Динамичное изменение экономической действительности, нарастание процессов глобализации и информатизации приводят к изменениям в сфере взаимоотношений бизнеса и общественного сектора с государством. Модифицируются не только границы между обществом и государством, но и система управления их взаимодействием. Усложнение общественных и экономических отношений ведет к поиску и созданию бизнес-структурами и некоммерческими организациями новых механизмов и технологий управления взаимодействием с органами власти, которые в настоящее время недостаточно изучены научным сообществом.
Государство является важнейшим из всех стейкхолдеров организации, т.е. лицом, наиболее заинтересованным в эффективной деятельности организации. Каждая организация вступает в двустороннее взаимодействие с органами власти в рамках правового поля, устанавливаемого государством, и испытывает его управленческое воздействие. Кроме этого, органы власти зачастую являются экономическими контрагентами организаций, а коммерческие компании поставляют государственным учреждениям свои товары и оказывают различные услуги что показывает взаимодействие государства и сектора бизнеса. Таким образом, эффективность деятельности организации зависит от эффективности управления процессом взаимодействия с государством.
Необходимостью изучения проблем управления взаимодействия коммерческих и некоммерческих организаций с государством вызвано возникновение нового явления в теории и практике менеджмента – GR-менеджмента (от англ. Government relations management – «управление связями с органами государственной власти»).
GR-менеджмент зародился в странах Западной Европы и США после Второй мировой войны, во второй половине ХХ века, как реакция на следующие процессы:
- диверсификацию государственного участия в экономических процессах;
- бурный рост транснациональных компаний, вынужденных налаживать коммуникации с национальными правительствами различных государств;
- усиление важности наднациональных, международных и межгосударственных органов управления.
В России GR-менеджмент возник на этапе рыночной трансформации в 1990-х годах. Активное становление GR-менеджмента связано с периодом 2000-2010-х годов, характеризовавшимся окончанием процессов становления экономических и политических институтов, укреплением государственного механизма, созданием инфраструктуры GR-деятельности.
GR-менеджмент функционирует в системе взаимоотношений государства, общества и бизнеса. Взаимодействие государства, бизнеса и общественного сектора - это многоаспектное явление, ставшее объектом изучения целого ряда наук. Отношения государства и бизнеса представляют собой «сложную, многогранную и интегрированную область общественных отношений, характер которых обусловлен множеством факторов: тип политической системы, правящий режим, тип организации государственного управления, особенности экономической системы, а также историческое развитие».
Партнерство государства и бизнеса позволяет сочетать преимущества государственного и частного секторов за счет интегрирования организационно-управленческого и финансово-экономического потенциала предпринимательского сектора в процесс решения общенациональных и государственных задач на основе системы разнообразных экономических стимулов и мотивационных механизмов.
Следует отметить, что практику взаимодействия государства и бизнеса определяют как «институциональную альтернативу прямым формам усиления роли государства в экономике (по доле в ВВП, в инвестициях, по налоговой нагрузке и пр.)».
Следует выделить, что одной из исторических предпосылок возникновения Government Relations является активное развитие международных транснациональных корпораций в ходе глобализации мировой экономики, которым для успешного осуществления бизнеса необходимо было выстраивать эффективные взаимоотношения с национальными правительствами. Транснациональным компаниям пришлось учитывать национальный характер ведения бизнеса в отдельных странах, правовые и этнические особенности осуществления предпринимательской деятельности в том или ином государстве. Структурные подразделения по работе с органами власти впервые возникли именно в транснациональных корпорациях. Вслед за ними GR-подразделения стали возникать и в других организациях.
Выделяют несколько видов проблем, с которыми сталкиваются организации в процессе взаимодействия с правительством, которые:
- стремятся достичь высокого уровня экономического роста, но в то же время отрицательно относятся к увеличению доли иностранной собственности в структуре национальной экономики;
- стремятся развивать высокотехнологичные производства, но не хотят допустить зависимости от зарубежного обеспечения национальной экономики;
- исходят из необходимости поддержания экономического развития за счет привлечения транснациональных компаний, но пытаются не допустить экологических и социальных проблем, которые могут принести зарубежные компании;
- пытаются создать для населения страны возможности пользоваться продуктами и услугами со всего мира, но и стремятся сохранить национальную культуру и ценности;
- сохраняют национальный суверенитет для защиты национальных интересов, когда быстрый рост глобальной экономики требует учитывать наднациональные интересы.
В процессе организации взаимодействия с органами власти можно использовать следующие инструменты государственно-частного партнерства:
- участие региональных органов власти в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
- предоставление государственного имущества субъекта федерации в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;
- участие в концессионных соглашениях.
Совокупность перечисленных механизмов в целом, позволяет установить непосредственные контакты с органами власти, наладить эффективную систему коммуникаций с ними. Однако важнейшей задачей GR- менеджеров должно стать перенесение данных контактов в правовое поле, придание им постоянного характера с помощью заключения договоров о сотрудничестве с органами государственной власти. В данных договорах необходимо прописать «цели сотрудничества, перечень совместных мероприятий, механизм взаимодействия между организацией и органом власти, и должностных лиц, ответственных за осуществление сотрудничества». Заключение подобного договора является институциональным оформлением взаимодействия организации и государства, придает взаимодействию постоянный характер, позволяет, в том числе определить должностных лиц, ответственных за взаимодействие с организацией.
