Полный текст статьи
Печать

За последние десятилетия увеличение частот колебаний мировых рынков, сопровождающихся кризисными ситуациями не только  на уровне движения финансового капитала, но и природного, а также социального капитала заставило говорить о переходе на новый качественный уровень общественного воспроизводства замкнутого цикла.

Аспекты видения экономики устойчивого развития обобщаются в Докладе для представителей властных структур «Навстречу «зелёной» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности».  Само понятие «зелёной» экономики раскрывается в  докладе ЮНЕП как «экономики, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и её обеднение»[1]. Таким образом, одной из главных целей  в данном случае выступает создание условий для появления социально- и экологически- ответственных производителей, которые наряду с государственными институтами и местными сообществами станут главными факторами развития «зелёной» экономики в мире.

Однако стоит понимать, что, несмотря на доказанные выгоды от перехода к новым экологичным, энергоэффективным и устойчивым технологиям,  мировоззрение «классического капиталиста» должно претерпеть существенные сдвиги парадигм для осознания своей роли в «зелёной» экономике, что в свою очередь требует особых информационных и иных механизмов влияния. Кроме того, существует ряд барьеров в достижении данной цели, в первую очередь, «социальные» провалы свободного рынка[2]. Если рассматривать путь развития «зелёной» экономики в рамках подходa “bottom-up” (развитие «сверху»), то стоимость стратегий, программ и проектов, финансируемых государством в данной сфере, будет увеличиваться пропорционально уменьшению движения “bottom-down”  (развитие «снизу»[3]). Однако в условиях ограниченности государственного финансирования (особенно в РФ при перспективах дальнейшего секвестирования бюджета) стоит рассмотреть возможность роста «зелёной» экономики в рамках движения «снизу». Одним из перспективных ресурсов развития в данном контексте может выступать социальное предпринимательство.

Следует отметить, что основные черты социального предпринимательства согласуются с принципами зелёной экономики. Например, дефиниция социального предпринимательства, приведённая EMES[4], отражает гибкость и социальную ориентацию данного бизнеса, которая характеризуется следующими чертами:

- организация должна быть включена в экономический оборот;

- она первостепенно должна преследовать чёткую социальную цель;

- распределение прибыли среди владельцев фирмы ограничено: значительная доля прибыли реинвестируется в развитие возможностей фирмы приносить обществу больше социальных благ;

- организация должна быть независимой от государственных, коммерческих или некоммерческих организаций: она действует автономно;

- политика управления должна строиться на демократичных началах.

Следует отметить, что социальная нацеленность в данном случае подразумевает и экологические цели, однако важным является отличие социального предпринимательства от бизнеса, реализующего экологические проекты. Социальный предприниматель в основе своей деятельности закладывает миссию достижения экологических результатов как постоянный и прибыльный (окупаемый) бизнес-процесс, в то время как реализация отдельных эко-проектов обычным предпринимателем в рамках маркетинговой стратегии не гарантирует их устойчивого характера.

Несмотря на раннюю стадию развития социального предпринимательства в мире, можно констатировать, что экологический сектор является неотъемлемой его частью. Примерами успешных проектов социального предпринимательства в рамках «зелёной» экономики в мире могут послужить:  Grameen Shakti (возобновляемая энергетика, Индия), PACT Apparel (выращивание эко-хлопка и производство на его основе готовых текстильных изделий / этичность трудоустройства, Индия), IceStone (производство столешниц из вторичного сырья, США), RecycleForce (переработка мусора (электроника, металл, бумага) / трудоустройство бывших заключённых, США), Precious Plastic (прототипирование дизайн-фабрик, использующих вторичный пластик в качестве сырья, международный проект), Charity Shop (благотворительный магазин, Россия), «Экологическая инициатива» (переработка пластика, Россия), «ЮФО Переработка» (переработка отходов промышленного производства, Россия), Quit Revolution (производство мини-ветряных генераторов, Великобритания), «Добробук» (производство эко-ежедневников)  и т.д.

Стоит отметить, что многие инициативы социального предпринимательства в сфере переработки ТБО в России формируются на базе исследовательских работ в отечественных университетах. Например, начало деятельности  уже достаточно широко зарекомендовавшей себя на отечественном рынке компании  «Мегаполисресурс», занимающейся переработкой промышленных отходов, начиналась с проектов реализованных на базе Южно-Уральского государственного университета. ООО «НИИ Экологии и рационального использования природных ресурсов», занимающееся переработкой нефтяных и буровых отходов было создано  на базе  Тюменского государственного университета, а  ООО «Малое инновационное предприятие «Кера-Тех», производящее белковые добавки в корм из биоотходов птицеферм, организовано на базе Кемеровского технологического института пищевой промышленности. Таким образом, одним из способов развития социального предпринимательства в рамках «зелёной» экономики может стать стимулирование реализации подобных научных проектов в российских ВУЗах и НИИ.

