Полный текст статьи
Печать

Динамичный переход российской экономики к рыночным отношениям предопределил поиск новых инновационных путей социально-экономического развития государства и, как следствие, рынка образовательных услуг. Исследователи отмечают, что система высшего образования России в настоящее время переживает период активного реформирования. В сложившихся условиях значительно повышается статус образования в обществе, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.

Рынок туристских услуг развивается так же динамично, как и образовательный. Одним из значимых понятий педагогики туризма является образовательный туризм. Образовательный туризм рассматривается нами как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых образовательными программами и направленных на становление и развитие социально-значимых личностных качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей.

На базе среднего профессионального образования филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани реализуется обучение студентов с использованием технологии образовательного туризма. В процессе освоения учебных дисциплин, преподавателями используются различные виды туризма: спортивный, этнологический, рекреационный и культурный.

В процессе туристско-образовательной деятельности у обучающихся формируется компетентность, которая предполагает способность студента активно участвовать в учебном процессе с целью достижения образовательного результата. Она, как и другие виды учебной деятельности, данный вид деятельности характеризуется восприятием, хранением, воспроизведением, применением освоенных знаний в практической деятельности для решения традиционных и нестандартных учебных задач и ситуаций.

Следует отметить, что в ходе туристско-образовательной учебной деятельности студенты филиала не только приобретают знания, умения и навыки в рамках освоения содержания дисциплин учебного плана, не менее значимым является формирование у них личностных характеристик в виде убеждений, установок, мировоззренческих позиций и мотивов. Происходит становление личности, способной самостоятельно управлять процессом саморазвития, способной воспринимать явления окружающего мира во всей их многогранности проявления на основе междисциплинарных связей осваиваемых учебных дисциплин и отраслей знаний. Это позволяет на высоком качественном уровне решать задачи не только обучения и развития, но и воспитания личности молодых граждан России.

С целью выявления педагогического потенциала образовательного туризма как формы организации учебного процесса, установления необходимых условий эффективного его использования в процессе реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – СПО) в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностной модели образования проведено исследование на базе двух образовательных организаций г. Славянска-на-Кубани.

На подготовительном этапе исследования была разработана анкета для студентов и преподавателей, содержащая 32 вопроса, ответы на которые позволили определить основные проблемы, связанные с эффективной организацией процесса обучения с применением образовательной организации средств образовательного туризма.

Полученные в ходе исследования данные позволяют констатировать, что с понятием «образовательный туризм» в той или иной степени знакомо большинство респондентов, понимающих под этим «специальный вид туризма», при этом некоторые из них рассматривали образовательный туризм как «средство неформального образования».

Согласно полученным данным, образовательный туризм организуется в образовательных организациях, как правило, в рамках дополнительного образования. На констатирующем этапе исследования преподаватели отмечали в своих анкетах, что образовательные экскурсии применяются ими в образовательных целях крайне редко. Только 15% педагогов применяли данную форму проведения занятий. При этом, подавляющее большинство респондентов (70% от общего числа опрошенных) отмечали высокий уровень потенциальных возможностей применения средств и форм образовательного туризма в рамках освоения студентами программ среднего профессионального образования. Такая ситуация заставила нас более детально рассмотреть вопросы мотивации и отношения различных участников образовательного процесса к исследуемой проблеме.

По мнению большинства опрошенных преподавателей и родителей, студенты с большим желанием принимают участие в выездных мероприятиях образовательной направленности. Они легче осваивают учебные дисциплины, так как формируется интерес к процессу обучения и мотивация к освоению содержания учебного материала.

Согласно полученным результатам, администрация и преподаватели образовательной организации убеждены, что использование образовательного туризма в учебном процессе может значительно повысить качество образования, а именно, повлиять на развитие компетенций учащихся, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами.

Преподавателям, принимавшим участие в опросе, был предложен список качеств и компетенций студентов, разработанный в соответствии со стандартом ФГОС СПО. Они должны были выбрать те качества, которые могут быть максимально развиты у обучающихся средствами образовательного туризма. Анализ полученных от респондентов ответов позволяет сделать вывод о том, что образовательный туризм рассматривается ими, в первую очередь, как средство развития социально-личностных и ценностно-смысловых качеств личности. К сожалению, развитию научно-познавательной компетентности студентов в своих ответах педагоги не уделяли должного внимания.

Образовательный туризм основан на встраивании музейных и иных видов экскурсий в основные образовательные программы различных ступеней обучения (общего образования, среднего и высшего профессионального образования), при котором обучение и воспитание личности могут быть организованы в форме образовательных каникул, туристических походов, экскурсий по памятным местам.

Суть реализуемых филиалом КубГУ в г. Славянске-на-Кубани образовательных проектов заключается в визуализации образовательной программы в ходе экскурсий по историческим местам, музеям, туристическим объектам Краснодарского края, помогающей обучающимся живее воспринять содержание учебного материала. Экскурсионные программы детализируют и раскрывают содержание учебных предметов, которые осваивают студенты и школьники в рамках ФГОС. Например, уроки биологии могут быть организованы в музее, уроки музыки – в театре, уроки зоологии – в зоопарке, уроки литературы – в домах-музеях писателей и поэтов, уроки по кубановедению – в многочисленных исторических местах, а историю православной культуры обучающиеся лучше освоят при посещении святых мест, храмов и монастырей.

Главная особенность предлагаемых образовательных программ – их занимательность и интерактивность. То, о чем школьники слышали на уроках, может быть предъявлено им «вживую» в ведущих музеях края, где специалисты по школьному туризму в доступной и интересной форме познакомят ребят с историей и культурой России и Краснодарского края. Так, в доме М.Ю. Лермонтова (Тамань) проводится увлекательная беседа о творчестве поэта, в историческом музее – урок по истории Кубанского казачества.

В процессе экскурсии расширяются знания о биографии писателей и поэтов, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, именами великих сынов России, осуществляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Ведущая линия изучения литературы, посредством образовательного туризма – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение учащимися идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Таким образом, в ходе проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что образовательный туризм является перспективным направлением в реализации расширения образовательного пространства в сфере среднего профессионального образования. Технология образовательного туризма способствует формированию универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей у студентов.