Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время коренным образом перестраивается взгляд на дошкольный период детства как самоценный в развитии личности, как важный этап интеграции ребёнка в современное социокультурное пространство [1]. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется в качестве ведущего ориентира развития социально-адаптивной личности, способной выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми [2]. Решение этой проблемы возможно, если образовательная среда дошкольного учреждения представляет систему условий адаптации и развития младших дошкольников.
Теоретико-методологические основой при проведении исследования явились:
- исследования, посвященные проблеме адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ (В.Н. Белкина [3], Е.В. Жердева [4], Н.В. Кирюхина [5], К.Л. Печора [6], Р.В. Тонкова-Ямпольская [7]);
- исследования особенностей взаимодействия детского сада и семьи (В.О. Алямовская [8], Ю.В. Василькина [9], Т.А. Доронова [10], Е.П. Морозова [11]);
- исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста (Н.А. Николаев [12], Н.В. Соколовская [13], Е.А. Стребелева [14], Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. [15, 16];
- исследования в области разработки психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ и внедрения инновационных психолого-педагогических технологий в дошкольном образовании (Ю.А. Афонькина [17], Е. В. Башкирова [18], Л.Н. Галигузова [19], В.И. Долгова [20], Ю.И. Забаровская [21], Н. В. Кирюхина [22]).
- исследования в области психологии управления образовательной средой (В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, Н.В. Крыжановская, [23]).
Практическая значимость проведенного исследования состоит в создании методических рекомендаций для воспитателей и родителей по адаптации младших дошкольников к условиям детского дошкольного учреждения. Материалы исследования могут применяться при проведении психолого-педагогической диагностике адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
База исследования – МДОУ ДС № 125 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 25 человек (17 девочек, 8 мальчиков) 2-3 летнего возраста первой младшей группы.
Нами разработана технологическая карта внедрения результатов исследования в практику, которая представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Технологическая карта внедрения результатов исследования в практику
Цель |
Содержание |
Методы |
Формы |
Время |
Ответственные |
1.Изучить отечественную и зарубежную психолого- педагогическую литературу по теме исследования |
Изучение и анализ литературы
|
Обсуждение |
Самостоятель-ная работа. Консультация с научным руководителем. |
Сентябрь 2016 г. |
Магистрант, научный руководитель |
2.Поставить цели и задачи исследования |
Обоснование целей и задач исследования |
Обсуждение |
Консультация с научным руководителем. Самостоятель-ная работа. |
Октябрь 2016 г. |
Магистрант, научный руководитель |
3.Разработать этапы исследования |
Анализ каждого исследовательского этапа, его принципов, условий, задач, критериев эффективности |
Обсуждение, анализ состояния дел в ДОУ |
Самостоятельная работа. Консультация с научным руководителем. |
Ноябрь 2016 г. |
Магистрант, научный руководитель |
4.Разработать программу психолого-педагогической программы адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ |
Анализ уровня адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ |
Составление программы, анализ материалов |
Самостоятель-ная работа |
Декабрь 2016 г. |
Магистрант, научный руководитель, педагог-психолог ДОУ |
5. Провести психолого-педагогическую программу адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ и анализ результатов исследования на этапе формирующего эксперимента |
Работа инициативной группы |
Анализ полученных результатов исследования адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ |
Работа с младшими дошкольниками ДОУ |
Январь 2017 г. |
Магистрант, научный руководитель, педагог-психолог ДОУ |
6. Разработать рекомендации педагогам и родителям по психолого-педагогической адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ |
Работа инициативной группы |
Составление рекоменда-ций, анализ материалов |
Работа с педагогами ДОУ и родителями младших дошкольников |
1-е полуго-дие 2017 г. |
Магистрант, научный руководитель, педагог-психолог ДОУ |
Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики:
1. «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение» К.Л. Печора.
2. «Шкала оценки эмоционального профиля дошкольников до 3 лет при адаптации к условиям в дошкольного образовательного учреждения» М.И. Студенкиной, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан.
3. «Степень адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении» А.Л. Остроуховой.
Обсудим результаты исследования.
Результаты психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в ДОУ по методике К.Л. Печора представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в ДОУ по методике К.Л. Печора
Полученные результаты свидетельствуют о том, что:
- 40 % (10 чел.) младших дошкольников готовы к поступлению в ДОУ;
- 32 % (8 чел.) младших дошкольников условно готовы к поступлению в ДОУ;
- 28 % (7 чел.) младших дошкольников не готовы к поступлению в ДОУ.
