Полный текст статьи
Печать

Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время коренным образом перестраивается взгляд на дошкольный период детства как самоценный в развитии личности, как важный этап интеграции ребёнка в современное социокультурное пространство [1]. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется в качестве ведущего ориентира развития социально-адаптивной личности, способной выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми [2]. Решение этой проблемы возможно, если образовательная среда дошкольного учреждения представляет систему условий адаптации и развития младших дошкольников.

Теоретико-методологические основой при проведении исследования явились:

- исследования, посвященные проблеме адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ (В.Н. Белкина [3], Е.В. Жердева [4], Н.В. Кирюхина [5], К.Л. Печора [6], Р.В. Тонкова-Ямпольская [7]);

- исследования особенностей взаимодействия детского сада и семьи (В.О. Алямовская [8], Ю.В. Василькина [9], Т.А. Доронова [10], Е.П. Морозова [11]);

- исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста (Н.А. Николаев [12], Н.В. Соколовская [13], Е.А. Стребелева [14], Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. [15, 16];

- исследования в области разработки психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ и внедрения инновационных психолого-педагогических технологий в дошкольном образовании (Ю.А. Афонькина [17], Е. В. Башкирова [18], Л.Н. Галигузова [19], В.И. Долгова [20], Ю.И. Забаровская [21], Н. В. Кирюхина [22]).

- исследования в области психологии управления образовательной средой (В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, Н.В. Крыжановская, [23]).

Практическая значимость проведенного исследования состоит в создании методических рекомендаций для воспитателей и родителей по адаптации младших дошкольников к условиям детского дошкольного учреждения. Материалы исследования могут применяться при проведении психолого-педагогической диагностике адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

База исследования – МДОУ ДС № 125 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 25 человек (17 девочек, 8 мальчиков) 2-3 летнего возраста первой младшей группы.

Нами разработана технологическая карта внедрения результатов исследования в практику, которая представлена в Таблице 1. 

Таблица 1

Технологическая карта внедрения результатов исследования в практику 

Цель

Содержание

Методы

Формы

Время

Ответственные

1.Изучить отечественную и зарубежную психолого- педагогическую литературу по теме исследования

Изучение и анализ

литературы

 

Обсуждение

Самостоятель-ная

работа.

Консультация с

научным

руководителем.

Сентябрь

2016 г.

Магистрант,

научный

руководитель

2.Поставить цели и задачи исследования

Обоснование целей и задач исследования

Обсуждение

Консультация с

научным

руководителем.

Самостоятель-ная

работа.

Октябрь

2016 г.

Магистрант,

научный

руководитель

3.Разработать этапы исследования

Анализ каждого исследовательского этапа, его принципов, условий, задач, критериев эффективности

Обсуждение, анализ состояния дел в ДОУ

Самостоятельная

работа.

Консультация с

научным

руководителем.

Ноябрь

2016 г.

Магистрант,

научный

руководитель

4.Разработать программу психолого-педагогической программы адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ

Анализ уровня адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ

Составление программы, анализ материалов

Самостоятель-ная

работа

Декабрь

2016 г.

Магистрант,

научный

руководитель,

педагог-психолог ДОУ

5. Провести

психолого-педагогическую

программу адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ и анализ результатов исследования на этапе формирующего эксперимента

Работа инициативной группы

Анализ полученных результатов исследования адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ

Работа с младшими дошкольниками ДОУ

Январь 2017 г.

Магистрант,

научный

руководитель,

педагог-психолог ДОУ

6. Разработать рекомендации педагогам и родителям по психолого-педагогической адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ

Работа инициативной группы

Составление рекоменда-ций, анализ материалов

Работа с педагогами ДОУ и родителями младших дошкольников

1-е полуго-дие

2017 г.

Магистрант,

научный

руководитель,

педагог-психолог ДОУ

 

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики:

1.         «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение» К.Л. Печора.

2.         «Шкала оценки эмоционального профиля дошкольников до 3 лет при адаптации к условиям в дошкольного образовательного учреждения» М.И. Студенкиной, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан.

3.         «Степень адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении» А.Л. Остроуховой.

Обсудим результаты исследования.

Результаты психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в ДОУ по методике К.Л. Печора представлены на Рисунке 1.  

Рисунок 1. Результаты диагностики психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в ДОУ по методике К.Л. Печора 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

-          40 % (10 чел.) младших дошкольников готовы к поступлению в ДОУ;

-          32 % (8 чел.) младших дошкольников условно готовы к поступлению в ДОУ;

-          28 % (7 чел.) младших дошкольников не готовы к поступлению в ДОУ.

