Система высшего образования в России переживает сегодня поливекторный (многонаправленный) процесс обновления. Необходимость реформирования высшей школы в значительной степени связана с тем, что в настоящее время становятся востребованными прежде всего конкурентоспособные выпускники, которые могут самостоятельно выстраивать траекторию своей профессиональной деятельности, умеют работать с большим объемом информации, нестандартно мыслить, демонстрируют высокий уровень адаптивности к изменяющимся социальным условиям и запросам современного рынка труда, владеют развитыми коммуникативными навыками, способны к обучению на протяжении всей жизни, готовы к расширению управленческих функций и умеют прогнозировать результаты своей работы.
На наш взгляд, все это невозможно без формирования исследовательской компетенции в период обучения студентов в вузе. Изучив федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, по которым в данное время ведется обучение студентов бакалавриата и магистратуры, мы увидели, что в них заложена необходимость привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в рамках учебного процесса, и это является обязательной составной частью модели подготовки выпускника с высшим образованием.
У многих студентов возникает вопрос: «Для чего это нужно? Ведь на исследовательскую деятельность уходит много времени, это отвлекает от учебной деятельности». Я попытаюсь это объяснить на простом примере.
Представьте себе, что два человека подошли к большому озеру и каждому из них необходимо перебраться на другую сторону, а лодка всего лишь одна и может выдержать только одного человека. Возникает вопрос: как этим двум людям попасть на противоположный берег? Как рассуждает человек, мыслящий стандартно: нужно попытаться разыскать или сделать из подручных материалов второе плавательное средство, переплыть озеро вплавь и т. д.
А как будет решать эту проблему человек, свободный от стереотипов? Безусловно, он обратит внимание на то, что в условии задачи не сказано, что оба человека находились на одном берегу. А поэтому возможно, что сначала один из них переплывет на лодке на противоположный берег, а потом ею сможет воспользоваться и второй человек.
Мы уверены, что очень часто можно решить любую задачу, если подойти к ее решению нестандартно, изучив все возможные пути достижения цели. Именно поэтому считаем, что одной из основных задач высшей школы на сегодняшнем этапе ее развития является не просто преподносить студентам готовые знания и решения, а учить их самостоятельно добывать информацию, уметь ее перерабатывать и искать нестандартные решения.
При таком подходе исследовательский подход к обучению не только не будет мешать учебной деятельности, но и значительно облегчит процесс получения знаний. Именно поэтому процесс обучения в высшей школе сегодня переориентирован с учебно-образовательного на научно-образовательный.
В связи с этим актуальной становится проблема организации исследовательской работы студентов в вузе. Введение новых образовательных стандартов позволяет более четко разграничить виды научной работы студентов в вузе.
Рассматриваемая нами проблема не является новой. Потребность современного общества в людях, способных быстро переориентироваться на актуальные сферы производства, обладающих установкой к самосовершенствованию и самоорганизации, меняет отношение к образовательному процессу в направлении слияния науки с процессом обучения.
Изучению данного направления посвящены работы Л. Ф. Авдеевой, Г. Н. Александровой, А. Н. Алексеевой, В. И. Грошева, В. Е. Евлютиной, В. И. Загвязинского, C. И. Зиновьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Кузнецовой, И. Я. Макаровой, Е. С. Спициной, Г. М. Храмовой и др.
Вслед за учеными и сложившейся традицией мы выделяем два вида исследовательской деятельности студентов в вузе:
- исследовательская деятельность студентов, встроенная в учебный процесс в рамках учебного плана (в этом случае ее принято называть учебно-исследовательской деятельностью);
- исследовательская деятельность студентов, выходящая за пределы учебного процесса (этот вид деятельности обычно называют научно-исследовательской).
Такое четкое разграничение научной работы студентов в вузе нам представляется принципиальным.
Почему мы так считаем?
Прежде всего потому, что такое разграничение позволяет более точно подчеркнуть разные конечные цели данных видов деятельности.
Научно-исследовательская деятельность, осуществляемая за пределами учебного процесса, относится к одному из видов деятельности, которым может заниматься студент вуза в период обучения: учебная (это основной вид деятельности, которым охвачены все студенты вуза), научная, общественная, спортивная, творческая.
Выбор видов деятельности в этом случае определяется личным интересом студента и его способностями. Каждый из этих видов деятельности направлен на получение конкретного результата. Целью исследовательской деятельности является получение нового научного знания, объективно нового результата. Такой вид деятельности доступен только отдельным студентам вуза, поскольку получение действительно нового для науки знания в период обучения в вузе явление крайне редкое. В этом смысле обычно говорят, что наука – это удел избранных.
Учебно-исследовательская деятельность имеет свою специфику. Ее главной целью является не получение нового научного знания, а прежде всего развитие личности студента. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат (не обязательно научный, т. е. отличающийся новизной), она направлена на обучение студентов исследовательским методам и приемам при получении знаний, развитие у них способности к исследовательскому типу мышления, активизацию личностной позиции обучающегося.