Качественный анализ результатов диагностики психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение по методике К.Л. Печора показал, что для 40% (10 чел.) младших дошкольников готовых к поступлению в ДОУ характерны:
- преобладание бодрого, уравновешенного настроения;
- быстрое засыпание и спокойный сон, соответствующий возрасту;
- хороший аппетит;
- просьбы высаживать на горшок и положительное отношение к горшку;
- отсутствие отрицательных привычек (сосет палец, раскачивается и пр.);
- проявление живого интереса к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке;
- проявление активности и интереса при обучении;
- способность занять себя самостоятельно в игре;
- вступление в контакт со взрослым и с другими детьми по своей инициативе;
- наличие опыта разлуки с близкими, разлуку перенес спокойно.
Для 32 % (8 чел.) младших дошкольников условно готовы к поступлению в ДОУ характерны:
- преобладание неустойчивого или раздражительного настроения;
- медленное засыпание; сон меньше нормы, соответствующей возрасту;
- неустойчивый, избирательный аппетит;
- редкие просьбы высаживать на горшок, при этом ребенок предпочитает быть сухой, но положительное отношение к горшку;
- наличие отрицательных привычек (сосет палец, раскачивается и пр.);
- проявление интереса к игрушкам, новым предметам дома только в привычной обстановке;
- не достаточное проявление активности и интереса при обучении;
- играет только со взрослыми, самостоятельно не играет;
- вступление в контакт со взрослым и с другими детьми только по их инициативе;
- наличие опыта разлуки с близкими, разлуку перенес очень тяжело.
Для 28 % (7 чел.) младших дошкольников не готовых к поступлению в ДОУ характерны:
- преобладание подавленного настроения;
- медленное засыпание; сон существенно нарушен, требуется укачивание;
- плохой аппетит;
- отсутствие просьбы высаживать на горшок, отрицательное отношение к горшку;
- наличие отрицательных привычек (сосет палец, раскачивается, вырывает свои волосы, царапает свою кожу и пр.);
- проявление интереса к игрушкам, новым предметам дома только в привычной обстановке;
- не проявление активности и интереса при обучении;
- отсутствие умения играть;
- играет только с взрослыми, самостоятельно не играет;
- вступление в контакт с взрослым и с другими детьми только по их инициативе;
- отсутствие опыта разлуки с близкими.
Результаты диагностики по методике «Шкала оценки эмоционального профиля младших дошкольников при адаптации к условиям ДОУ М.И. Студенкина, Ю.А. Макаренко, А.И. на Рисунке 2.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что:
- 40 % (10 чел.) младших дошкольников имеют благоприятное эмоциональное настроение;
- 32 % (8 чел.) младших дошкольников имеют среднеблагоприятное эмоциональное настроение;
- 28 % (7 чел.) младших дошкольников имеют неблагоприятное эмоциональное настроение.
Качественный анализ результатов по методике «Шкала оценки эмоционального профиля дошкольников (до 3 лет) при адаптации к условиям детского сада» М.И. Студенкиной, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан показал, что для 40% (10 чел.) младших дошкольников характерны:
I. Отрицательные эмоции: нет или хныканье за компанию;
II. Гнев: отсутствует или появляется редко и в слабой форме;
III. Познавательная деятельность: долго играет, с трудом отвлекаясь от игры, интересуется новыми предметами и людьми, проявляя интерес к окружающим незнакомым людям;
IV. Страх: отсутствует или проявляется редко и в слабой форме;
V. Положительные эмоции: ребенок веселый и жизнерадостный, мало плачет или много смеется, играет, улыбается взрослым;
VI. Социальные контакты: с легкостью вступает в контакт; приглашает играть;
VII. Сон: очень спокойный, глубокий или спокойный;
VIII. Двигательная активность: средняя подвижность;
IX. Аппетит: хороший или средний.
Для 32 % (8 чел.) младших дошкольников характерны:
I. Отрицательные эмоции: продолжительное периодическое хныканье или плачь вместе со сверстниками (за компанию), или продолжительный плач, или приступообразный плач;
II. Гнев: появляется редко и в слабой форме или умеренный либо частый, хорошо выраженный;
III. Познавательная деятельность: проявляет непостоянный интерес к игре или проявляет интерес к окружающим незнакомым людям;
