Самооценка является сложным образованием человеческой психики. Ее содержание отражает собственную активность человека по осознанию своих личностных качеств и поступков, а так же проекции других о себе. Сформированное отношение человека к самому себе является одним из поздних образований в системе мировосприятия.
Старшему школьному возрасту свойственна высокая сенситивность в формировании и развитии самооценки. Особенности развития самооценки старших школьников проявляются в кризисе идентичности, увеличении адекватности самооценки, высоком уровне самокритичности. Исследователи указывают, что самооценка старшего школьника проявляется во внешнем словесном и интерперсональном плане в результате познавательно-оценочной деятельности. Самооценка старшеклассника формируется во взаимодействии со сверстниками включенностью в разговоры о своих личных качествах, поступках, отношениях, наблюдении и подражании референтным лицам.
Уровень самооценки старшеклассника определяет успешность деятельности, направленность его личностного развития, социально-психологический статус в коллективе сверстников, регулирует коммуникативную активность. Старшие школьники, которые характеризуются тенденцией к завышению самооценки, проявляют ограниченность в реализуемых видах деятельности и направлены на малосодержательное общение со сверстниками. Это сопровождается повышением уровня их притязаний к окружающим: родителям, учителям, сверстникам и др. Старшеклассникам с низким уровнем самооценки и самоотношения свойственно проявление депрессивных тенденций, которые взаимообуславливают друг друга. Старшие школьники с адекватной самооценкой проявляют разнообразие интересов к различным видам деятельности, а также к межличностным контактам, которые направлены на познание других и самопознание в процессе общения [1, 2, 3, 4, 5].
Вышеизложенные особенности онтогенеза самооценки и социальная значимость старшего школьного возраста обуславливают необходимость психологического сопровождения.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 28 учащихся 10 класса МБОУ СОШ №16 г. Еманжелинска Челябинской области.
Опытно-экспериментальное исследование прошло несколько этапов.
На первом, поисково – подготовительном этапе был проведен анализ научной литературы по изучаемой проблеме, выполнен подбор методов и методик, разработана модель исследовательской деятельности [6, 7].
На втором, опытно-экспериментальном этапе выполнена диагностика самооценки старшеклассников, составлена и реализована программа психолого-педагогической коррекции.
На третьем, контрольно-обобщающем этапе проведена оценка эффективности формирующего эксперимента, подобраны рекомендации старшеклассникам, педагогам и родителям.
В диагностическом исследовании самооценки старшеклассников были использованы: методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей, методика «Исследования самооценки личности» С.А. Будасси и методика «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой.
Рисунок 1. Результаты исследования самооценки старшеклассников по методике Т.В. Дембо-С.Я Рубинштейн мод. А.М. Прихожан
Для выявления выраженности самооценки старшеклассников была использована методика Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейна мод. А. М. Прихожан. В ней ученики отмечали качества, характеризующие собственную личность в соответствии с диагностическими параметрами методики.
По результатам первичной диагностики с помощью методики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна, мод. А.М. Прихожан выявлено, что у 47% (13) учеников адекватная самооценка, она отражает наиболее реальное представление о своих возможностях; у 14% (4) учеников завышенный уровень самооценки демонстрирует неумение реально оценить результаты выполняемой деятельности, объективно сопоставлять себя с другими людьми; данная самооценка может указывать на тенденцию в «закрытости для опыта», индифферентности к принятию своих ошибок и неудач; 39% (11) старшеклассников показали заниженную самооценку, которая свидетельствует о неуверенности в себе, своих действиях, и понимании отсутствия личных способностей.
Рисунок 2. Результаты исследования самооценки старшеклассников по методике «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой
По методике «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой средний (адекватный) уровень самооценки отмечен у 50% (14) учеников, значит, старшеклассники чувствуют себя уверенно в различных ситуациях, ощущают способности в преодолении различных препятствий; у 14% (4) старшеклассников определен высокий уровень самооценки, что может свидетельствовать о том, что ученики редко сомневаются в своих действиях, не фиксируют замечаний других; у 36% (10) учеников выявлен низкий уровень самооценки, отмечается, что ученики могут болезненно воспринимать критику в свой адрес, стараются всегда соответствовать мнениям окружающих и страдают от «комплекса неполноценности».
Для диагностики самооценки личности старшеклассников использовалась методика «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси. В тесте ученики выделяют «Я – реальное» и «Я – идеальное».
В классе с адекватным уровнем самооценки имеются 46% (13) учеников, для них характерны уверенность, решительность, устойчивость в своих взглядах, умение выбирать решения, поэтапно их выполнять; с высоким уровнем – 18% (5) старшеклассников, они ставят перед собой значимые цели, претендуют на высокий уровень личных возможностей; с низким уровнем – 36% (10) учеников, для них характерно смирение, чрезмерная неуверенность в себе, пассивность, “комплекс неудачника’’.