Основной функцией учебно-исследовательской деятельности и ее результатом являются активизация познавательной деятельности студентов, развитие стремления к познанию и преобразованию себя и окружающей действительности по законам научного исследования. Поэтому в учебно-исследовательскую деятельность согласно новому образовательному стандарту должны быть вовлечены все студенты вуза.
Обычно итогом этого вида научной деятельности является подготовка и защита выпускной квалификационной работы, процесс защиты которой должен обнаружить способность и готовность будущего выпускника к использованию научных методов и подходов в профессиональной деятельности.
Таким образом, понятия научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность студентов взаимосвязаны, но не являются тождественными.
Взаимосвязь данных понятий обусловлена тем, что они представляют собой различные виды исследовательской деятельности и направлены, прежде всего, на развитие исследовательской культуры студентов. Различие названных понятий заключается в характере результата: научно-исследовательская деятельность студентов предполагает получение новых научных знаний, имеющих общекультурное значение. В учебно-исследовательской деятельности студент приобретает субъективно новые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для него.
На первом этапе изучения темы мы рассмотрели, как организованы научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность студентов в нашем вузе.
В филиале Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани созданы достаточные условия для осуществления научно-исследовательской деятельности студентов. Ребята, имеющие склонность к осуществлению этой деятельности, вовлечены в научную работу кафедр, работают с научными кураторами, участвуют в выполнении научных проектов, которые финансируются научными фондами России. Под руководством своих научных наставников разрабатывают проекты и подают заявки на участие в конкурсе на получение грантов научных фондов. В 2015 году двое наших студентов явились руководителями проектов и отправили заявки в Российский гуманитарный научный фонд – один из основных научных фондов нашей страны.
Ребята, имеющие склонность к исследовательской деятельности, успешно обучаются в Школе молодого ученого нашего филиала, участвуют в конкурсах научных проектов.
В нашем филиале поддерживаются исследования региональной направленности. На базе Центра комплексного исследования Восточного Приазовья Кубани уже третий год студенты принимают участие в конкурсе, проводимом Центром, и успешно выполняют проекты, выступают с докладами, публикуют результаты своих исследований.
Мы проанализировали программы ежегодных студенческих научных конференций, проводимых в рамках Дней молодежной науки в апреле, сравнив их с утвержденными темами курсовых и выпускных квалификационных работ студентов, и обнаружили, что подавляющее количество докладов на секционных заседаниях связаны с этими темами, т. е. носят учебно-исследовательский характер. Таких докладов оказалось 88%.
Этот показатель коррелирует со средним показателем: известно, что научно-исследовательской деятельности, как правило, охвачены до 12% студентов вуза.
Далее мы обратились к организации учебно-исследовательской деятельности, которой должны быть охвачены все студенты и которая должна осуществляться во время учебных занятий.
На наш взгляд, правильная организация исследовательской деятельности в рамках учебного процесса может дать необходимый результат. Именно в этом нуждаются студенты. На наш взгляд, такая работа должна быть вплетена в содержание учебных занятий разных видов: в лекционные, практические и лабораторные занятия.
Мы провели первичный анализ десяти рабочих учебных программ дисциплин по учебным планам бакалавриата из разных блоков, выборочно. В данном случае для нас не имело значения, рабочая программа какой дисциплины и какого конкретно преподавателя подвергнута анализу.
Проведенный анализ показал, что по данным рабочим программам трудно получить полное представление о том, каким образом формируется исследовательская компетенция в учебном процессе. В какой-то степени это связано с тем, что в подавляющем большинстве программ (за исключением двух) содержание учебных занятий представлено очень скудно и обычно ограничивается только планом занятия. Исследовательская работа студентов в рамках дисциплины обычно ограничена приведенной тематикой рефератов и докладов. Однако тематика рефератов и докладов представлена отдельно от содержания занятий, что затрудняет понимание того, к какому конкретно занятию должен быть подготовлен реферат или доклад.
В тех случаях, где к дисциплине, по которой разработана рабочая программа, имеется методическая разработка преподавателя к проведению практических занятий (таких методических пособий оказалось всего четыре), задания чаще всего носят репродуктивный характер. Практически отсутствуют задания творческого, поискового, исследовательского характера, направленные на формирование научного типа мышления. Отсутствуют рекомендации по выполнению такого рода заданий.
Первичный анализ проблемы показал, что формирование исследовательской компетенции на учебных занятиях, одна из самых сложных задач, стоящая перед вузом. Механизмы этой работы не представляются ясными и требуют дальнейшей разработки.
Нам пока не удалось достаточно полно изучить степень разработанности самой проблемы и большее количество рабочих программ и методических пособий, за пределами анализа оказались и рабочие программы дисциплин магистратуры.
Однако, обучаясь в магистратуре, я могу сказать, что формированию исследовательской компетенции у студентов магистратуры отводится значительная часть времени. Задания, которые приходится нам выполнять, имеют творческий, поисковый характер. Ориентируют на изучение и анализ значительного объема литературы, направлены на расширение кругозора студента.
Отметим, что это только первые шаги в изучении темы. Считаем, что данная проблема в условиях реализации требований федерального государственного стандарта третьего поколения вновь обретает свою актуальность и требует самого серьезного изучения.