Полный текст статьи
Печать

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества, повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей. Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает. Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок начинает испытывать трудности в общении со сверстниками. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

А ведь в жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. [4]

Своевременная, целенаправленная работа с детьми по речевому развитию является важнейшим условием для полноценного развития личности ребенка.

Как же сделать процесс «говорения» для детей интересным, жизненно необходимым, приятным и привычным делом? Для решения этой проблемы  в своей работе мы используем  загадки. Загадка - это экспромт, сотворчество педагога и ребенка, это игра. Это те составные, которые помогают успешному обучению детей связной речи, культуре речи и общению.

Задачи, которые решает  педагог при обучении детей составлению загадок:

  • Развитие  мышления, памяти, внимания, воображения;
  • Расширение  запаса  знаний и представлений об окружающем мире;
  • Обогащение  активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной речи;
  • Установление   элементарных связей  и зависимостей между предметами, объектами окружающего мира;
  • Совершенствование   умение использовать разные части речи по смыслу [3]

 

Сочинение загадок — непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко  описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться.  В своей практике  мы учим  детей придумывать загадки с помощью  методов ТРИЗ, а именно - по моделям.

Первый этап:   через игровое упражнения  научить детей сравнивать предметы  «На что похоже». Чтобы детям было легко и интересно находить и сравнивать, мы  используем компьютерные презентации, картинки, которые помогают детям, справиться с поставленной задачей -   находить простейшие сходства.

Следующий  второй этап - составление загадок по моделям.

Первая модель   составление загадок  по принципу:  «Какой? Что бывает таким же?»

Какой (какая, какое)?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается  объект.  Далее дается  образная характеристика  (цвет, форма, действия, качества). Которая  записывается

в левой части таблицы.

Содержание правого столбца обговаривается с педагогом, и  заполняется самостоятельно детьми в виде рисунков.

После заполнения таблицы детям предлагается   прочитать загадку,  вставляя между  строчками  правого и левого столбцов связки КАК или  НО  НЕ.

Когда дети свободно могут подбирать существительные для сравнения, обогащаем речь детей прилагательными.

Затем  знакомим детей со второй моделью составления загадок.  Загадки составляются  по принципу:  Кто делает,  Кто (что) делает так же?

Что делает?

Кто (что) делает так же?

 

Для составление загадки используем связки КАК или  НО НЕ.

 

Третья модель составления загадок:  На что похоже? Чем отличается?

На что похоже?

Чем отличается?

 

Методика работы аналогична работы с предыдущими моделями. [1]

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Составление  загадок - это прекрасный материал для расширения и активизации лексики детей, развития у них образной речи,  полноценного личностного развития. [5]