Полный текст статьи
Печать

На уроках РКИ трудно обойтись без игровых и творческих заданий, т.к. эти виды работ помогают решить сразу несколько задач.

Прежде всего, вносят разнообразие в учебный процесс и повышают его привлекательность в глазах учащихся. При этом игровые виды работы выполняют не только развлекательную функцию, но и служат практическим целям: они активизируют мыслительную деятельность и внимание учащегося, вызывают потребность говорить, способствуют творческому отношению к языку [2].

Игра может быть использована на всех этапах обучения – от начального до продвинутого. Играть можно и при закреплении нового материала, и при тестировании учащихся на усвоение предыдущих тем, и на повторительно-обобщающих уроках, и даже на переменах и во внеурочное время [4].

Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Во время игры преподаватель должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение действий учащихся.

Разумеется, соотношение игровых заданий с другими видами работ целесообразно варьировать в соответствии с возрастным составом группы, наличием мотивации у учащихся и т.д. Игры нужно выбирать с учётом уровня подготовки, потребностей данного этапа обучения и чередовать различные виды игровых форм работы. В любом случае, цель игры, её практическое значение и своевременность на данном этапе должны быть очевидны как самому преподавателю, так и учащимся [3].

В данной статье мы предлагаем примеры игр, которые помогут внести разнообразие при  отработке и закреплении знаний математических терминов на уроках РКИ [5].

Математика в парах 

   Цель. Тренировать числительные.

  Реализуемый материал. Числительные (до 20 или больше) и слова «плюс» и «минус».

 Подготовка к игре. Сгруппируйте студентов парами. Возможна также группа из трех человек.

  Описание игры. Это математика, тренируемая в парах.

Дайте студентам несколько примеров на доске, чтобы показать, что от них ожидается. Оставьте примеры на доске для слабых студентов, чтобы они видели их. Затем начните игру, давая им возможность задавать вопросы подробно:

Сколько будет два плюс три?

Сколько будет четыре плюс восемь?

Пять минус четыре?

Двенадцати минус восемь? и т.д.

     Студенты должны отвечать полными предложениями: «Сколько будет два плюс три? – «Будет пять» и т.д.

Комментарий. Удивительно, как студенты, которые не любят математику, получают удовольствие от этой игры. Они могут общаться друг с другом  этим простым способом без помощи преподавателя. Игра очень хороша для тренировки  в парах  даже через несколько дней занятий русским языком.

Жужжание (гул  голосов) 

Цель. Практиковать числительные.

Реализуемый материал.  Изученные числительные.

Описание игры. В этой игре класс считает вслух, каждый участник называет одно числительное по порядку, но каждый раз, когда  студенты подходят  к числу «7», они должны  «жужжать»  вместо числительного. Они жужжат вместо числительных, содержащих 7 (17, 27, 71 и т.д.), а также вместо всех числительных, которые умножены  на 7 (14, 21, 28 и т.д.).

Счет начинается: 1, 2, 3, 4, 5, 6, жужжание, 8, 9, 10, 11, 12, 13, жужжание, 15, 16, жужжание, 18, 19, 20, жужжание, 22, 23, 24, 25, 26, жужжание, жужжание, 29, 30 и т.д.

Тот, кто сделал ошибку, выбывает.

Комментарий. Игра проходит менее успешно в большом классе. Когда студенты выбывают из игры, они теряют интерес к игре и могут начать разговаривать.  Есть два способа поддержания интереса. Начните игру снова с единицы,  как только кто-то выбыл из игры. Это означает, что класс обычно не добирается до больших чисел, за которыми трудно следить (но часто именно большие числа нуждаются в тренировке).

     Второй вариант: дайте каждому две или три «жизни».

     Умножение на 3 можно использовать вместо умножения на 7.

     «Жужжание» (жжж) – для кого-то  не очень приятный звук, поэтому вместо него вы можете использовать любой.

Бросание кубика 

  Цель. Тренировать числительные.

  Реализуемый материал. Числительные от 1 – 50 или 1 – 100; слова «плюс» и «минус».

