В настоящее время существует достаточно острое противоречие между потребностью государства в достойной, хорошо подготовленной армии, с одной стороны, и отрицательным отношением к воинской службе большей части молодежи с другой.
Изучению проблем преодоления этого противоречия посвящены многие исследования, мы ссылаемся на некоторые из них [1-12], раскрывающие необходимость разработки системы психопрофилактических мероприятий в работе с юношами с целью подготовки их к реальным жизненным ситуациям.
- В своих коллективных исследованиях мы тоже изучаем эти проблемы и делаем выводы о том, что избегание службы в армии приравнивается к избеганию трудностей, и, на сегодняшний день, становится нормой в современном обществе. Средства массовой информации, служащие или отслужившие родственники будущих призывников, друзья, знакомые, не всегда преподносят армию с лучшей стороны, что оказывает влияние на мотивацию к службе в армии. В дополнение к этому, сложившаяся экономическая ситуация в стране формирует отношение к армии, как к пустой трате времени (Долгова В.И., Кормушина Н.Г., 2016, [13]; Долгова В.И., Аркаева Н.И., Ершова М.А., 2016, [14]; Долгова В.И., Барышникова Е.В., Тращенко Н.С., 2016, [15]; Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Хорошкова А.А., 2016, [16]).
- В предлагаемом к обсуждению исследовании были проведены три методики (выявление осознанности различных компонентов мотива А.В. Ермолина, Е.П. Ильина; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда; Шкала совестливости В.В. Мельникова, Л.Т. Ямпольского. В исследовании участвовало 25 учащихся 10 и 11 классов 17-18 лет.
Была реализована Программа формирования мотивационной готовности к службе в армии, включающая в себя три блока: ориентировочный блок, деятельностный и заключительный.
Ориентировочный: установление контакта с группой, обозначение целей встреч, создание положительной установки на работу. первичную диагностику по указанным методикам.
Деятельностный: проведение упражнений, лекций и бесед выступление на педагогических советах, выступление на родительских собраниях.
Заключительный блок состоит из: подведения итогов всех встреч, повторной диагностики агрессивности испытуемых, разработки рекомендаций определения эффективности реализованной программы.
Занятия проводились во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Одно занятие длилось 30 минут, периодичностью 1-2 раза в неделю. Цикл включал в себя 10 занятий.
Программа реализовывалась по трем направлениям: формирование мотивационной готовности к службе в армии; развитие социально-психологической адаптированности к службе в армии, формирование социально-психологических установок юноши.
Результаты диагностики позволили установить, что после проведения программы мотивационная готовность базируется на целевом (66%) и потребностном (62%) компонентах, т.е. участие в программе способствовало тому, что служба в армии стала восприниматься как осознанная цель, неотъемлемый этап жизненного пути.
Собственное мнение старшеклассников стало более конкретным и устойчивым.
Внешние факторы (14%) сместились от необходимости служить по определенным причинам то интереса в силу привлекательности, например, работы военное техникой, престижа статуса солдата.
Внутренний фильтр после проведения программы составляет 34%. Он проявляется в более сформированных и устойчивых моральных установках. Отмечается снижение страха перед трудностями, нацеленность на их преодоление.
Желание уклониться от службы выразило лишь 4 человека.
После проведения программы хорошей адаптированностью характеризуются 83% испытуемых, что выражается в готовности к жизни в новых условиях, в интересе к переменам.
Отмечается рост интереса к физическим упражнениям, соревнованиям между юношами на выносливость (АРМ-реслинг на переменах, кто больше подтянется и т.п.), повысилась заинтересованность уроками ОБЖ и физкультурой.
Склонностью к дезадаптации обладают 17% испытуемых.
Это указывает на то, что несмотря на коррекционную работу, у этих юношей сохраняются признаки неготовности (не желания) отказываться от привычных, более комфортных для них, условий жизни. Однако отмечается, что мнение об армии носит менее негативный характер, появился интерес к военной истории и общению с военнослужащими.
Результаты повторного среза по методике Шкала совестливости В.В. Мельникова, Л.Т. Ямпольского. показали, что 66% испытуемых обладают высоким уровнем совестливости. У этих старшеклассников преобладает чувство долга, ответственности, чувство патриотизма. Армия воспринимается в этом случае как обязательный этап в жизни мужчины, подготовка в защите Родины и чужих жизней. Неоправданный отказ от службы, избегание армии трактуется как позор и не заслуживает уважения, поскольку идет в разрез с той моралью, которая должна присутствовать.
34% испытуемых характеризуются средним уровнем совестливости. Что проявляется в несформированном решении относительно службы либо решением пойти в армию, но «потому что так надо», «да проще уже отслужить». У испытуемых не отмечается стойкого желания и готовности к службе, но, тем не менее, они не стремятся от нее уклониться.
Низкий уровень совестливости не проявился ни у кого.
