреждений без соответствующей подготовки также не могут дать детям полного представления о детском книжном мире, заложить основы культуры чтения дошкольников.
Сложившаяся проблемная ситуация актуализирует развитие партнерских дошкольных учреждений, семьи и детской библиотеки
Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. Педагоги видят истоки духовно - нравственного возрождения нации в книге, в читающем ребенке. В библиотеках создается особая среда для воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, для их родителей как организаторов семейного чтения.
Дошкольным учреждениям и семье способна оказать помощь в формировании дошкольников, как юного читателя, детская библиотека и способна сегодня реализовать себя как основной социальный институт, Библиотеки располагают универсальными информационными ресурсами: художественным, научно-познавательным документным фондом, кадровым потенциалом, опытом работы с семьей, партнерскими отношениями с дошкольными учреждениями и другими социальными институтами детства. Работа детской библиотеки по воспитанию юного читателя-дошкольника должна осуществляться в совместной деятельности с семьей и дошкольными учреждениями.
В основе нашего исследования лежит бесспорное положение, что дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. Именно в эти годы у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Мы пришли к следующему определению воспитание юного читателя (читательского развития дошкольника), трактуя его как процесс первоначального приобщения детей к книге, к ее неисчерпаемым возможностями для становления личности, воспитания элементарных навыков культуры чтения у детей, межличностного общения.
Дети в дошкольном возрасте не могут сами регулировать процесс чтения. Он осуществляется посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на ребенка со стороны семьи, библиотеки, и дошкольных учреждений.
Исходными принципами при формировании круга чтения дошкольников являются: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные принципы. Книги для дошкольников должны быть доступны их восприятию, эстетичны, разнообразны по жанрам.
Как мы уже отмечали, семья, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. В природе семьи заложено постоянство и длительность воспитательных воздействий отца или матери. И как показывают наблюдения, читающие родители становятся образцом для подражания ребенка.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения, семьи и библиотеки при формировании личности маленького читателя. Родителям важно объяснять значение семейного чтения как совместной читательской деятельности семьи, которая лежит в основе духовно-нравственного воспитания и развития личности.
Дошкольным учреждениям, детской библиотеке в этой системе воспитания юного читателя - дошкольника отводится приоритетная роль как центра, организующего и координирующего совместную деятельность и оказывающего методическую, библиографическую помощь семье .
Изучение стереотипов чтения дошкольников позволяет определить задачи воспитания дошкольников как читателей:
- расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя);
- формирование готовности к рациональному выбору книг, телепередачи, мультимедийного продукта (формирование разборчивого читателя);
- формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (увиденного, услышанного), воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя;
- формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (увиденного, услышанного ), воспитание критически мыслящего, творческого читателя [14.
Анализ взаимодействия дошкольных учреждений и отечественных детских библиотек показывает, что накоплен инновационный опыт партнерских отношений с семьей¸ направленный на организацию библиотечно-педагогического просвещения семьи как средства читательского развития дошкольников.
Анализ программ чтения дошкольников показал, что их эффективность зависит оттого, в какой степени дошкольные учреждения и библиотеки могут:
участвовать в проектах, грантах, акциях, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных средств к полноценной деятельности ДОО и детской библиотеки;
развивать научно-исследовательскую и методическую деятельность;
создавать электронные базы данных по вопросам читательского развития дошкольников;
создавать и совершенствовать программы семейных чтений;
шире привлекать средства СМИ по продвижению детского чтения.
Разработанная нами авторская программа читательского развития дошкольников «Зернышко», благодаря ее партнерскому характеру деятельности, включает разнообразные формы взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и библиотеки [16-19].
Данная программа включает цикл мероприятий по привлечению дошкольников к чтению, способствующих их литературному развитию, детскому общению, творческому развитию, эстетическому воспитанию в совместной деятельности семьи и библиотеки, при участии дошкольных учреждений.
Основу программы составили положения концепции организации семейного чтения, разработанные Н.Л. Голубевой [3-6]. Программа формирует конкретные задачи этих направлений и определяет информационные, материальные, институциональные и личностные ресурсы, необходимые для их осуществления. Цель программы - утверждение чтения как основы духовно-нравственного развитие личности ребенка на базе совместной деятельности дошкольного учреждения и детской библиотеки в области просветительской работы с родителями и включения их в организацию семейного чтения.
Анализ реализации программы показал, что она существенно повлияла на пробуждение интереса у дошкольников к чтению, способствовала усилению воспитательного эффекта чтения, влиянию литературы на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Во взаимодействие дошкольных учреждений и семьи с детской библиотекой раскрывается универсальный потенциал педагогической деятельности взрослого – организатора чтения и информационных библиотечных ресурсов.
Итоги внедрения авторской программы воспитание юного читателя (читательского развития дошкольников) обсуждались на краевом семинаре «Формирование информационной культуры детей и подростков в интернет пространстве» (Краснодар, 7 февраля 2012г.), краевой научно-практической конференции «Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений» (Геленджик, 24-27 сентября 2012г.), региональной научно-практической конференции 12-е Кайгородовские чтения (Краснодар, КГУКИ, 19 апреля 2012г.) [ 16-18].
Партнерские отношения нашего дошкольного учреждения, семьи и Краснодарской краевой детской библиотеки им.бр.Игнатовых отражены на сайте нашего ДОО отдельным блоком «Совместные мероприятия дошкольного учреждения и ККДБ им. бр. Игнатовых», «Взаимодействия дошкольного учреждения и ККДБ им. бр. Игнатовых с семьями воспитанников» и на странице «Рекомендательные списки для чтения в семье». Данными блока и страницы пользуются постоянно наши родители воспитанников. (http://ds202.centerstart.ru/node/839)
Воспитание юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и детской библиотеки основано на библиотечно-педагогическом просвещение родителей в области детской литературы и методики приобщения к чтению ребенка, осознанию ценности таких институтов общества как ДОО, библиотека и семейное чтение.