Полный текст статьи
Печать

Качественно новые пути разрешения проблемы индивидуализации учебной деятельности, как отмечалось выше, открываются с внедрением ЭВМ в учебный про­цесс. Использование компьютера позволяет разрешить основное проти­воречие образовательного процесса - индивидуализацию обучения в ус­ловиях его всеобщности. К такому выводу пришли дидакты, занимавшие­ся изучением данного аспекта рассматриваемой проблемы (А.А. Аукум, В.П. Беспалько, Д.И. Бэлэнел, И.В. Гребенев, Г.А. Данилочкина, Ж.А. Жафяров, Т.И. Ильина, В.Л. Кудрявцев, Э.И. Кузнецов, О.Г. Ларионова, Ю.Г. Татур, И. Унт, Т. Хюсен). Обучение с ис­пользованием компьютера предоставляет широкие возможности для са­мостоятельного изучения материала в индивидуальном темпе, позволяет варьировать объем выполняемой работы, меру помощи в случае затруд­нения.

Процесс становления и развития информационной цивилизации выявляет все большую значимость человека как активного субъекта формирования самого себя и условий своей жизнедеятельности. Для того, чтобы Россия могла войти в мировое сообщество равноправным партнером, государство одним из стратегических направлений развития видит совершенствование информационной среды и воспитание личности способной к жизни в информационном обществе.

Информатизация общества представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений.

Изменение целей и содержания обучения является ведущим звеном процесса информатизации образования. Технологическое переоснащение учебного процесса, появление новых методов и организационных форм обучения является производным, обеспечивающим достижение выдвигаемых целей. Изменение содержания обучения идет, по мнению О.К. Филатова, по нескольким направлениям, значимость которых меняется по мере развития процесса информатизации общества.

Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учащихся в области информатики;

второе – с расширяющимся использованием средств информатизации, применение которых становится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс влечет за собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования;

третье направление связано с глубоким влиянием информатизации на цели обучения. Предстоит выработать качественно новую модель подготовки членов будущего информационного общества, для которых способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира,  гибкое изменение своих функций в труде, ответственная гражданская позиция и развитое планетарное сознание станут очевидной жизненной необходимостью.

Так, Ю.С. Брановский определяет информационную технологию (ИТ) как совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи представления информации, расширяющую знания людей и развивающую их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Средствами НИТ (СНИТ) называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а так же современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передачи информации.

СНИТ совместно с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими их педагогически целесообразное использование, составляют средства информатизации образования.

Обучающие программы осуществляют процесс передачи обучаемому определенных знаний и обеспечения некоторыми внутренними средствами необходимый уровень их усвоения. Чаще всего обучающая программа представляет собой конкретную инструкцию о выполнении некоторых заданий. Помимо подробного описания переходов от одной порции учебного материала к другой, обучающая программа содержит точные указания о последовательности и дозировке этих переходов. Проверка усвоения материала производится с помощью контрольных вопросов. В обучаемой программе реализуется диалоговая форма взаимодействия обучаемого с ПК, наиболее приближенная к естественной.

Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Как известно, одним из важнейших элементов процесса обучения является проверка знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания обучаемых, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения. Затруднения, которые испытывают преподаватели при традиционных способах контроля усвоения знаний, можно частично или полностью устранить при использовании ПК. Контролирующие программы можно использовать на различных этапах учебного занятия и на разных уровнях обучения, при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний по любому предмету. Оперативность информационного обеспечения при машинном варианте контроля усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающий с ликвидацией пробелов в знаниях.

Реалии сегодняшних дней предполагают существование информационной деятельности, являющейся «универсальной формой бытия человека, методологической основой любой человеческой деятельности в информационном обществе».

С.Д. Каракозов отмечает, что информационная деятельность является составной частью информационной культуры, включает в себя реализуемые в деятельности знания, умения, навыки, но не сводится только к результатам деятельности, а включает и саму деятельность.

В информационной деятельности можно выделить профессиональную компоненту и личностную (общекультурную) и, соответственно рассматривать, профессиональную и информационную деятельность, представляющую собой процесс познания и преобразования информационной среды.

В деятельности по производству информации различают процессы сбора, отбора и обработки информации. В деятельности распространения – размножение информации (тиражирование) и передача (доставка) ее потребителю. В деятельности потребления – это ее собственно «информационная» часть: прием и внутреннее, интрасубъективное оперирование, а в дальнейшем – использование в основной деятельности личности.

Более детальный анализ структуры процесса потребления информации позволяет выделить ряд различных моментов (типов) деятельности.

1 этап – контакт с источником информации, который фиксирует начальную сторону общего процесса, совпадающего с фактом наличия (отсутствия) связи между человеком и источником информации.

2 этап – контакт с информацией, распространяемой соответствующим источником.

3 этап – прием информации потребителем.

4 этап – освоение (или усвоение) потребителем принимаемых сообщений.

5 этап – «выработка» у потребителя отношения к информации.

6 этап – «запоминание» потребителем информации.

Для исследования проблем эффективности информационной деятельности большое значение имеют научные взгляды, связанные с разработкой механизма, обеспечивающего повышение экономических и социальных результатов деятельности.

Сегодня наиболее активно анализируются вопросы информационных ресурсов и информационных продуктов и развитие рынка информационных услуг.