Было установлено, что у испытуемых преобладает высокий уровень психологической готовности к службе в армии 55%. У старшеклассников отмечаются более четкие представления об армии, приоритетом выступает желание проверить собственные силы, планирование дальнейшего жизненного пути построение с учетом этапа службы в армии. Служба в армии является как бы доказательством их мужественности и смелости, они стремятся к получению статуса «отслужившего в армии». Кроме того, они стараются привлечь и заинтересовать товарищей, которые еще не определились с выбором.
41% испытуемых характеризуются средним уровнем готовности. У этих испытуемых отмечается не до конца сформированное осознание службы в армии как осмысленной потребности, однако, служба осознается как цель, план на будущее. Они уделяют внимание подготовке к службе («А вдруг пойду, не могу ж я там медленнее всех бегать»), однако в планировании дальнейшей жизни присутствует вариант отказа от службы. Армия не является приоритетной целью, однако воспринимается как необходимость.
Низким уровнем обладают обладают 4% испытуемых. Такой процент испытуемых характеризуется в большей степени негативным отношением к армии. Они указывают на то, что если им придется служить, то этот этап их жизни будет одним из самых неприятных и стрессовых. Однако отмечается отсутствие категоричности в суждениях, большее внимание и сосредоточенность при изучении тем военной подготовки на уроках. Тема службы в армии приобрела для них особую актуальность.
На основании проведенного исследования нами были составлены рекомендации по формированию мотивационной готовности старшеклассников к службе в армии.
Так, рекомендуем родителям: Следует подкреплять военно-патриотическое воспитание юноши, предусмотренное программой школы: поощрять посещение занятий по военной подготовке и гражданской обороне, проявлять заинтересованность успехами учащегося.
Целесообразно проводить со старшеклассников неформальные беседы об армии, особенностях службы, рассказывать о воинских достижениях родственников, если таковые имеются. Это поможет предотвратить развитие страха перед службой.
Следует избегать категоричного отношения к армии при старшекласснике, поскольку он может зациклиться на определенной точке зрения, что будет препятствовать формированию его собственного мнения и отношения.
Периодически интересуйтесь мнением ребенка о воинской службе, современной военно-политической ситуации в стране. Важно сформировать у старшеклассника понимание того, что армия – важнейший этап в его жизни.
Армия – это не «хорошо» и не «плохо», это – большое, ответственное и важное событие, справившись с которым, он узнает на что способен; станет более сильным, самостоятельным и независимым, сможет взглянуть на окружающий мир с новой точки зрения.
Возможно начать совместные с ребенком традиции по подготовке к службе: ежедневные совместные упражнения или совместно посещение военно-патриотических мероприятий. Это поможет снизить страх не справиться со сложностью воинской службы, получить Вашу поддержку, сформирует чувство значимости службы.
Следует быть максимально объективными к выбору юноши. Личное мнение не обязательно будет правильным для старшеклассника. Определенные этапы жизни он должен пройти самостоятельно.
Рекомендации для педагогов: В школьной программе (курсы ОБЖ и физической культуры) следует учитывать сдачу специальных нормативов, максимально приближенных (или полностью совпадающих) к армейским.
Кроме того, следует не просто требовать четкого выполнения показателей, но и ввести предварительную подготовку: силовые тренировки, тренировки на выносливость, теоретическую подготовку, коррекционно-физическую работу для тех, кто не справляется с нормативами.
Следует ввести классные часы или факультативы, на которых будет осуществляться дополнительная подготовка юношей к службе. Важно поощрять интерес к армии не только у юношей, но и у девушек. Правильные представления о службе будут способствовать выстраиванию боле здоровых отношений.
Часто девушки боятся периода ожидания: ждать слишком долго, чувство одиночества, юноша наверняка сильно изменится после армии. А вот у юношей бытует мнение, что даже если избранница дождется его после армии, то «неизвестно чем она занималась весь этот год». Девушки здесь представляются ненадежными, безответственными, обманщицами.
Все это хоть и косвенно, но закрепляет за армией ассоциации сложного и негативного периода.
Будет правильнее формировать готовность к службе путем присвоения нравственных норм: дождаться парня с армии – это честь и поступок истинно любящей девушки; служба в армии – гордость, и ты поддерживаешь своего избранника; даже если не получилось дождаться по каким-либо причинам.
Отсюда следует, что подготовка к армии должна включать и элементы семейной подготовки и воспитания. Следует проводить беседы, лектории, собрания с родителями на тему подготовки к армии.
Поскольку мнение семьи во многом способствует формированию мнения старшеклассника, необходимо указать родителям на то, что служба в армии имеет свои плюсы и преимущества, заострят их внимание на позитивных моментах и важности данного периода жизни. Важно, чтобы родители поддерживали выбор ребенка. Возможно организовать совместные экскурсии родителей и детей в учебные части военные музеи, устраивать совместные выезды в полевые условия.