Полный текст статьи
Печать

Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», в которой отмечается, что цель модернизации образования состоит в обеспечении его «соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства» [1].

Согласно концепции, современное обучение требует новых подходов, то есть нужны новые образовательные технологии, которые были бы направлены прежде всего на развитие личности в процессе обучения, развитие творческого мышления, на формирование и повышение мотивации при изучении иностранного языка. Личностно-ориентированный подход при использовании тех или иных образовательных технологий на практических занятиях просто необходим. Цель данного подхода заключается в самоутверждении одних и раскрепощении других обучающихся, развитии творческих способностей.

При проведении практических занятий преподаватель сам выбирает активный метод обучения, учитывая уровень знания иностранного языка обучающихся. Преподаватель вправе выбрать как групповую, так и парную работу на практическом занятии. Успех зависит от преподавателя и обучающихся, от мотивации, условий, от личностно-ориентированного подхода к студенту, от способов получения конечного результата. Согласно ФГОС ВО, наиболее применяемые активные технологии обучения – это метод проектов, обучение в сотрудничестве, деловая, ролевая игра, конференция и т. д.

Различные способы использования активных технологий в процессе обучения студентов непрофильного вуза английскому языку рассматривают Е.Н. Иванова, Т.Ю. Гурьянова [2], П.Н. Новосёлова [3], И.Н. Табуева [4], Г.С. Турова, Е.Г.  Зубков [5] и другие педагоги-практики. Мы также обращались к данной проблеме [6].

Нам хотелось бы поделиться своим опытом проведения практических занятий с применением игровой технологии при обучении студентов технического вуза.

Тема занятия-конференции должна быть взята согласно рабочей программе студентов энергетического факультета. Цель практического занятия, которая изначально была определена, – это, прежде всего, продуцирование монологических высказываний на острую, проблемную тему дискуссионного характера, разрешение её и соответствующий вывод. Практическое занятие проходило в свободной, непринуждённой атмосфере, что способствовало активизации мышления у студентов. По мнению А.А. Вербицкого, именно активное обучение формирует у студентов познавательную мотивацию, но речь должна идти не о «принуждении» к активности, а о побуждении к ней; необходимо создавать дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности [7, с. 53]. Личностно-ориентированный подход в процессе подготовки и проведения таких практических занятий направлен на активизацию мышления студентов даже с низким уровнем знания иностранного языка. Преподаватель на протяжении занятия пытается помочь студентам стать в игре тем, кем они хотят быть, наглядно продемонстрировать их лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения. Проведение занятий в активной форме – прямой путь к интерактивному обучению, под которым мы понимаем «специальную форму организации познавательной деятельности, когда каждый обучающийся включён в процесс обучения; обучение ведётся в форме взаимодействия, диалога – как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися» [8, с. 40].

В ходе таких игр реализуются также воспитательные и развивающие цели, которые способствуют формированию сознания принадлежности участников к коллективу, уважения мнения других, умения общаться в процессе дискуссии. Такие занятия – одно из средств создания психологического комфорта для студентов [9]. Их использование очень актуально: «Сегодня широкое внедрение в практику преподавания различных дисциплин игровых методик связано не с желанием педагога развлечь обучающихся, сделать занятия более живыми, менее скучными и однообразными. Внимание к дидактической игре как методу обучения и образовательной технологии напрямую связано с рядом социокультурных явлений современности, со стремлением найти новые грани взаимоотношений между педагогом и студентами» [10, с. 4].

Из вышесказанного следует, что игровые активные формы проведения практических занятий способствуют повышению качества обучения. Замена традиционной формы организации занятий вовлекает студентов в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личную сопричастность» каждого студента к происходящему на практическом занятии, создает общий побудительный фон к деятельности, учит обучающихся работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации при изучении иностранного языка.

Мы считаем, что личностно-ориентированный подход в сочетании с игровой образовательной технологией даст отличные результаты в процессе обучения иностранным языкам. Данные методы являются наиболее эффективными в группах с разным уровнем подготовки и обеспечивает максимальный результат при обучении иностранным языкам в техническом вузе.