Обобщение результатов психодиагностики по трем методикам показало, что 47% (13) учеников имеют адекватный уровень самооценки; 53% (15) старшеклассников имеют неадекватную самооценку, как завышенную 14%, так и заниженную 39%.
Старшеклассникам, обладающим неадекватным уровнем самооценки, рекомендовано участие в программе психолого-педагогической коррекции на добровольной основе, ученики с адекватной самооценкой также были приглашены к взаимодействию.
Программа психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников ориентирована на следующие изменения: осознание собственных положительных и отрицательных сторон, формирование положительного самоотношения, развитие представлений о собственной индивидуальности и индивидуальности других, формирование действий уверенного поведения, формирование навыка принятия решений.
Реализация программы осуществлялась в течении 10 занятий
Коррекционно-развивающее занятие включало следующие структурные элементы:
• ритуал приветствия-прощания - направлен на сплочение старшеклассников, создание атмосферы доверия и принятия в группе, что обеспечивает эффективность работы;
• разминка - выполняет функцию создания установки на результативную деятельность в группе, ее упражнения позволяют активизировать деятельность участников, снять высокое эмоциональное возбуждение не только в начале занятия, но и между выполнением отдельных техник;
• основное содержание занятия - представляет собой систему психотехнических упражнений и приемов, обеспечивающих решение задач коррекционно-развивающего комплекса. Последовательность выполняемых упражнений характеризуется чередованием видов деятельности от интеллектуальной игры к релаксационной технике, изменение психофизического состояния участников от активного к спокойному, в последовательности от сложного к простому;
• рефлексия занятия - предполагает оценку занятия участниками в двух критериях: эмоциональном (переживаемые чувства) и смысловом (значение для личности). В ходе реализации элементов рефлексии занятия участники создают эмоциональную обратную связь друг другу.
С целью оценки эффективности реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников была проведена повторная диагностика самооценки старшеклассников.
После реализации программы психолого-педагогической коррекции методика Т.В. Дембо-С.Я Рубинштейн мод. А.М. Прихожан определяет следующие изменения: на 28% (8) повысился адекватный уровень самооценки учеников, низкий уровень самооценки изменился на 21% (6), высокий уровень самооценки изменился на 7% (2) учеников. Старшеклассники научились: определять достигаемые цели, реально интерпретировать эффективность деятельности, уважать себя, признавая слабые характеристики своей личности, стремясь к саморазвитию.
Результаты повторного исследования уровня самооценки старшеклассников по методике диагностики «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой отмечают, что адекватный уровень самооценки старшеклассников повысился на 29% (8), высокий уровень самооценки изменился на 7%(2), низкий уровень самооценки изменился на 22% (6). Старшеклассники научились конструктивно принимать критику, чувствуют уверенность в своих силах, готовы к принятию самостоятельного решения, радуются достигнутым успехам, воспринимают поражения как ценный опыт.
Результаты методики С.А. Будасси отмечают изменения: адекватный уровень самооценки повысился на 29% (9), высокий уровень самооценки изменился на 11% (3), низкий уровень самооценки изменился на 22% (6).Для старшеклассников стали характерны такие качества как уверенность, решительность, твердость, умение выбирать решения, планомерно их реализовывать.
Обобщение результатов диагностики после реализации программы психолого-педагогической коррекции показывает, что на 28% (9) повысился адекватный уровень самооценки старшеклассников, изменился высокий уровень самооценки учеников с 14% (4) до 7% (2),а низкий с 39% (11) до 14% (4), это характеризует эффективность оказанной психологической помощи.
Математико-статистическая обработка результатов опытно-экспериментального исследования выполнена с применением Т-критерия Вилкоксона [2]:
- при сопоставлении показателей методики Т.В. Дембо - С.Я Рубинштейн T эмпирическое составило 100, что меньше Т критического 101 для ρ ≤0,01;
- при сопоставлении показателей методики «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой T эмпирическое - 85,5, что меньше Т критического - 101 для ρ ≤0,01;
- при сопоставлении показателей методики «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси T эмпирическое - 93, что меньше критического значения Т - 101 для ρ≤0,01.
Это указывает на статистическую достоверность изменений самооценки старшеклассников в результате участия в программе психолого-педагогической коррекции.
На основании анализа и обобщения выполненного исследования психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников разработаны технологическая карта внедрения для психологической службы образовательной организации, а также рекомендации родителям, педагогам и старшеклассникам по стабилизации уровня самооценки.