 Подготовка к игре. Возьмите один или несколько кубиков.  Для каждой группы нужен один кубик.

Описание игры. Каждой группе студентов дается игральный кубик. Первый студент бросает кубик  и произносит громко вслух, что написано на нем, например, «три». Затем он  передает кубик следующему лицу, который бросает его и говорит, например, «два». Далее студент прибавляет это число к предыдущему числу, а затем произносит вслух: «Два плюс три будет пять». Кубик передается  дальше. Следующий говорит, например: «Четыре – четыре плюс пять будет девять» и передает кубик дальше.

Группа или студент с более высоким счетом  выигрывает.

Альтернативы. (1) Определенное число, например 6, можно рассматривать как минусовое число, которое должно вычитаться из предыдущей суммы.

(2) Другой вариант – это позволить любой команде начинать с сотни, из которой они должны вычитать каждое число, которое они выбрасывают. Например, первый номер выбрасывает пять. Он или она говорит: «Пять. От ста вычесть пять равняется девяносто пяти». Затем кубик передается второму участнику и т.д. Это способ тренировки крупных чисел.

Двадцать один 

Цель. Тренировать числительные.

Реализуемый материал.   Числительные (например, до 21).

Подготовка к игре. Сгруппируйте студентов парами. Возможна группа из 3 человек.

Игра. В игре 2 участника. Они договариваются, что выигрывает тот, кто первый  произнесет «21». Они по очереди произносят одно или два числа. Они не могут сказать больше двух чисел, которые должны следовать друг за другом.

Например:

Игрок 1:  1  2

Игрок 2:  10  11

Игрок 2:  3

Игрок 1:  12

Игрок 1:  4

Игрок 2:  13  14

Игрок 2:  5  6

Игрок 1:  15  16 

Игрок 1:  7

Игрок 2:  17  18

Игрок 2:  8

Игрок 1:  19  20

Игрок 1:  9

Игрок 2:  21 

В этом случае выигрывает второй игрок, т.к. он или она произносит «21».

Комментарий. Изменяйте выигрывающие номера. Не всегда начинайте игру с единицы. В этом случае вы сможете избежать постоянного произнесения тех же самых числительных. Начните с тридцати, например, и назначьте 55 выигрывающим номером. Числа можно также считать с конца, начиная с 21, 50 или 100, выигрывающий номер 1.

Номер бинго

Цель. Практиковать понимание числительных.

Реализуемый материал.  Числа от 1 – 50 или 51 – 100 в зависимости от словарного запаса.

Подготовка к игре. Трафареты (шаблоны) бинго для каждого студента и набор пронумерованных «фишек»  (можно использовать русское лото).

Описание игры. Дайте каждому игроку карточку бинго. Она может выглядеть следующим образом:

 

 

 

 

1 – 10

 

 

 

 

 

11 – 20

 

 

 

 

 

21 – 30

 

 

 

 

 

31 – 40

 

 

 

 

 

41 – 50

 

Игроки заполняют свои карточки, выбирая любые четыре числа, которые им нравятся, от 1 до 10, чтобы написать в четырех верхних квадратах, любые четыре числа от 11 до 20 в четырёх квадратах во втором ряду и т.д.

Преподаватель может заполнить карточки перед тем, как раздавать их студентам.

Преподаватель или студент вытягивает пронумерованные фишки из шапки или сумки и называет номер. Все игроки с этим номером на карточке вычеркивают его.

 Вручите первый приз первому игроку, у которого полностью вычеркнута горизонтальная линия.

Следующий приз вручите игроку, у которого полностью вычеркнута карточка.

Преподаватель должен проверять правильность карточки.  Фишки должны быть расположены по порядку на столе, по мере того как они выкрикиваются. Это сделать легко. По традиции игрок, который выкрикивает, должен прокричать: «Бинго», но игроки могут кричать вместо этого: «У меня линия» или «Моя карточка полностью заполнена».

 Комментарий. Чтобы практиковать числительные, студенты могут по очереди произносить числа.