Полный текст статьи
Печать

С апреля 2013 года группа экспертов под руководством Евгения Ямбурга работала над содержанием проекта профессионального стандарта педагога. Цитата из профстандарта « педагог должен: ... уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность» обязывает преподавателей четко определять цели урока и предвидеть результат деятельности преподавателей и студентов на уроке. Урок -главная составная часть учебного процесса. Учитель проводит около 720 уроков за год. От  уровня их проведения, содержательной и методической наполненности, благоприятной, психологически комфортной атмосферы во многом определяется качество подготовки учащихся. Тщательная подготовка к урокам это постоянный и необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.  «Учитель готовится к уроку один час и всю жизнь» сказал кто-то из классиков педагогики.  Многочисленные авторы считают полезным в плане отразить следующие элементы: название темы урока и класс, цели урока краткое изложение содержания материала, изучаемого на уроке, с выделением основных его разделов и материальное оснащение урока [1, с. 20]. План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Различается обычно только его объем: от подробного конспекта у начинающего учителя до краткого и сжатого плана или технологической карты урока  у опытных учителей. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.

В ситуации острого дефицита времени, педагогу можно помочь. Немного облегчить ежедневный труд позволит «Помогатор» учителю, который создавался на основе многолетнего опыта педагогической научно-исследовательской работы в качестве преподавателя педагогики. Термин «помогатор» заимствован из известного российского мультсериала «Фиксики». В рамках данной статьи хотелось бы сконцентрировать внимание молодых специалистов. В практике работы учитель ежедневно сталкивается с необходимостью составления плана (конспекта или технологической карты) предстоящего урока. Условиями успешного его проведения является точность и четкость формулировки цели. В «помогаторе» учителю (целевая установка урока) они представлены максимально конкретными: так, например, образовательные (познавательные) цели обучения:

  • Сформировать новое понятие на уровне... (указывается уровень усвоения); Установление новых связей между понятиями;
  • Обеспечить усвоение учащимися закона,.(признаков, свойств и т. д.); :
  • Добиться усвоения учащимися мировоззренческой идеи...;
  • Ознакомление учащихся с основными фактами и явлениями;
  • Изучение новых понятий, законов, теорий и теорем; новых признаков и свойств уже известных понятий;
  • Сформировать у учащихся представление о ... ; Введение новых терминов или условных обозначений;
  • Обучить новому способу действия (указывается способ действия);
  • Обучить учащихся выполнению задания по образцу;
  • Обучить переносу знаний в новую ситуацию;
  • Знакомство с принципом действия прибора и механизма; обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами;
  • Углубление понимания сущности известного понятия, закона, явления путем его применения для получения новых знаний;
  • Сформировать умение видеть связи между понятиями...;
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие;
  • Обобщить и систематизировать знания (называется раздел, тема);
  • Устранить пробелы в знаниях (перечисляются, какие конкретно).

Развивающие цели урока представляют собой планируемый результат количественных и качественных изменений в сферах индивидуальности учащегося:

  • Формировать навыки познавательного (творческого) мышления;
  • Формировать качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность);
  • Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие);
  • Формировать умения и навыки учебного труда (работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план параграфа, найти в тексте главную мысль, составить конспект, ответить на поставленные вопросы);
  • Развивать умения применять знания на практике (строить замысел работы, планировать свою деятельность, пользоваться приборами и инструментами, контролировать и оценивать результаты своих действий, проводить измерения, вычисления и т. д.).
  • Анализировать, устанавливать связи и отношения (причина-следствие, целое-часть, общее-частное, большее - меньшее, предпочтительное - нежелательное и др.);

- Сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;

  • Подбирать аргументы, строить доказательство, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключения;
  • Проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов; --- Выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы;
  • Переносить знание в новую ситуацию; планировать свою деятельность;
  • Подбирать средства деятельности, приборы, материалы, оборудование и т.д;
  • Переводить информацию в другую знаковую или языковую форму;
  • Проводить наблюдения и эксперименты.

Цели воспитания предполагают формирование определенных отношений школьников к Родине (государству, обществу, природе; месту, где родился; месту, где живешь), к другим странам, к окружающим людям, к себе, к знаниям, к труду, к профессии.

Воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой;

  • Формировать бережное отношение к природе - народному достоянию;
  • Формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах;
  • Развивать требовательность к себе и товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию;
  • Развивать привычку быть добропорядочным в различных ситуациях; .
  • Воспитывать положительное отношение к знаниям;
  • Воспитывать привычку своевременного выполнения любой нужной работы;
  • развивать культуру речи и письма, организации своего рабочего места;
  • Воспитывать валеологическую культуру, информационную культуру и др.
  • Формирование научного мировоззрения;
  • Формирование ответственного отношения к труду, в том числе и к учебному;
  • Формирование убеждений; Воспитание активности жизненной позиции;
  • Воспитание нравственно-этических принципов и привычек;
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру; воспитание культуры мышления; ......
  • Воспитание культуры речи;
  • Воспитание познавательного интереса к учебному предмету и окружающим явлениям; Закрепить уверенность в ... ;
  • Воспитание сознательной дисциплины общественно-приемлемого стиля поведения;
  • Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, развитие коммуникативных навыков;
  • Формирование умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  • Вызвать заинтересованность..; Пробудить любознательность..;
  • Возбудить решать задачи самостоятельно ..; пробуждать учащихся к активности ...;
  • Воспитание способности критически, но объективно оценивать предметы и явления, поступки и действия (свои и чужие).

И в заключении, не обязательно ставить разные цели обучения на каждом уроке: возможно достижение какой - то одной цели в течение нескольких уроков.

Успех каждого урока в большей степени будет зависеть от умения учителя проанализировать результаты учебной деятельности учащихся и организации процесса обучения.

Сопоставление полученных результатов с запланированными дает возможность увидеть, насколько верными были методические действия по достижению целей урока. Анализ поможет учителю пересмотреть методы, способы, формы работы на уроке или отметить успешные, из которых потом создается банк эффективных форм и методов работы.

Создание такого банка успешных способов работы учителя позволит накопить индивидуальный опыт педагогической работы, создает условия для дальнейшего развития педагогического мастерства учителя. Успешная работа учителя всегда приносит глубокое удовлетворение, вызывает стремление преодолевать препятствия, проявлять творческий подход в организации урока, желание как можно больше апробировать из научной литературы новые методы, формы работы, направленные на достижение целевых установок урока.