Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования. Самооценка является определяющим фактором в становлении молодого человека как представителя общества. В связи с этим проблема исследования самооценки актуальна и является одним из ключевых вопросов изучения личностных особенностей подростков. Значительным компонентом, при рассмотрении проблем связанных с самооценкой, является не только исследование и анализ ее свойств и характеристик, но и выявление зависимости самооценки от других сторон личности.

Самооценка подвержена влиянию многих факторов, таких как агрессивность, конфликтность, фрустрация, тревожность [1]. В рамках данной работы мы рассмотрим влияние на самооценку такого фактора как ситуативная тревожность.

Цель данной исследовательско-экспериментальной работы: научное обоснование и проверка опытным путем взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки детей подросткового возраста.

В данном исследовании объектом выступает самооценка подростков.

Нами сформулирована гипотезa исследования: показатели самооценки подростков коррелируют со значениями ситуативной тревожности.

Обозначим задачи данного исследования:

1) Изучить и проанализировать понятие самооценки в научной психологической литературе.

2) Установить психологические особенности самооценки детей в период подросткового кризиса.

3) Теоретически обосновать взаимосвязь ситуативной тревожности и самооценки.

4) Определить последовательность этапов, методы и методический инструментарий исследования.

5) Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты эксперимента.

6) Охарактеризовать и проанализировать результаты исследования.

Методы и методики, использованные в данном исследовании:

  • · Теоретические методы (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный);
  • · Экспериментально-эмпирические (констатирующий эксперимент, беседа);
  • · Психодиагностические: тестирование по методикам: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой, методика «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.
  • · Методы количественной обработки данных: корреляционный анализ Ч. Спирмена.

Экспериментальная база исследования:8«А» класс в МАОУ СОШ №67 при ЮУрГУ города Челябинска.

Самооценка – важнейшая составляющая самосознания, которая определяет отношение к себе и создает основу для взаимоотношений с другими.

Исходя из определения А.И.Липкиной, самооценка - это оцениваниe личностью самой себя, своих способностей, характеристик и места в окружающем мире среди людей. В зависимости с самооценкой находятся взаимоотношения человека с окружающим миром, его рассудительность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, способность к адекватному самоанализу. Таким образом, самооценка оказывает влияние на результативность и успех выполнения различных видов деятельности человека и дальнейшее формирование личности [1].

Современный подросток проходит процесс становления личности в противоречивом и неопределенном мире. Наиболее существенным примером эмоционального неблагополучия является тревожность, которая оказывает негативное воздействие на формированиe самооценки и социального статуса старшего школьника. На сегодняшний день своевременное выявление тревожности и создание коррекционных программ для подростков с различными уровнями тревожности и нарушениями самооценкой является очень актуальной темой. Своевременная профилактика и помощь подросткам с нарушениями самооценки и повышенной тревожностью позволяет предупредить развитие целого комплекса негативных личностных образований, приводящих к девиантным формам поведения [2].

Значимые личностные образования человека в этот период очень неустойчивы (я-концепция), так как находятся в процессе активного формирования. Известные российские учёные отмечали, что для периода 12–16 лет характерно не только физиологическое изменение организма, но и возрастной психологический кризис, спровоцированный видоизменением социального развития (социальной ситуации развития), новым характером отношений с его окружением, самооценки, и изменением ведущей деятельности. В этот период самооценка школьника преобразуется. В процессе становления личности подростка происходит переориентирование самооценки на межличностные отношения со сверстниками, тогда как на предыдущих этапах она была ориентирована на учебную деятельность. Самооценка становится подверженной влиянию оценивания со стороны окружающих. В ее содержании более явными становятся нравственные качества, воля. Самооценкой в значительной мере определяется успех в различных видах деятельности и статусное положение подростка среди сверстников [3].

Вся совокупность взаимоотношений подростка, свойственных данному периоду, непосредственно зависит от характера реагирования на неудачи и трудности, выражающиеся в подростковый период особенно остро. Именно в этом возрасте способы реагирования на неудачи имеют все шансы закрепиться в сознании подростка на долгие годы и наложить отпечаток на сферу межличностного общения и взаимодействия с обществом. Личностное развитие подростка находится в тесной зависимости с уровнем тревожности, которую он испытывает, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями. Особенно отчетливо зависимость самооценки и ситуативной тревожности наблюдается в подростковом возрасте [4].

Ситуативная тревожность - проявляемое в определенных обстоятельствах свойство человека, когда возникает чувство повышенного беспокойства, страха, тревоги в специфических социальных условиях [5].

Это некоторое переходящее психическое состояние внутреннего беспокойства, переживания тревоги, субъективного ощущения напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, ощущения неопределенной угрозы. Из данного определения видно, что тревожность представляет собой состояние, вызванное у человека путем появления некой угрозы, что создает напряжение и дискомфорт личности. Причем важно отметить, что именно подобное состояние возникает в случае реальной или кажущейся для личности опасности, а как только источник угрозы исчезает, то и напряжение снижается, тревожность пропадает, а значит, можно судить о ситуативной тревожности [6].

Исследование взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков проходило в 3 этапа по рекомендациям В.И. Долговой [7, 8].

Первый этап – поисково-подготовительный(2015/2016г.г.). Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме самооценки и ситуативной тревожности подростков, уточнена тема, сформулирована гипотеза, осуществлен выбор объекта и предмета исследования.