Так, значительный опыт налаживания договорных отношений с региональными органами государственной власти накоплен ОАО «Российские железные дороги». Компания исходит из необходимости увязки корпоративной стратегии со стратегией социально-экономического развития субъектов Федерации. В результате реализации такого подхода становится возможным выработать согласованный стратегический план развития транспортной системы региона, объединяющий мероприятия как региональных, так и корпоративных программ в рамках единого подхода. Разработка системы взаимосвязанных мероприятий предполагает также разделение ответственности между компанией и региональными властями.
Учитывая, что главной спецификой взаимодействия с органами власти является многоаспектный характер данных связей, и то, что GR-менеджеры одновременно взаимодействуют с различными органами власти, которые между собой напрямую не взаимосвязаны (а зачастую конфликтуют друг с другом), то необходимо выработать определенную систему позиционирования организации. Если GR-менеджер сможет позиционировать свою организацию как успешную, эффективную, социально ориентированную, нацеленную на взаимодействие с государственной властью и в первую очередь, с высшими органами власти, то это будет способствовать созданию имиджа организации, как адекватного и эффективного партнёра и контрагента для органов власти. Создание данного облика особенно важно, так как восприятие фирмы отдельными чиновниками и отдельными органами власти, зависит от степени успешности взаимодействия с системой органов власти в целом. И если организация имеет примеры успешного взаимодействия с другими аналогичными органами власти, или тем более с вышестоящими органами власти, это будет создавать не только положительный образ организации в глазах чиновников, вызывать чувство доверия, но и оказывать определенное моральное давление на них. В данном случае можно провести аналогию с «прецедентным правом», когда принятие определенного решения судом по делу является основанием для принятия решения по схожим делам другим судом.
В данном вопросе должны учитывать и то, что система государственного и муниципального управления представляет собой сложную и многоуровневую систему. И создание образа успешного контрагента системы государственного управления будет способствовать успешному взаимодействию с конкретными властными органами (федеральными, региональными и муниципальными органами власти, контролирующими и проверяющими органами).
Процесс представления интересов организации в органах власти и непосредственного взаимодействия с ними является одним из наиболее ответственных, так как именно на данном этапе реализуются практические результаты деятельности GR-менеджеров. Проблемы организации, возникающие в ходе взаимодействия с органами власти и требующие от них решения, можно классифицировать на несколько типов:
- получение разрешительной и лицензионной документации;
- участие в конкурсах на получение государственного заказа;
- установление льготного режима или принятие определенного нормативно-правового акта и т.д.
Среди методов прямого взаимодействия с органами власти можно выделить следующие:
- информационное и правовое сопровождение вопросов, требующих решения в органах власти;
- проведение переговоров;
- оказание воздействия через отраслевые ассоциации;
- оказание воздействия через СМИ и общественность.
Важным методом решения вопросов организации с органами власти является экспертное и информационно-правовое сопровождение вопросов организации. Необходимо учитывать, что принятие того или иного решения чиновником зависит от уровня его информационной обеспеченности по данному вопросу. Соответственно, задачей GR-менеджера является предоставление максимально возможного объема информации чиновнику, достаточной для того, чтобы чиновник принял нужное для него решение.
Таким образом, GR-менеджер обладает широким инструментарием для осуществления своей профессиональной деятельности. Полное использование методов GR-менеджмента на всех этапах взаимодействия с органами власти позволит обеспечить эффективные коммуникации с органами власти.
В целях повышения эффективности бизнеса необходимо расширять направления деятельности организации, в которых используется механизм GR-менеджмента. Можно выделить следующие основные направления совершенствования взаимодействия организаций с органами государственной власти:
1) совершенствование взаимодействия в налоговой сфере;
2) GR - сопровождение инвестиционной деятельности компании;
3) создание правовой базы сотрудничества с органами власти.
Одним из перспективных направлений использования методов GR-менеджмента является инвестиционная сфера. Необходимость активного использования методов GR при осуществлении инвестиционной деятельности объяснятся тем, что для эффективной реализации того или иного инвестиционного проекта зачастую требуется активное взаимодействие с государственными органами власти. Можно обозначить несколько существенных условий успешной реализации инвестиционного проекта в контексте взаимодействия с государством:
1) обеспечение благоприятного административного климата;
2) получение доступа к ресурсам, контролируемым государством (земля, природные ископаемые, инфраструктура и т.д.).
Кроме того, благосклонность государственных органов к инвестиционному проекту может обеспечить повышение уровня рентабельности проекта за счет получения государственных льгот и преференций при реализации проекта, в том числе налоговых льгот.
Необходимо учитывать то, что одним из принципов осуществления государственной инвестиционной политики является принцип организации взаимодействия с предприятиями в целях мобилизации в инвестиции их собственных средств, и то, что важнейшее значение для создания благоприятного инвестиционного климата имеет сотрудничество органов власти с бизнес – структурами. Осознавая то, что увеличение объема привлекаемых в экономику инвестиций является непременным условием повышения темпов экономического роста, государство в последние годы осуществляет целый ряд мер, направленных на поддержание инвестиционной деятельности бизнеса. Кроме этого, привлечение инвестиций, в том числе «прямых иностранных инвестиций имеет особое значение для стран с переходной экономикой».