Качественный анализ результатов диагностики психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение по методике К.Л. Печора показал, что для 40% (10 чел.) младших дошкольников готовых к поступлению в ДОУ характерны:

-        преобладание бодрого, уравновешенного настроения;

-        быстрое засыпание и спокойный сон, соответствующий возрасту;

-        хороший аппетит;

-        просьбы высаживать на горшок и положительное отношение к горшку;

-        отсутствие отрицательных привычек (сосет палец, раскачивается и пр.);

-        проявление живого интереса к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке;

-        проявление активности и интереса при обучении;

-        способность занять себя самостоятельно в игре;

-        вступление в контакт со взрослым и с другими детьми по своей инициативе;

-        наличие опыта разлуки с близкими, разлуку перенес спокойно.

Для 32 % (8 чел.) младших дошкольников условно готовы к поступлению в ДОУ характерны:

-        преобладание неустойчивого или раздражительного настроения;

-        медленное засыпание; сон меньше нормы, соответствующей возрасту;

-        неустойчивый, избирательный аппетит;

-        редкие просьбы высаживать на горшок, при этом ребенок предпочитает быть сухой, но положительное отношение к горшку;

-        наличие отрицательных привычек (сосет палец, раскачивается и пр.);

-        проявление интереса к игрушкам, новым предметам дома только в привычной обстановке;

-        не достаточное проявление активности и интереса при обучении;

-        играет только со взрослыми, самостоятельно не играет;

-        вступление в контакт со взрослым и с другими детьми только по их инициативе;

-        наличие опыта разлуки с близкими, разлуку перенес очень тяжело.

Для 28 % (7 чел.) младших дошкольников не готовых к поступлению в ДОУ характерны:

-        преобладание подавленного настроения;

-        медленное засыпание; сон существенно нарушен, требуется укачивание;

-        плохой аппетит;

-        отсутствие просьбы высаживать на горшок, отрицательное отношение к горшку;

-        наличие отрицательных привычек (сосет палец, раскачивается, вырывает свои волосы, царапает свою кожу и пр.);

-        проявление интереса к игрушкам, новым предметам дома только в привычной обстановке;

-        не проявление активности и интереса при обучении;

-        отсутствие умения играть;

-        играет только с взрослыми, самостоятельно не играет;

-        вступление в контакт с взрослым и с другими детьми только по их инициативе;

-        отсутствие опыта разлуки с близкими.

Результаты диагностики по методике «Шкала оценки эмоционального профиля младших дошкольников при адаптации к условиям ДОУ М.И. Студенкина, Ю.А. Макаренко, А.И. на Рисунке 2. 

 
Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Шкала оценки эмоционального профиля младших дошкольников при адаптации к условиям ДОУ

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

-     40 % (10 чел.) младших дошкольников имеют благоприятное эмоциональное настроение;

-     32 % (8 чел.) младших дошкольников имеют среднеблагоприятное эмоциональное настроение;

-     28 % (7 чел.) младших дошкольников имеют неблагоприятное эмоциональное настроение.

Качественный анализ результатов по методике «Шкала оценки эмоционального профиля дошкольников (до 3 лет) при адаптации к условиям детского сада» М.И. Студенкиной, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан показал, что для 40% (10 чел.) младших дошкольников характерны:

I. Отрицательные эмоции: нет или хныканье за компанию;

II. Гнев: отсутствует или появляется редко и в слабой форме;

III. Познавательная деятельность: долго играет, с трудом отвлекаясь от игры, интересуется новыми предметами и людьми, проявляя интерес к окружающим незнакомым людям;

IV. Страх: отсутствует или проявляется редко и в слабой форме;

V. Положительные эмоции: ребенок веселый и жизнерадостный, мало плачет или много смеется, играет, улыбается взрослым;

VI. Социальные контакты: с легкостью вступает в контакт; приглашает играть;

VII. Сон: очень спокойный, глубокий или спокойный;

VIII. Двигательная активность: средняя подвижность;

IX. Аппетит: хороший или средний.

Для 32 % (8 чел.) младших дошкольников характерны:

I. Отрицательные эмоции: продолжительное периодическое хныканье или плачь вместе со сверстниками (за компанию), или продолжительный плач, или приступообразный плач;

II. Гнев: появляется редко и в слабой форме или умеренный либо частый, хорошо выраженный;

III. Познавательная деятельность: проявляет непостоянный интерес к игре или проявляет интерес к окружающим незнакомым людям;