Теоретики информатизации и информационного общества неоднократно предсказывали кардинальное изменение характера человеческой деятельности, вооруженной информационной техникой и новейшими технологиями, появление нового соотношения традиционных и информационных профессий. В качестве одного из важнейших признаков и условий формирования информационного общества выдвигалось требование роста информационного сектора экономики, занятости населения в сфере, связанной с производством, хранением и потреблением информационных ресурсов.

Темпы информатизации, появления технических новинок на рынке информационных технологий позволяют предполагать, что в третьем тысячелетии доля населения, занятого в информационном секторе различных отраслей, будет неуклонно возрастать и реальный спектр изменений видов человеческой деятельности станет значительно сложнее и разнообразнее.

Очевидно усиление роли информационных видов деятельности, но это одна лишь грань сложнейшей эволюции, затрагивающей не только технику и технологии, но и сущностные основы человеческого бытия, структуру и способ реализации социальных отношений, социокультурные нормы ценности, профессиональную и личностную информационную культуру.

Классический анализ любой отрасли деятельности выделяет в ней: цели, средства (инструменты), методы (технологии), среду (условия), предмет, субъект, управляющий блок, процессуальный анализ, принятие решений, собственно процесс деятельности, результат.

Сетевое информационное пространство (локальные и глобальные сети) создало виртуальную информационную среду, в которой ныне осуществляется значительная часть процессов многих видов деятельности (принятие решений, моделирование результата, определение целей, реализация коммуникативных сторон деятельности).

Современный пользователь, работающий в сети, решает в ней профессиональные, образовательные, досуговые задачи, взаимодействует с другими субъектами посредствам инфокоммуникационных технологий.

В настоящее время существуют и совершенствуются технологии, позволяющие человеку делегировать в информационном обществе не только свои цели, действия, но и право принятия решений. Речь идет о субъекте информационной деятельности, электронных персонах, наделенных определенными степенями свободы поведения в заданных программой и волей управляющего субъекта параметрах. Это, несомненно, дает новый стимул таким видам человеческой деятельности, которые имеют информационно-креативную природу.

Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Специфика новой системы образования должна проявляться в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования. Первостепенную роль в современном профессиональном образовании должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.

Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: отношение студентов к целям и содержанию обучения, отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.

Важным элементом современного высшего образования является, по мнению Л.Я. Зориной, методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи.

Инфокоммуникационные технологии (ИКТ) радикально меняют не только производственную деятельность людей, социальную, но требуют изменения и самого человека. Школа, в широком понимании, должна осознать, что подготовка кадров способных использовать инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности – социальный заказ, который решает задачу формирования новых рабочих мест, появления новых специальностей, уменьшения числа безработных. Обучение профессионалов, имеющих среднеспециальное или высшее образование – актуальная задача, которая требует научного подхода к разрешению таких противоречий как нахождение путей развития активности самого студента. Развитие субъекта информационной деятельности можно представить как единство двух процессов: с одной стороны единая образовательная информационная среда вуза и выполняемые ею задачи, с другой - субъект. Успешность такого взаимодействия зависит от правильной организации информационно-технологической деятельности и от активности самого субъекта.

Для правильной организации образовательного процесса, ориентированного на развитие личности необходимо определить дидактические условия развития свойств субъекта информационно-технологической деятельности, определить пути их реализации, используя в качестве принципов педагогической деятельности современные обобщенные принципы развития профессионального образования, современные образовательные технологии и дидактические средства.

Сложная задача управления процессом индивидуального образования может быть решена на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). С их помощью можно автоматизировать учебно-методическую деятельность преподавателя, создать базы данных с моделями личностей учащихся, дидактическим материалом, включающим комплекс персональных и коллективных заданий (для отдельного учащегося, групп учащихся или всего класса), организационных, методических рекомендаций для преподавателя, обучающих презентаций. Это позволяет решить задачи по созданию условий для построения студентами совместно с преподавателем индивидуального маршрута собственной учебной деятельности, составления гибкого плана прохождения определенных этапов учебной работы.

В последнее время в связи с развитием мультимедийных технологий  всё чаще и чаще применяются такие средства обучения как: электронный учебник, электронное учебное пособие и т.д.

Электронный учебник - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное  моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи, это про­граммно-методический комплекс, обеспечи­вающий возможность са­мостоятельно или с помощью препо­давателя освоить учебный курс или его большой раздел с по­мощью компьютера . Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента, т.е. компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Из этого следует, что электронный учебник должен обеспечивать как непрерывный режим обучения, так и пошаговый. Каждый выделенный за­ранее смысловой фрагмент курса должен за­канчиваться прак­тическими (упражнения) и контрольными заня­тиями (тестирование), каждый большой раздел курса — тестовым занятием или зачетом. Разумеется, ключевую роль в мультимедийном учебнике играет методика.

Современный уровень развития компьютерной техники дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей на основе новых инфокоммуникационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Для того чтобы эффективно использовать эти возможности, такие новые области, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика должны быть лучше изучены и использованы преподавателями. Уже на этой стадии разработчики новых и будущих инфокоммуникационных технологий должны ориентироваться на их практическое применение, учитывая не только технические возможности этих технологий, но также и более широкие культурные, образовательные и этические цели.