В современных условиях возрастает требования к учителю современной школы, к его коммуникативным качествам. Современным учителям необходимо работать над своей речью, формировать коммуникативные навыки. Ниже представлены рекомендации по организации грамотного и продуктивного профессионального общения.
1. РЕЧЬ ВЫДАЁТ С ПОТРОХАМ
Умеете ли вы говорить? Нет, не издавать звуки, слепившиеся в слова, а затем в какие-никакие фразы, а красиво и грамотно излагать свои мысли? «Конечно!» - оскорбитесь вы, и, тем не менее, некоторые рекомендации будут вам полезны.
Для того чтобы наша речь не вызывала у собеседников раздражения, достаточно придерживаться некоторых правил.
Не используйте в речи ненормативную лексику.
Даже если вы считаете, что ваша речь звучит вполне адекватно, вашему собеседнику может так не показаться, и вместо того чтобы вникнуть в суть, он будет «фильтровать» ваши слова, да ещё и морщиться при этом. Не будьте слишком пафосны во время беседы. А также высокомерны. Это отталкивает. Речь должна быть ясной, понятной собеседнику и не вызывать в нём ощущения собственной никчёмности, а также раздражения, причина которого – вы.
Исключите из своей речи слова-паразиты.
Возможно, кому-то это покажется смешным, но слова вроде «вот, типа, как бы, значит, это, ну, того» действительно могут раздражать. Иногда мы и сами не замечаем, как много и часто их употребляем, а они очень сильно могут испортить впечатления от вашей речи. Избавиться от слов-паразитов можно, хотя и сложно. Для начала можете записать свою речь на плёнку и послушать себя со стороны. Многочисленные «мусорные» слова значительно усложняют понимание речи. Когда общаетесь с другими людьми, слушайте их речь, отмечайте про себя, когда они используют слова-паразиты. Так вы постепенно научитесь слышать не только окружающих, но и себя и исправлять свои ляпсусы. А исправить очень просто: когда хочется заполнить паузу протяжным «ну-у», лучше промолчать.
Ставьте правильно ударения в словах.
Вам-то, конечно, неправильное ударение в привычных словах слух не режет – вы так всю жизнь говорили и даже не предполагали, что это неправильно. Однако для окружающих ваши неправильные ударения могут многое о вас сказать. А точнее, испортить о вас впечатление.
Проверьте себя (ударная гласная выделена жирным шрифтом): ворОта, договОр, водопровОд, срЕдства, досУг, квартАл, киломЕтр, обеспЕчение, созЫв, аргумЕнт, инструмЕнт, ходАтайствовать, каталОг, мЕльком, пОнял, звонЯт, включЁнный.
Языку свойственно изменяться, но следовать последним тенденциям опасно. Так, слово «кофе» было мужского рода (этот кофе), но в последнее время допускается «это кофе», т.е. средний род. Так же, и в слове «звонИть», ударение у большинства людей почему-то оказывается на первом слоге. И сколько бы вы не говорили, что язык развивается, и слова меняют форму в соответствии с тем, как их употребляют люди, большинство образованных людей принимает традиционные формы слов. И употребление вами «нововведений» будет расценено как незнание, а, следовательно, необразованность.
Будьте лаконичны.
Нет, не молчаливы, а именно лаконичны. Выражайте свою мысль прямо и ясно, не ходя вокруг да около. Иногда лить воду, конечно, полезно. Но если вы постоянно говорите много, но ничего не сообщаете собеседнику, с вами становится неинтересно общаться.
Будьте осторожны с иностранными словами.
Имеется в виду употребление простейших слов вроде «yes!» вместо «ура!», «oops!» вместо «ой!», «wow!» вместо «ух ты!» (что есть выражение эмоций), а также называние привычных понятий новыми словами. Мы уже привыкли к менеджменту, маркетингу, курьерам и так далее. Но чрезмерное употребление иностранных слов, ещё не привычных людям, а то и выдуманных самими, может только раздражать. Судите сами «Моему киду сегодня в скуле задали такие диффикултные эксерсайзы!». А также не употребляйте заимствованные слова, значение которых вы не знаете: «экзистенциализм», «транслитерация», и более сложные.
