Процесс обучения детей в школе в настоящее время связан не только с получением базовых знаний, но и приобретением умения учиться, которое имеет очень важное значение для успешной деятельности каждого человека на данном этапе развития общества, в условиях современного, стремительно изменяющегося мира. Направленность изменений стратегических целей государства связана с инновационным развитием всех отраслей хозяйствования и, в первую очередь, образования. Обеспечение технологических и социальных преобразований, создание инноваций детерминирует изменение образовательных технологий для создания человеческого капитала, адекватного стратегии государства [1, с. 25]. Эти технологии должны помочь современным выпускникам школы на протяжении всей своей жизни самостоятельно осваивать и реализовывать свой творческий потенциал. Реализация данных целей в образовании происходит с использованием традиционных педагогических технологий. Новые технологии не получили еще научного обоснования и нередко порождают негативные явления. Злоупотребления, подлог, взятки приняли такой угрожающий характер, что стали обыденными и перестали осуждаться обществом [6]. Задача нашего исследования заключается в том, что бы доказать продуктивность креативных технологий в успешной модернизации образования. Наука и практика нуждаются в решении этой проблемы, но пока даже понятие «креативная технология» не является общепринятым и однозначно понимаемым понятием.
В «Словаре русского языка» Ожегова С. И. технология – это «совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства» [2].
В процессе обучения под технологией понимают технологический процесс осуществления образовательной деятельности, модель взаимодействия участников образовательного процесса. Традиционная педагогическая технология – это «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачев) [4]. М. В. Кларин рассматривает технологию через систему: педагогическая технология – «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [5].
Педагогическая наука, в ответ на требования общества и государства, активно ищет пути достижения высокого результата. Описаны сотни методов, методик, педагогических находок, но они не обеспечивают цели. Построение педагогического процесса в соответствии с конкретной целью и непременным получением положительного результата, привело к находке такого алгоритма, как технология. Наличие результата – это компонент, который не вызывает сомнений в исследовательском сообществе. А вот в качестве основных характеристик педтехнологии ученые предлагают разные основания: системность, интегративность, воспроизводимость, мотивированность, новизну, возможность повторения, адаптация в новых условиях и т. д. По мнению Т. С. Анисимовой, средства контроля – обязательный компонент образовательной технологии, наряду с мотивацией, диагностикой, алгоритмичностью [7]. Н. В. Аникина считает, что образовательная технология – это целевое применение системы средств, направленное и определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена [8, с. 62]. Технологии могут обеспечивать продуктивность стратегии образования мегауровня, макроуровня, микроуровня. Многие исследователи под технологией понимают дидактическую систему (формы, методы, средства обучения алгоритмично организованные и имеющие вполне конкретный результат в реализации содержания обучения). В. П. Беспалько считает технологию воплощением искусства педагога в педагогическую деятельность.
Описание нового, творческого процесса, который сопровождает педагогическую деятельность и преобразовывает материал педагога в возможность тиражирования, переноса в другие условия с заданным результатом – это творческая технология. Слово «техне» означает искусство, то есть то, чем владеет педагог. «Логос» в переводе означает учение. То есть мы можем говорить о технологии, как искусстве обучения, педагогическом мастерстве, где процесс учения стал единством науки и творчества, искусством педагога.
Технологии могут зарождаться не в образовательной отрасли, но умелая их адаптация в образовании, использование опыта других отраслей, способствуют обогащению педагогической науки и практики образования [9]. В технических системах сформировался опыт технологий, развитие которых происходит в соответствии с законами диалектики. В педагогике действие этих законов адаптируется через интеллектуальные и психологические особенности педагога. Однако и законы и особенности можно выявить, познать и воплотить в создании технологий. Активная творческая деятельность в технологизации образования обеспечивает переход к реализации новой парадигмы, продуктивности, креативным технологиям.
В этой связи мы считаем, что педагогическая технология, содержание ее понятия, алгоритм проектирования, результат должны приобрести креативные черты, что бы соответствовать требованиям модернизации образования. Такая технология позволяет осуществить переход от традиционного образования к подготовке творческой личности. Для этого должны измениться условия, механизмы и ресурсы, обеспечивающие креативность педагога, способного создавать и осваивать такие технологии [10]. Цели образования с передачи ЗУН, поменяются на формирование готовности к самопознанию, суть образования, с постижения известных образцов, должна перейти в построение мира в собственном сознании, активном осознании себя в культуре, репродуктивные технологии должны смениться активными, креативными. Мы исследовали различия между традиционной педагогической технологией и креативной (см. таблицу).