IV. Страх: умеренный или хорошо выраженный;
V. Положительные эмоции: появляются редко и в слабой форме, адекватно улыбается;
VI. Социальные контакты: просится на руки или робок, недоверчив, стремится скрыться;
VII. Сон: Неспокойный, засыпает с плачем или с хныканьем;
VIII. Двигательная активность: замедлен, движения вялые; средняя подвижность или высокая подвижность;
IX. Аппетит: плохой или повышенный.
Для 28 % (7 чел.) младших дошкольников характерны:
I. Отрицательные эмоции: приступообразный плач или сильный продолжительный плач или депрессия (тоска, страхи, подавленность);
II. Гнев: частый, хорошо выраженный или очень частые приступы гнева;
III. Познавательная деятельность: интерес к игре отсутствует или непостоянен;
IV. Страх: частый, хорошо выраженный или очень частые реакции страха;
V. Положительные эмоции: нетипичны, появляются редко и в слабой форме;
VI. Социальные контакты: недоверчив, хмур, стремится убежать или требует отвести себя к родителям;
VII. Сон: отсутствие сна или засыпает и просыпается с плачем;
VIII. Двигательная активность: много лежит или сидит, вял в движениях, либо наоборот очень большая подвижность;
IX. Аппетит: отсутствует или плохой, или чрезмерный.
Результаты определения степени адаптации младших дошкольников в ДОУ по методике А.Л. Остроуховой представлены на Рисунке 3.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что:
- у 16% (4 чел.) младших дошкольников произошла легкая адаптация;
- у 24% (6 чел.) младших дошкольников произошла средняя адаптация;
- у 60% (15 чел.) младших дошкольников произошла усложненная адаптация.
Качественный анализ результатов определения степени адаптации младших дошкольников в ДОУ по методике А.Л. Остроуховой показал, что 16% (4 чел.) младших дошкольников, у которых произошла легкая адаптация:
- к двадцатому дню пребывания в ДОУ сон и аппетит нормализуются;
- не нарушаются отношения с близкими взрослыми, ритуалы прощания поддерживаются ребенком, он быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые;
- настроение заинтересованное, бодрое, но сочетается с утренним плачем;
- речь затормаживается, однако ребенок откликается и частично выполняет указания взрослого;
- восстанавливается интерес к окружающему в течение двух недель при участии взрослого;
- отношение к детям как безразличное, так и заинтересованное;
- заболевания не более одного раза, не более десяти дней, без осложнений;
- масса тела не изменяется;
- отсутствуют невротические реакции и изменения вегетативной нервной системы.
24% (6 чел.) младших дошкольников, у которых произошла средняя адаптация:
- продолжительные нарушения в общем состоянии;
- поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню;
- аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, нарушено качество аппетита и сна;
- отношение к сверстникам в большинстве случаев безразличное, но иногда может быть заинтересованным;
- эмоционально-возбужденное отношение к близким взрослым (плач, крик при расставании и встрече);
- настроение является неустойчивым в течение месяца, плаксивость проявляется в течение всего дня;
- отношение к посторонним взрослым избирательное;
- заболевания до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений;
- замедленная речевая активность;
- снижение массы тела;
- избирательность в отношениях с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях;
- в игре не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная;
- изменения вегетативной нервной системы;
- может наступить заболевание длительностью 5-7 дней.
60% (15 чел.) младших дошкольников, у которых произошла усложненная адаптация:
- нарушения сна: засыпание трудное, сон непродолжительный, во сне вскрикивания и плач;
- избегающее или агрессивное отношение к детям;
- изменяется пищевое поведение, сильно и надолго снижается аппетит, возможна невротическая рвота;
- безучастное настроение, ребенок плачет много и длительно;
- имеется отставание в психическом развитии;
- отношение к близким взрослым эмоционально-возбужденное, без практического взаимодействия;
- отказывается от участия в деятельности;
- не пользуется речью или имеет место задержка речевого развития;
- ситуативная игровая деятельность;
- более трех раз проявляются респираторные заболевания, их длительность более 10 дней;
- ребенок не прибавляет в весе и не растет.
Выводы:
Полученные результаты по адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения приводят к необходимости разработки психолого-педагогической программы по сопровождению процесса их адаптации, в которую войдут мероприятия по организации сотрудничества с родителями, занятия по сохранению физического и психологического здоровья младших дошкольников, поступающих в ДОУ, по формированию психологической готовности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности младшего дошкольника к условиям образовательной среды дошкольного учреждения, рекомендации по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.