Полный текст статьи
Печать

Педагогические инновационные процессы стали предметом изучения с 80-х годов в России. Развитие и возникновение инновационных процессов связано с изменениями в общественно-политической жизни страны. Образование - как часть системы, подсистема общества меняется вместе с обществом. Сейчас инновационная деятельность - сложная область научного знания. Проникающая во все сферы жизни общества.

Одна из самых больших сфер общества – образовательная. В эту сферу вводится понятие «педагогическая инновация». В него вкладываются разные изменения, которые направлены на улучшение и развитие воспитания и образования.

Освоение педагогом-психологом инновационных технологий опирается на возможность воспроизведения умений, знаний, навыков, способностей и форм поведения, которые были приобретены ранее в процессе обучения или накоплены жизненным опытом c помощью общения или взаимодействия [1]. В целом процесс освоения инновационных технологий понимается как многовариантный, непростой, неоднозначный процесс, бесспорно неотделимый от общего развития личноcти специалиста. Навык использования инновационных технологий создается на фоне профессионального развития личности, начинается позже начала самого процесса профессионализации с периода принятия и включения личности в процедуру освоения профессии. Принятие профессии формирует ситуацию включения человека в концепцию условий и значимость специальности. Это порождает нацеленность на осваивание профессиональной деятельности, в процессе которого происходит устранение противоречий между возможностями и требованиями, между значимостью, связанной с профессией, и содержанием мотивационной сферы.

В осваивании инновационных технологий выделяются два взаимодействующих звена: 1) прямая основа, структуры наглядно-эмоционального окружения; 2) теоретические знания. В первое звено входят умственные создания как вещные, так и мыслительные – повседневные знания, т.е. индивидуальный жизненный опыт. Во второе – теоретические знания, функционирующие на основе умственных созданий. Оба звена всегда находятся во взаимодействии: рациональный опыт в виде теоретических знаний входит в индивидуальный жизненный опыт, проходя проверку на практике, реорганизуется в устойчивый динамический состав профессионального опыта.

Вследствие осваивания инновационных технологий педагог-психолог упрощает и находит вспомогательные ресурсы для выполнения работы по всем направлениям: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая коррекция, консультативная деятельность [2]. Проведение индивидуальной и групповой психологической диагностики упрощается при использовании компьютерных технологий. Но использование полностью технического оборудования может дать средний уровень достоверности результатов. При диагностировании подростков использование компьютерных технологий будет более уместно, чем в работе с младшим школьным возрастом [3].

Изучение темперамента подростков остается актуальным по сегодняшний день. Потребность практики в сфере психики подростка обуславливает актуальность данного изучения. Физические, психологические изменения, проходящие в подростковом возрасте, играют важную роль в жизни подростка. На данном этапе подросток примеряет разные социальные роли на себя, изменяет представление о себе, как о личности, узнает новые виды взаимоотношений с окружающими людьми.

Подростковый возраст - возраст перехода от детства к взрослости. Подросток может поменять свои взгляды на что-либо, поменяться в характере, но у каждого это происходит индивидуально. Одних такие изменения меняют в лучшую сторону, а у других могут появиться проблемы в области учебы, взаимосвязи с родителями, педагогами.

У подростка появляется стремление к самореализации, созревают мысли о выборе будущей профессии. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности [6]. Происходит формирование личности подростка. На основе этого меняются интересы. В подростковом возрасте имеет место период отмирания и разрушения старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы [4, с.379]. Подросток не ставит на первый план учебный процесс. Он начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Подросток становится более стойким и дифференцированным.

В возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Пиаже назвал ее «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира. Подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле их восприятия. Он начинает смотреть на мир иначе, с точки зрения того, как можно его изменить. В этот момент подросток дает неограниченную силу своему мышлению, поэтому любые его мечты уже не кажутся ему простой фантазией. Развивая идеи Пиаже, американский психолог Д. Элкинд выявил новые аспекты подросткового эгоцентризма, в большей степени затрагивающие развитие личности. Он заметил, что интеллектуальные операции дают способность подростку к рефлексии [4].