Особенности педагогических технологий
№ |
Характеристики |
Традиционная педагогическая технология |
Креативная педагогическая технология |
1 |
Основополагающий характер обучения |
Формальный, шаблонный, |
Гуманистический, Диалектический |
2 |
Принцип обучения |
Консервативный, авторитарный |
Инновационный, исследовательский |
3 |
Взаимодействие учителя и ученика |
Монологическое, субъект-объектное |
Субъект-субъектное, диалектическое равноправное сотрудничество |
4 |
Деятельность обучающего |
Передача знаний, «формирование конкретных умений и навыков у обучающихся» |
Координирующая, стратегическая |
5 |
Деятельность обучаемого |
Объект педагогического воздействия |
Активный участник педагогического процесса |
6 |
Индивидуальный подход |
Минимально выраженный |
Учитываются индивидуальные особенности ребенка, обеспечивается индивидуальный план обучения |
7 |
Организация учебного процесса |
Четкая, логически выверенная |
Целевая, творческая |
8 |
Подача учебного материала |
Систематическая, однообразная |
Использование множества источников информации для образования, принципы творчества, свобода идей |
9 |
Вид деятельности ученика |
Репродуктивно-воспроизводящий, малодеятельностный |
Творческий, самоорганизующийся, поощрение ошибок, уважение к замечаниям |
10 |
Техническое обеспечение |
Доска, указка и мел |
Инновационные интерактивные системы обучения |
11 |
Планируемые результаты обучения |
Передача ЗУН, подготовка к жизни, адаптация в социуме |
Креативная личность, готовая к творческому процессу и эффективным действиям в нестандартных ситуациях, к преобразованию |
На основании анализа приведенной сравнительной таблицы, мы сделали вывод о том, что креативная педагогическая технология это и алгоритм для деятельности, и сам процесс творческой деятельности педагога и обучающегося. В понятие творческой деятельности мы включаем индивидуальные способности и возможности, уровень подготовленности к творчеству, самоуважение, активное осознание себя в социальной и духовной культуре, что определяет выбор целей, отбор материала, способы взаимодействия в процессе реализации технологии. Креативная педагогическая технология, в результате нашего исследования, получила различные характеристики и может быть определена как:
- возможность реализации способностей креативной личности;
- обеспечение достижения четких и ясных, диагностируемых целей;
- алгоритм, обладающий структурой, подчиненной объективным законам развития общества и содержательной целостностью;
- возможностью прогнозирования конечного результата;
- наличие собственных методов, способов структурирования информационного материала, форм организации познавательной деятельности и форм контроля.
Креативные технологии ориентируют учебный процесс на выработку способности к мышлению, построению будущего, сравнительному анализу, синтез и оформлению собственных выводов. «Креативные технологии позволяют не только развивать познавательные способности, но и вести постоянный мониторинг с целью коррекции» [11].
Сущность креативной педагогической технологии заключается в реализации возможностей развития творческих способностей учеников, гуманистическом и инновационно-исследовательском принципе обучения с возможностью программирования результата образовательного процесса с помощью использования креативных методов и средств обучения. Таким образом, креативные педагогические технологии отвечают вызовам современного социума и составляют один из аспектов модернизации современного образования. Ее целевая направленность связана с повышением качества образования и эффективностью модернизационных процессов в нашей стране.
Актуальный прогрессивный педагогический опыт показывает, что творчеству и созиданию можно и нужно учить детей, и начинать данный процесс необходимо с раннего детства. Использование нестандартных подходов и методик позволяет помочь человеку избавиться от стереотипов и учит его мыслить дивергентно, креативно, осуществлять творческий подход к любому виду деятельности. Одним из необходимых условий внедрения креативных педагогических технологий в образовательный процесс является создание креативной среды, модернизация средств обучения в школах, так как с помощью устаревших педагогических инструментов невозможно формирование человека-творца, креативной личности.