Второй этап – экспериментальный (2016г.). Проведен констатирующий эксперимент под руководством психолога школы №67 Гильмутдиновой Ю. В. С учащимися было проведено исследование по методикам: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой, методика «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

Третий этап - контрольно-обобщающий (2016г.). Проведен качественный и количественный анализ полученных результатов.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические методы (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный); экспериментально-эмпирические (констатирующий эксперимент, беседа); психодиагностические (методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой, методика «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина); методы количественной обработки данных: корреляционный анализ Ч. Спирмена.

Исследование проведено в 2016 году. В эксперименте принимали участие учащиеся 8А класса школы 67 при ЮУрГУ города Челябинска в количестве 19 человек (8 мальчиков и 11 девочек). Возраст учащихся 14-15 лет.

С коллективом было проведено исследование по выбранным методикам.

С учащимися 8«А» класса было проведено тестирование по методике изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой.

Результаты диагностики представлены на рисунке 1. 

Рисунок 1. Результаты исследования самооценки по методике Г.Н. Казанцевой. 

По данным на рисунке 1 мы видим, что в коллективе преобладает средний уровень самооценки. Количество учащихся с таким уровнем самооценки составляет более половины испытуемых (10 человек). Несколько меньшее количество учеников демонстрируют высокий уровень самооценки (7 человек). Низкий уровень самооценки у двух учащихся, что в разы меньше количества учащихся с высоким и среднем уровним самооценки.

С учащимися 8 «А» класса было проведено тестирование по методике определения самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации Прихожан).

Результаты исследования представлены на рис. 2. 

Рисунок 2. Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан).

По данным рисунка 2 мы видим, что в коллективе преобладает средний уровень самооценки. Количество учащихся, имеющих данный уровень самооценки, составляет более половины испытуемых (10 человек), что подтверждает результаты исследования самооценки по методике Г.Н. Казанцевой. Почти вдвое меньшее количество учащихся имеет повышенный уровень самооценки (6 человек). Из них у двух учеников высокий уровень самооценки, у остальных четырех очень высокий уровень самооценки. Наименьшее количество учащихся имеет низкий уровень самооценки (3 человека). Их число вдвое меньше количества испытуемых с повышенной самооценкой, и почти в три раза меньше количества испытуемых со средним уровнем самооценки.

С учащимися проведено исследование уровня тревожности по методике «шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина». Данная методика позволяет выявить показатели как ситуативной тревожности, так и показатели личностной тревожности. В рамках нашей работы нас интересуют только показатели ситуативной тревожности. Результаты исследования представлены на рис. 3. 

Рисунок 3. Результаты исследования тревожности по методике «шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина».

Анализ полученных в ходе исследования результатов, представленных на рисунке 3, показал, что более половины коллектива (13 человек) имеют умеренный уровень ситуативной тревожности. Равное количество учащихся демонстрируют повышенный и пониженный уровни ситуативной тревожности (по 3 человека). Что составляет менее половины учащихся с умеренным уровнем ситуативной тревожности.

С целью проверки гипотезы исследования о том, что показатели самооценки подростков коррелируют со значениями ситуативной тревожности, был использован метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Посчитан коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена между показателями самооценки по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и показателями ситуативной тревожности по методике «шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина».

Для расчета коэффициента ранговой корреляции была использовании компьютерная программа для статистической обработки данных - IBM SPSS.

На рисунке 4 представлен результат вычислений коэффициента ранговой корреляции с помощью программы IBM SPSS. 

Рисунок 4. Результат вычислений коэффициента ранговой корреляции.

Гипотезы.

H0: Корреляция между А (показатели самооценки) и В (показатели ситуативной тревожности) не достигает уровня статистической значимости. H1: Корреляция между A (показатели самооценки) и B (показатели ситуативной тревожности) достигает уровня статистической значимости.

Подсчитано значение коэффициента ранговой корреляции: rs эмп.= - 0, 651. При N = 19 (N - количество испытуемых) связь достоверна, если rs эмп > 0,46 (на уровне статистической значимости 0,05), и тем более достоверна, если rs эмп >0,58 (на уровне статистической значимости 0,01).

Так как rs эмп.= |- 0, 651| > 0,58, принимаем H1: Корреляция между А и В достигает уровня статистической значимости. Направление корреляционной связи – обратное, т.к. значение коэффициента ранговой корреляции имеет знак «–».

Из оценки данных корреляционного анализа следует, что между показателями ситуативной тревожности и показателями самооценки учащихся существует тесная статистическая отрицательная связь. Эти данные свидетельствуют о том, что при высоком уровне ситуативной тревожности отмечаются низкие показатели уровня самооценки, т.е. можно сделать вывод, что показатели самооценки подростков коррелируют со значениями ситуативной тревожности, что подтверждает гипотезу исследования. Чем выше уровень ситуативной тревожности, тем ниже уровень самооценки.

Таким образом, самооценка это важнейшая составляющая самосознания, которая определяет отношение к себе и создает основу для взаимоотношений с другими. Самооценка подвержена влиянию многих факторов, таких как агрессивность, конфликтность, фрустрация, тревожность. Отчетливо зависимость самооценки и ситуативной тревожности наблюдается в подростковом возрасте. Нами была выдвинута гипотеза о том, что показатели самооценки подростков коррелируют со значениями ситуативной тревожности. Подсчитано значение коэффициента ранговой корреляции между показателями самооценки и ситуативной тревожности подростков: rs эмп.= |- 0, 651| > 0,58 (на уровне статистической значимости 0,01). Из чего следует, что показатели самооценки подростков коррелируют со значениями ситуативной тревожности. Чем выше уровень ситуативной тревожности, тем ниже уровень самооценки подростков. Гипотеза исследования подтвердилась.