На данный момент не произведён даже приблизительный анализ потенциала уже существующих российских организаций социального предпринимательства, реализующих свою деятельность в экологическом ключе в рамках принципов «зелёной» экономики. Это обуславливается двумя основными факторами: во-первых, социальное предпринимательство в большинстве стран на данный момент не выделяется как особый ресурс развития «зелёной» экономики, во-вторых, во многих развивающихся странах не существует должной правовой/институциональной/финансовой базы формирования социального предпринимательства как особого вида предпринимательства. В то же время страны ЕС, США, а также некоторые развивающиеся страны  ведут активную политику поддержки социального предпринимательства. Например, в Люксембурге в 2013г. проходили круглые столы на тему «Потенциал социального предпринимательства в создании рабочих мест и «зелёной» экономики»[5]. Исследования, проводимые The green economy coalition показали, насколько важен потенциал развития микро-, малых и средних предприятий социального предпринимательства в сфере производства экологических продуктов питания в развивающихся странах мира[6].

 В российской практике существует целый ряд факторов, в той или иной степени, замедляющих процесс «зеленого» роста на базе социального предпринимательства.  По мнению М.В.Терешиной, к  их числу можно отнести высокую степень бюрократизации системы принятия и реализации решений, лоббизм интересов крупных корпораций, инерцию сырьевой модели развития, непоследовательность принятия и реализации управленческих решений   в сфере развития «зеленой» экономики, пробелы в законодательстве  и преобладание  в современном российском обществе культуры экологического оптимизма. [7] В целом, в настоящее время в нашей стране складывается следующая модель развития «зелёной» экономики (Рисунок 1.). 

Рисунок 1. - Модель развития "зелёной" экономики

Данная модель демонстрирует, что социальное предпринимательство по своей сути является  автономным явлением, инициативой общества, а не государства. Тем не менее, данный вид бизнеса нуждается в государственной поддержке: в первую очередь, в декларации стратегических целей в сфере развития социального предпринимательства и «зелёной» экономики, создания прозрачной правовой среды, институциональных и финансовых предпосылок развития данного бизнеса.

Причём готовность местных сообществ развивать проекты социального предпринимательства в экологической сфере будет являться ключевым фактором, влияющим на принятие управленческих решений на региональном и местном уровнях. Так, принятый Правительством РФ план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии явно не охватывают весь спектр проблем и задач, стоящих перед развитием «зелёной» экономики в России[8]. Кроме того, многие регионы не задействованы ни в одном мероприятии, указанном в данном плане. В Распоряжении Правительства РФ к данному плану, даются только рекомендации для органов власти субъектов РФ  по проведению дополнительных мероприятий. Следовательно, регионы, а тем более, муниципалитеты остаются в рамках свободной инициативы.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие основные тенденции, характеризующие роль социального предпринимательства в развитии «зелёной» экономики:

1. Появление социального предпринимателя как бизнес-актора позитивных социальных изменений в экологической сфере, создаёт новую самоорганизующуюся систему поддержки развития «зелёной» экономики.

2. Основными сферами реализации проектов социального предпринимательства в экологической сфере являются: текстильная промышленность, возобновляемая энергетика, производство косметических средств, пищевая промышленность, переработка ТБО. При этом экологический характер производственного цикла дополняется особыми социальными эффектами (например, трудоустройство социально-незащищённых групп населения).

3. Наличие программ поддержки социальных предпринимателей как со стороны государства, так и со стороны НКО и специализированных фондов в мировой практике повышает эффективность функционирования социальных предпринимателей в движении к поставленным экологическим целям.

4. «Зелёная» экономика «сверху» поддерживается политикой государства, а «снизу» -  инициативами социальных предпринимателей.  Однако на данный момент связующие звенья (механизмы взаимодействия) между этими процессами либо размыты, либо вовсе отсутствуют.

Таким образом, именно разработка механизмов, связующих политику развития социального предпринимательства как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества, в будущем поможет одновременно сократить и издержки на реализацию программ «зелёной» экономики, и насытить рынок новыми игроками, которые изначально в своей деятельности будут преследовать социальные и экологические цели.