IV. Страх: умеренный или хорошо выраженный;

V. Положительные эмоции: появляются редко и в слабой форме, адекватно улыбается;

VI. Социальные контакты: просится на руки или робок, недоверчив, стремится скрыться;

VII. Сон: Неспокойный, засыпает с плачем или с хныканьем;

VIII. Двигательная активность: замедлен, движения вялые; средняя подвижность или высокая подвижность;

IX. Аппетит: плохой или повышенный.

Для 28 % (7 чел.) младших дошкольников характерны:

I. Отрицательные эмоции: приступообразный плач или сильный продолжительный плач или депрессия (тоска, страхи, подавленность);

II. Гнев: частый, хорошо выраженный или очень частые приступы гнева;

III. Познавательная деятельность: интерес к игре отсутствует или непостоянен;

IV. Страх: частый, хорошо выраженный или очень частые реакции страха;

V. Положительные эмоции: нетипичны, появляются редко и в слабой форме;

VI. Социальные контакты: недоверчив, хмур, стремится убежать или требует отвести себя к родителям;

VII. Сон: отсутствие сна или засыпает и просыпается с плачем;

VIII. Двигательная активность: много лежит или сидит, вял в движениях, либо наоборот очень большая подвижность;

IX. Аппетит: отсутствует или плохой, или чрезмерный.

Результаты определения степени адаптации младших дошкольников в ДОУ по методике А.Л. Остроуховой представлены на Рисунке 3. 

 
Рисунок 3. Результаты определения степени адаптации младших дошкольников в ДОУ по методике А.Л. Остроуховой

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

-        у 16% (4 чел.) младших дошкольников произошла легкая адаптация;

-        у 24% (6 чел.) младших дошкольников произошла средняя адаптация;

-        у 60% (15 чел.) младших дошкольников произошла усложненная адаптация.

Качественный анализ результатов определения степени адаптации младших дошкольников в ДОУ по методике А.Л. Остроуховой показал, что 16% (4 чел.) младших дошкольников, у которых произошла легкая адаптация:

-          к двадцатому дню пребывания в ДОУ сон и аппетит нормализуются;

-          не нарушаются отношения с близкими взрослыми, ритуалы прощания поддерживаются ребенком, он быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые;

-          настроение заинтересованное, бодрое, но сочетается с утренним плачем;

-          речь затормаживается, однако ребенок откликается и частично выполняет указания взрослого;

-          восстанавливается интерес к окружающему в течение двух недель при участии взрослого;

-          отношение к детям как безразличное, так и заинтересованное;

-          заболевания не более одного раза, не более десяти дней, без осложнений;

-          масса тела не изменяется;

-          отсутствуют невротические реакции и изменения вегетативной нервной системы.

 24% (6 чел.) младших дошкольников, у которых произошла средняя адаптация:

-          продолжительные нарушения в общем состоянии;

-          поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню;

-          аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, нарушено качество аппетита и сна;

-          отношение к сверстникам в большинстве случаев безразличное, но иногда может быть заинтересованным;

-          эмоционально-возбужденное отношение к близким взрослым (плач, крик при расставании и встрече);

-          настроение является неустойчивым в течение месяца, плаксивость проявляется в течение всего дня;

-          отношение к посторонним взрослым избирательное;

-          заболевания до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений;

-          замедленная речевая активность;

-          снижение массы тела;

-          избирательность в отношениях с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях;

-          в игре не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная;

-          изменения вегетативной нервной системы;

-          может наступить заболевание длительностью 5-7 дней.

60% (15 чел.) младших дошкольников, у которых произошла усложненная адаптация:

-          нарушения сна: засыпание трудное, сон непродолжительный, во сне вскрикивания и плач;

-          избегающее или агрессивное отношение к детям;

-          изменяется пищевое поведение, сильно и надолго снижается аппетит, возможна невротическая рвота;

-          безучастное настроение, ребенок плачет много и длительно;

-          имеется отставание в психическом развитии;

-          отношение к близким взрослым эмоционально-возбужденное, без практического взаимодействия;

-          отказывается от участия в деятельности;

-          не пользуется речью или имеет место задержка речевого развития;

-          ситуативная игровая деятельность;

-          более трех раз проявляются респираторные заболевания, их длительность более 10 дней;

-          ребенок не прибавляет в весе и не растет. 

Выводы: 

Полученные результаты по адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения приводят к необходимости разработки психолого-педагогической программы по сопровождению процесса их адаптации, в которую войдут мероприятия по организации сотрудничества с родителями, занятия по сохранению физического и психологического здоровья младших дошкольников, поступающих в ДОУ, по формированию психологической готовности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности младшего дошкольника к условиям образовательной среды дошкольного учреждения, рекомендации по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.