Полный текст статьи
Печать

В наше время маркетинг образовательных услуг очень важен. Он помогает формировать и развивать спрос на образовательные услуги, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии поведения участников маркетинговых отношений. В условиях современной рыночной экономики маркетинг не может развернуться в полную силу, а его осуществление связано со значительными проблемами, тем не менее, именно он помогает существенно ускорить переход  на новый этап развития.

Маркетинг может разрешить противоречия между высокими темпами изменений в экономике и низкими темпами развитии системы образования, а так же противоречия между спросом на образовательные услуги и предложением со стороны образовательных учреждений[2].

Использование маркетинга в данной сфере актуально, т. к. он способствует привлечению потребителей через предоставление образовательных услуг, а так же профессиональному росту педагогов.

В современных условиях потребность в маркетинге в сфере образовательных услуг возникала именно тогда, когда было понятно, что она развивается недостаточно прогрессивно. Во всём мире образование занимает преимущественные позиции и является приоритетным направлением государственной политики.

Сейчас образование становится одной из многообещающих областей экономики. Согласно анализу экспертов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг увеличиваются весьма стремительно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее активно развивающихся странах скорость увеличения ежегодного достигает 10-15%[4]. Своим потенциалом сфера образования становится актуальной для вложения инвестиций.

Привлекательно образование именно прибыльностью вложений. Окупаемость инвестиций в образование составляет от 3 до 6 долларов на каждый вложенный доллар[4]. Однако такие результаты достигаются не сразу, это связано с длительностью данного процесса. В этом заключается необходимость внимательно продумывать современные концепции и стратегии мероприятий хозяйствующих субъектов в данной области.

В России проблемы внедрения маркетинга в сферу образования возникли внезапно, но государство успело быстро отреагировать на сложившуюся ситуацию. В обществе уже установился переход к рыночным отношениям в образовании, приобретая все большую значимость во всех сегментах системы образования[3].

Одними из самых острых проблем, стоящих перед государством, являются качество образования и последующее трудоустройство выпускников. Многие выпускники ищут работу самостоятельно и, чаще всего, работают не по профессии.

Государство, прежде всего, поддерживает учебные заведения, у которых есть инновационный потенциал. Это значит, что реально конкурировать могут только те субъекты рынка, которые предлагают более качественные услуги.

В 2006 году был переход к нормативному бюджетному финансированию учебного процесса в образовательных учреждениях. Такая система финансирования даёт возможность более точно направлять ресурсы на развитие образования. В соответствии с принятой Правительством РФ «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года» cстратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Произведён расчёт потребностей каждого вида образовательного учреждения для подготовки выпускника в соответствии с образовательными стандартами. Первыми регионами, которые начали финансироваться согласно модели нормативного финансирования, стали Самарская, Воронежская, Пензенская, Псковская, Тверская области, Чувашская республика и Нижний Новгород. Существуют нормативы финансирования различных видов работ образовательных учреждений:

¾    расчёт содержания одного учащегося;

¾    расход фонда оплаты труда;

¾    плановая первоначальная стоимость образовательной услуги на всех этапах обучения[1].

Наиболее приоритетным направлением государственной политики является увеличение использования маркетинга в деятельности субъектов системы образования. Учет интересов и потребностей обучающихся – служит основанием для образования долгосрочной стратегии маркетинга. Однако не всегда знание и учёт потребностей субъектов являются ценностью для планирования образовательной деятельности.

Главной идеей концепции маркетингового управления является приоритет рыночных отношений над внутриорганизационными. Каждое изменение должно приближать к увеличению качества работы маркетинг в сфере образовательных услуг. 

Маркетинговое управление реализуется в переходе с «производственной либо производственно-бытовой ориентации» к маркетинговой ориентации в принятии решений в сфере образовательных услуг. 

Автором статьи были проведены маркетинговые исследования, в целях улучшения организации образовательного процесса в Смоленском государственном университете (СмолГУ). Было опрошено около 100 учащихся с разных факультетов. Все данные были рассмотрены и представлены в виде статистических обобщений.

Анкета содержала 19 вопросов, и по каждому из них был проведён анализ. Результаты были следующие.

1. Удовлетворены ли вы в целом обучением в ВУЗе? 

2. Как вы оцениваете знания, получаемые в СмолГУ от 0 до 3?

 

  Теоретические знания -2,4 средний балл

  Практические знания – 1, 7 средний балл

 

3. Как вы оцениваете программу, по которой вы обучаетесь?

 

4. Какие предметы вы не изучаете, но хотели бы изучать и считаете необходимыми для вашей будущей профессиональной деятельности?

Факультет

Предмет

Естественно-географический

*литература

*астрономия

*архитектурное строительство

  • Истории и права

*второй иностранный язык

*источниковедение

*этика

  • Психолого-педагогический

*каллиграфия

*русский язык

*психология

Филологический

*социология

*латынь

*возрастная психология

Физико-математический

студенты удовлетворены программой обучения

  • Социальный факультет

*рекламоведение

*русский язык

*маркетинг

*история

  • Художественно-графический

*искусство

*курс фотографии

Экономики и управления

*дополнительный иностранный язык

*психология бизнеса

*экономическая география

*этика


5. Оцените материально-техническую обеспеченность учебного процесса от 0 до 3

 

6. В каких мероприятиях, проводимых ВУЗом, вам приходилось участвовать?

 

7. Оцените работу социально-бытовой инфраструктуры ВУЗа от 0 до 3

 

Таким образом, большинство опрошенных удовлетворены тем, что поступили в СмолГУ. Им нравится учебный процесс и проводимые университетом мероприятия. Если бы им предложили снова выбирать ВУЗ, они бы, не задумываясь, выбрали СмолГУ.

Важно отметить, что для сферы образования использование маркетинга является весьма актуальным направлением для обеспечения эффективной работы образовательных учреждений, потому что внедрение маркетинга в эту область способно продуктивно и благотворно повлиять, как на специалистов образования, так и на потребителей образовательных услуг.