Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития образования психолог в сфере образования должен обладать таким набором компетенций, которые позволили бы ему в дальнейшем обеспечить полноценное сопровождение объектов образовательного процесса на основе правового обеспечения профессиональной деятельности.

Для выполнения профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта (ПС) [1] выпускник должен обладать необходимыми компетенциями, которые формирует образовательное учреждение, руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению психолого-педагогическое образование [2].

При поверхностном просмотре этих двух стандартов можно заметить расхождения в качественном и количественном соотношении между формируемыми компетенциями и требованиями профессионального стандарта, которые обеспечивают выполнение бакалавром и магистром собственных трудовых функций как педагога-психолога.

Таким образом, целью данной работы является выявление степени соответствия требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата по психолого-педагогическому направлению и требованиями профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

При сопоставлении требований образовательного и профессионального стандартов, руководствуясь ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВПО [3], мы исходили из следующих положений:

1)              ориентация на трудовые действия как наиболее близкие к понятию «компетенция» в деятельности педагога-психолога;

2)              рассмотрение степени бакалавра как квалификации выпускника, который в результате освоения образовательной программы, будет обладать базовыми компетенциями для выполнения своих профессиональных обязанностей;

3)              рассмотрение степени магистра как квалификации выпускника, который в результате освоения образовательной программы, будет выполнять свои профессиональные функции, обладая при этом узкоспециализированными компетенциями и более высоким уровнем базовых компетенций.  базой для сравнения.

Трудовые действия второго блока по своему содержанию во многом дублируют трудовые действия первого блока, различие лишь в том, что в этом блоке акцент делается на работе с детьми с ОВЗ, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.

В это же время компетенции, описанные во ФГОС магистра затрагивают только аспект работы с обучающимися с ОВЗ, а во ФГОС бакалавра вообще нет соответствующих компетенций.

Так, в результате анализа документов, описывающих требования, обязательные при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования [1][2] и трудовых функций педагога-психолога, содержащих в себе требования к работнику данной профессиональной сферы, мы отметили некоторое несоответствие уровня подготовки и профессиональных требований.

Психологическая экспертиза (код А/02.7) включает в себя пять трудовых действий в блоке А.

Согласно ПС педагог-психолог функцию экспертизы может осуществлять только в отношении обычных детей («группа нормы»).

Сформированные во время обучения компетенции выпускника-психолога уровня магистратуры охватывают все трудовые действия данной функции.

Выпускник же уровня бакалавра может выполнять эту функцию лишь частично.

Психологическое консультирование (код А/03.7 и В/03.7) включает в себя 5 трудовых действий в блоке А и блоке В.

В целом трудовая функция педагога-психолога «Психологическое консультирование» в нормативно-правовом аспекте обеспечена достаточным уровнем подготовки выпускников степени как бакалавра, так и магистра.

В свою очередь, коррекционно-развивающая работа (код А/04.7 и В/04.7) включает в себя четыре трудовых действия в блоке А и семь в блоке В.

Компетенции, формируемые в процессе обучения у бакалавра обеспечивают выполнение данной трудовой функции для блока А по всем ее аспектам.

Выполнение данной трудовой функции блока В может обеспечить компетенции магистра, что наталкивает на мысль о дополняющем характере компетенций магистра.

Психодиагностическая функция деятельности (код А/05.7 и В/05.7) педагога-психолога включает в себя шесть трудовых действий
в блоке А и шесть — в блоке В.

Сформированные во время обучения компетенции, охватывают не каждый аспект диагностической деятельности педагога-психолога.

Так, выпускник-психолог будет готов проводить диагностическое обследование, используя современные и стандартизованные методы и техники, однако провести мониторинг психического и личностного развития обучающихся он не будет готов.

А также выпускник-психолог будет готов к работе с детьми с ограниченными возможностями, однако не будет готов к работе с несовершеннолетними правонарушителями или свидетелями преступлений, так как компетенции, представленные во ФГОС, охватывают лишь аспект работы с лицами с ОВЗ.

Функция такой деятельности педагога, как просвещение субъектов образовательного процесса (код А/06.7 и В/01.7) психолога включает в себя пять трудовых действий в блоке А и шесть — в блоке В.

Компетенции выпускника-бакалавра обеспечивают выполнение трудовых функций по вопросам просветительной деятельности.

Для оказания психолого-педагогической помощи в поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации выпускник-бакалавр будет обладать необходимыми компетенциями для просветительской деятельности, но лишь по вопросам психического развития ребенка.

Выпускник-магистр будет обладать более обобщенными компетенциями в отношении трудовых функций блока В.

Психопрофилактическая функция деятельности педагога-психолога включает в себя шесть трудовых действий в блоке А и четыре — в блоке В.

Выпускник-психолог готов к разработке рекомендаций и психопрофилактике субъектов образовательного процесса, однако разъяснить необходимость применения здоровьесберегающих технологий он не будет готов.

Выпускник-психолог будет готов к психопрофилактической работе с детьми с ограниченными возможностями, однако совершенно не готов к разработке предложений по формированию здоровьесберегающих образовательных технологий так как компетенции, представленные во ФГОС, охватывают лишь разработку рекомендаций, психопрофилактику и выявление условий аспект работы с лицами с ОВЗ.

В целом можно отметить, что выявленные несоответствия между требованиями к выпускникам по направлению психолого-педагогическое образование и требованиям к трудовым функциям показывают недостаточность подготовки бакалавра для полноценного выполнения трудовых функций, и компенсаторную роль магистра.

Гипотетически обладая компетенциями двух уровней (бакалавра и магистра) по направлению психолого-педагогическое образование позволит более целостно выполнять трудовые функции. 

В целом основное количественное и качественное несоответствие в требованиях профессионального стандарта и требований к компетенциям содержится в области исполнения трудовых функций педагога-психолога при работе с лицами, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

Важным является то, что педагог-психолог в результате освоения образовательной программы не будет обладать компетенциями, необходимыми для работы с одаренными детьми и для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся [4].

С одной стороны, отсутствие необходимых компетенций, возможно, является следствием нескоординированной работы разных министерств или же игнорирования существующих законодательных актов.

Другой возможной причиной является тот факт, что изменения в обществе, и соответственно в области государственной социальной политики, произошедшие за пять лет, определили иные актуальные проблемы в обеспечении и работе психологической службы образования.

С другой стороны компетенции, необходимые для целостного осуществления трудовых функций педагога-психолога, вероятно, могут быть сформированы в ходе осуществления профессиональной деятельности.