В подростковый период ребенок встречает много трудностей, в связи с этим появляется немалое количество переживаний. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, способы эмоционального реагирования, черты характера, проявляется темперамент.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Спокойный ребенок может продемонстрировать в подростковом возрасте всплески агрессии, быструю смену настроения. В связи с этим в школе у педагога могут появиться проблемы с таким учеником. Ребенок, который всегда вел за собой свой круг общения, лидер, может быть склонен к уединению. Всплески эмоций, не присущие подростку реакции не обязательно могут зависеть от типа его темперамента. Это может обуславливаться динамикой психофизиологического развития

Термин «темперамент», взятый в широком смысле, используется лишь частично в психологии. Охарактеризовать темперамент можно через его свойства. Для составления психологических характеристик традиционно принятых четырех типов темперамента принято выделять следующие основные свойства темперамента:

  • Сензитивность или чувствительность;
  • Реактивность;
  • Активность;
  • Темп реакций;
  • Переключаемость;
  • Уравновешенность нервной системы;
  • Пластичность/ригидность;
  • Экстраверсия/интроверсия;

Каждый тип темперамента соответствующе характеризуется по всем свойствам и их различным сочетаниям. Эти характеристики имеют особую значимость в работе учителя для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Однако педагог должен учитывать, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Научную постановку вопроса о физиологических основах темперамента выдвинул И. П. Павлов и его школа. В 10-е годы 20 века И. П. Павлов дает идею о том, что индивидуальные особенности людей и их поведения следует связывать не с конституцией человека, а с функцией мозга как основного регулятора поведения. В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов отталкивался от того, что процессы возбуждения и торможения системы у каждого человека происходят по индивидуальному сценарию. В зависимости от их скорости, он выделил четыре типа [5, с.525]:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный – спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Рассмотрим более подробно типы темперамента по И. П. Павлову [6]:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник. Для нервных процессов сангвиника характерно большая сила, равновесие и незначительная подвижность. Сангвиник – человек живой, активный, быстро приспосабливающийся к любым изменениям условий жизни и обладающий высокой сопротивляемостью трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик. Его нервная система характеризуется силой и равновесием нервных процессов, но отличается малой подвижностью. Флегматик по степени подвижности нервных процессов является противоположностью сангвинику и реагирует на происходящие события медленно и спокойно, не склонен к бурному проявлению эмоций, к быстрым переменам места и окружения. Обладает хорошей сопротивляемостью длительным неблагоприятным воздействиям.

3. Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик. Для этого типа нервной системы характерна большая сила нервных процессов и преобладание возбуждения над торможением. Холерикам свойственны большая жизненная энергия, но вместе с тем излишняя эмоциональность, вспыльчивость, недостаток самообладания.

4. Слабый тип – меланхолик. Для меланхоликов свойственно слабость нервных процессов, низкая сопротивляемость положительным и отрицательным раздражителям. Меланхолики заторможены, неэмоциональны, пассивны. Воздействие чрезвычайно сильных раздражителей может повлечь за собой развитие различных нарушений поведения.

Такая типология темперамента была не единственной. К примеру, Гиппократом была предложена гуморальная теория. Она получила свое название от латинского «гумор» - жидкость. Гиппократ связывал свойства темперамента с преобладающей жидкостью в организме человека [7]:

1) желчь (холе): раздражительный, подвижный, взрывной, настроения быстро меняются – это холерик;

2) слизь (флегма): спокойный, флегматичный, уравновешенный, с трудом переключает внимание – это флегматик;

3) кровь (сангвис): легко переносит трудности, жизнелюбивый, оптимистичный, общительный – это сангвиник;

4) черная желчь (мелан холе): стеснительный, склонный к печали, замкнутый, чувствителен к неприятностям – это меланхолик.

Подростки обособляются в группы. В таких группах всегда стоит вопрос о лидерстве. Черты темперамента одного подростка могут позволить стать лидером такой группы, в то время, когда у другого подростка есть потребность во внимании самого лидера.

В группах выстраивается общение между подростками. Темперамент тесно связан с умениями найти «общий язык» со своими товарищами. Он определяет совместимость и несовместимость людей. У подростков, чьи темпераменты различны, общение будет строиться по-разному. Подростки с сангвиническим темпераментом ведут себя спокойно, контролируют свои эмоциональные проявления. Они обладают уравновешенной, сильной, динамической и переключаемой нервной системой. Такие подростки могут управлять собой. Полностью отдают отчет своим действиям и поведению.

Холерики-подростки отличаются высокой активностью, обладают быстрой реакцией и высокой эмоциональностью. Они всегда громко разговаривают и делают резкие движения. Холерики редко бывают спокойными, часто находятся в возбужденном состоянии. Так как холерики не уравновешены, то и общение с ними будет строиться сложнее. Флегматики выглядят очень спокойно и невозмутимо, такого подростка очень сложно вывести из себя. Общение с подростками-флегматиками будет трудно складываться по причине замедленности его реакций. Флегматики очень избирательны в общении, аккуратны и организованы. Прежде чем что-то сделать долго обдумывает свои действия [8].

