Полный текст статьи
Печать

Категория глагольного вида является труднейшей в русской грамматике и с точки зрения  научного описания, и с точки зрения практического изучения языка (особенно для иностранцев). Интерес  к данной категории  объясняется не только ее сложностью и своеобразием, но и тем, что в грамматической системе славянского глагола вид является центральной категорией, которая связана  со словообразованием и глагольной семантикой.

Проблема категории вида исследовалась и исследуется учеными разных школ и направлений, такими как Авилова Н.С.,  Апресян Ю.Д.,  Бондарко А.В., Булыгина Т.В., Вараксин Л.А.,   Гиро-Вебер М.,  Гловинская М.Я., Козлова Р.П., Моисеева Л.С., Мучник И.П., Петрухина Е.В., Руделев В.Г., Стернин И.А., Тихонов А.Н., Шарандин А.Л., Шелякин М.А. и др., но единой четкой и непротиворечивой позиции до сих пор нет.

Современное языкознание характеризуется пристальным вниманием лингвистов к вопросам содержательной стороны языка. Это обусловливается тем, что без учета семантического аспекта языка невозможно глубокое осмысление его природы, закономерностей его функционирования и развития.

Глагольный вид характеризуется существованием видовых пар, но в теории и практике их установления остается много спорного. Противоречивые мнения по поводу видовой оппозиции касаются как имперфективных, так и перфективных видовых пар, что позволяет трактовать такие глаголы, как слепнуть-ослепнуть, кричать-закричать  как видовые пары и как разные слова.

Общепризнано, что видовые пары образуются путем имперфективации, перфективации и супплетивизма. Считается, что возникновение видовых корреляций является регулярным результатом  процесса имперфективации, так как глаголы, составляющие имперфективную видовую пару, имеют тождественное лексическое значение:  закрыть — закрывать; подписать - подписывать;   бросить — бросать. 

Квалификация  же видовых пар, образованных путем перфективации, не получила однозначного толкования. Так, А. Н. Тихонов [1] утверждает, что существуют чистовидовые приставки, которые при присоединении к глаголу образуют форму совершенного вида соответствующего глагола несовершенного вида на основе тождества их лексического значения (прятать-спрятать).

А. В. Бондарко[2] и Л. Л. Буланин [3], наоборот, придерживаются мнения, что нет ни одной приставки, которую можно было бы назвать чистовидовой. Иная точка зрения у П. А. Соболевой [4]. Она считает, что в префиксах содержится компонент видового значения и компонент словообразовательного значения. Деривационный компонент варьируется по шкале от полной смысловой нагрузки (перепрыгнуть, отсидеть (срок)) до ничтожной (написать, сделать).

Такой разброс мнений неслучаен, так как приставки в русском языке являются межчастеречными, подавляющее большинство приставок многозначно, часто присоединение приставки способствует модификации лексического значения производного слова под влиянием контекста (заговорить – начать говорить; заговорить – утомить разговорами).

Префиксальные глаголы составляют приблизительно девяносто процентов всей глагольной лексики. Глагольные приставки, являясь относительно самостоятельными морфемами, имеют свою парадигматику и синтагматику.  Одна и та же приставка может в один глагол вносить чистовидовое значение кипятить–вскипятить чайникбелить–побелить потолок; одновременно менять вид и лексическое значение глагола - писать – дописать - Дописать несколько строк к письму; стоять – выстоять: - Я сумею за себя постоять, если грубый человек оскорбит меня, - спокойно сказала Таня. /В.Н.Ажаев, Далеко от Москвы/; за ценой не постоим; Я верю – вынесу войну, сто ран приму, но выстою. /А.П. Недогонов, Письмо/; не меняя вида, менять лексическое значение глагола - решить – разрешить[Даша] решила как можно скорее начать самостоятельную жизнь. /А.Н.Толстой, Сестры/;  – Садитесь, - небрежным жестом  разрешил ротмистр. /В.М.Саянов, Лена купить – выкупить: купить новый стол; Костылина только  еще через месяц выкупили [из плена] за пять тысяч. /Л.Н.Толстой, Кавказский пленник/.