Меланхолики смущаются в общении со сверстниками. Если меланхолик-подросток возьмется за дело, то проявит постоянство, устойчивость, но в общую работу включается не сразу. Эмоциональные переживания у таких подростков проходят медленно, но отличаются большой глубиной. У меланхоликов часто грустное, мрачное настроение, поэтому в своей компании не будет источником веселых историй и забав. Такие подростки уязвимы, тяжело переживают жизненные обстоятельства, отличаются малой общительностью, склонны к депрессиям. Часто подростки-меланхолики попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают [9-10].

Проведение констатирующего эксперимента нам показало, что в одном классе подростки могут иметь разные типы темперамента. Но стоит не забывать, что чистый вид темперамента встречается редко.

База исследования: учащиеся 8 А класса МАОУ СОШ № 67 г. Челябинска в количестве 20 человек.

С учащимися 8 «А» класса было проведено тестирование по методике «Опросник по выявлению типа темперамента» Г.Ю. Айзенка. В классе 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков. Анализ результатов показал нам, что по шкале экстраверсии – интроверсии имеют значение 12-18 большая часть испытуемых, 30% (6 человек), что свидетельствует об умеренно выраженных чертах экстраверта. Далее 25% (5 подростков) имеет результат меньше 8, что указывает на ярко выраженные черты интроверта. А так же 25% (5 человек) имеет результат 8-12, что свидетельствует об умеренно выраженных чертах интроверта. Ярко выраженные черты экстраверта наблюдаются у 20% (4 подростка).

По шкале эмоциональной стабильности 45% (9 учащихся) имеют результат меньше 10, это указывает на обладание высокой эмоциональной стабильностью. При результате 11-14 умеренной эмоциональной стабильностью обладают 20% (4 подростков), а при результате 15-18 высокой эмоциональной нестабильностью обладают 15% (3 подростка). Подростки с очень высокой эмоциональной нестабильностью – 20% (4 человека).

По шкале достоверности мы определили, что 65% (13 учащихся) были искренны в своих ответах, т. к. значение шкалы имеет 1-3, а остальные 35% (7 подростков) имеют результат, который превышает 5, такие подростки пытались давать социально одобряемые ответы, в связи с этим достоверность ответов невысока.

При сочетании шкалы экстраверсии – интроверсии в значении 0-12, а шкала эмоциональной стабильности 13-24 у 25% (5 подростков) преобладает меланхолический темперамент. У 25% (5 учеников) сочетание результатов шкалы экстраверсии – интроверсии 13-24, а по шкале эмоциональной стабильности 13-24, это говорит о преобладании холерического темперамента. У большинства учащихся 15% (3 человека) шкала экстраверсии – интроверсии имеет результат 13-24, шкала эмоциональной стабильности 0-12, это указывает на преобладание сангвинического темперамента. При результатах шкалы экстраверсии – интроверсии 0-12, шкала эмоциональной стабильности 0-12 – 35% (7 подростков).

По результатам методики «Опросника по выявлению типа темперамента» Г.Ю. Айзенка мы видим, что в классе преобладают подростки с флегматическим темпераментом. У флегматиков нервная система отличается малой подвижностью, характеризуется силой и равновесием нервных процессов. Подростки с флегматическим типом темперамента реагируют на происходящие события невозмутимо и спокойно. Они не склонны к бурному проявлению эмоций, быстрой смене обстановки и перемене окружения. Обладают хорошей сопротивляемостью к длительным неблагоприятным воздействиям. Флегматики избирательны в общении, аккуратные и упорядоченные. Прежде чем что-либо сделать долго обдумывает свои действия.

Таким образом, по полученным результатам в классе присутствуют представители всех четырех типов темперамента: холерики, меланхолики, флегматики, сангвиники. Количество подростков с холерическим и меланхолическим типом темперамента получилось поровну. Меньше всего подростков имеющих сангвинический тип. Часто встречающийся тип – флегматический. Работа с таким классом будет продуктивна, большая часть подростков вовлечена в учебный процесс и имеет хорошие результаты. Дисциплина на уроках присутствует, но присутствуют, как и в любом классе, подростки, нередко нарушающие ее.