  То, что формообразование и видообразование осуществляется одними и теми же средствами свидетельствует не о стирании граней между рассматриваемыми понятиями, а о полифункциональности языковых средств. 

Видовое соотношение глагола зависит от его многозначности, а перфективное видообразование – от того, какая приставка присоединяется к глаголу.  В многозначном слове имеется несколько смысловых центров, и каждый из них может быть основой для образования видовой пары. Проанализировав глагольную лексику в словаре, можно сделать вывод, что многозначность глагола – это его основное свойство, а исключения составляют те глаголы, которые имеют только одно значение (картавить, заземлить). Многозначные глаголы вступают в видовые отношения не как единое целое, а как совокупность, хотя и очень близких, но все-таки разных лексических значений. 

В разных значениях глагола по-разному проявляется видовое противопоставление. Например, глагол бить в значении «наносить удары» образует форму совершенного вида с помощью префикса по- (бить – побить собаку), а в значении «издавать звук» - с помощью про- (часы бьют – пробили полночь), в значении же «ударять, стучать во что-либо» (бить в дверь) глагол бить  не имеет  соотносительной формы совершенного вида.  Глагол знакомить в структуре своего значения имеет 2 ЛСВ, но в каждом из них он составляет особые видовые пары: знакомить - познакомить приятеля с братом. И  знакомить - ознакомить сотрудника с приказом.

Приставка, которая присоединяется к глаголу в одном значении, может не сочетаться с ним, когда он выражает другое значение. Например, глагол склонить в значении склонить ветки может сочетаться с приставкамипри-, на-, но он не сочетается  с названными приставками в значении склонить к побегу; в значении забросить мяч в корзинуглаголзаброситьсочетается с приставками в-, пере-, с-, от-  и т.д., но в значении забросить учебуобразование  других  префиксальных форм невозможно. Влияние префикса распространяется не на все многозначное слово, а на его лексико-семантические варианты.

Таким образом, каждый глагол как единица лексической системы имеет свой, отличный от других слов смысловой объем; это сложная семантическая система, обладающая неповторимыми индивидуальными особенностями.

Большинство слов, в том числе и глагольных, представляет собой сложное семантическое целое, являясь уникальными структурами, состоящими из иерархически организованных лексико-семантических вариантов, от есть иными словами, представляет собой многозначные лексемы.

 Каждый ЛСВ в структуре значения многозначного слова имеет свои связи и отношения в системе, которые проявляются как в парадигматике, синтагматике, так и в словообразовании. О видовой соотносительности можно говорить именно применительно к отдельным значениям многозначного глагола.

Надежных критериев разграничения чистовидовых и лексических приставок не существует.  В «чистовидовом» значении употpебляются почти все  пpиставки,  гpамматическое значение совмещается  у  них со словообpазовательными значениями,   пpефиксы хаpактеpизуются в pазличной степени способностью выpажать значение вида.

Видообразование глаголов усложняется в зависимости от того, сколько лексико-семантических вариантов входит в структуру многозначного слова. Чем сложнее семантическая структура глагольного слова, тем сложнее модель образования видовых противопоставлений внутри каждого глагола. Чем больше ЛСВ  обнаруживается при рассмотрении глагола, тем обширнее  связи слов, тем больше  подтипов видообразования.  Многозначные глаголы вступают в видовые отношения не как единое целое, а как совокупность, хотя и очень близких, но все-таки разных лексических значений.  

До сих пор актуальной  остается задача выявления закономерностей образования видовых соответствий, группировки глаголов по типам видового соотношения. Лишь в этом случае можно отразить более полно и точно всю сложность и многообразие структур лексического значения глагольной лексемы, регулирующего столь противоречивые и разнообразные видовые связи, а это чрезвычайно важно для всестороннего и глубокого понимания одной из важнейших категорий русского глагола – категории вида. Этот аспект изучения видовой дифференциации глаголов русского языка открывает новые оттенки в семантике глагола, дает возможность более глубоко проникнуть в сложные взаимосвязи лексического и грамматического значений.