Старайтесь следить за своей речью и не обижайтесь, если вас исправляют. Это вам только на пользу.
2. СЛУШАЙТЕ, Я ГОВОРЮ
Чтобы деловое общение было успешным, надо научиться правильно, пользоваться своей речью. Важно заинтересовать собеседника, повлиять на него, успешно разговаривать с теми, кто вам симпатизирует, и с теми, кто против вас, выступать перед аудиторией.
Представляем вам несколько советов по искусству общения:
- Выступайте только тогда, когда вам есть что сказать и, когда вы уверенны в важности или полезности своей речи.
- Как только вам дали слово, немного подождите, чтобы слушатели смогли вас разглядеть (секунд 10-15 достаточно), затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здравствуйте».
- Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и, опираться на строго проверенные и отобранные факты.
- Если вы решили прочесть свою речь, делайте это так, будто вы разговариваете с собеседником. Если вы говорите «на память», всё равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, даже если вы их знаете наизусть. Это лишь докажет слушателям достоверность ваших слов.
- Скользите взглядом по отдельным слушателям, но не останавливайтесь надолго. Это привлекает внимание к оратору.
- Говорите выразительно. Выразительная речь лучше передаёт мысли.
- Избегайте в своей речи книжного стиля, используйте свой словарный запас.
- Возбуждайте внимание слушателей: в начале своей речи намекните, что самое интересное ждёт впереди, и несколько раз об этом напомните. Посадите слушателей на «крючок» и ожидание «сюрприза».
- Временами выдерживайте паузу, чтобы привлечь внимание на важные мысли, выводы.
- Мимика должна быть умеренной и доброжелательной, а жесты – точными и выразительными. Бывает, что выразительный жест понятнее слова.
- Меняйте темп речи, это придаёт ей выразительность. Меняйте также и тон голоса – он должен то повышаться, то понижаться.
- Говорите внятно, громко, отчётливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.
- Стремитесь избегать поучительно-назидательного тона в голосе.
- Хорошо иметь в запасе юмористические шутки, короткие истории, анекдоты. В трудную минуту они могут вас выручить.
- Всегда старайтесь начинать выступление с чего-то необычного, заканчивать стоит ярким, насыщенным выводом, т.к. лучше всего запоминаются начало и конец выступления. Неплохо будет в конце речи ещё раз изложить главные тезисы выступления.
3. РЕЧЬ КАК ИСКУССТВО
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Академик В. О. Ключевский, считавшийся блестящим и остроумнейшим лектором, в полной мере обладавшим искусством слова, писал: «Самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать». Речь есть нечто большее, чем механически воспроизводимый ряд звуков.
Речь - это человек в целом. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытия всего опыта, характера, намерений и чувств человека.
Устная речь является важнейшим элементом педагогического мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. Речевое воспитание ведётся непрестанно.
Факторы, от которых зависит воздействие речи:
- Умение убеждать, логическое построение речи.
- Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.
- Экспрессивные умения: образность речи, её интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.
- Использование вспомогательных (эктосемантических средств): жестов, мимики, пластики, определённой позы, дистанции общения, баланса «диагонали – вертикали».
- Дискуссионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.
- Перцептивные умения, связанные с учётом реакции слушателей, умением использовать наглядность.
Признаки, характеризующие хорошую речь:
- · Правильность речи - соответствие принятым литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» - Д. И. Писарев.
- · Точность речи – соответствие мыслям говорящего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, – требованием смысла» - К. Федин.
- · Ясность речи – её доступность пониманию слушающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» - римский учитель красноречия Квинтилиан.
- · Логичность речи – соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность, и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей» - Н. Г. Чернышевский.
- · Простота речи – её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» - Л. Н. Толстой.
- · Богатство речи - разнообразие используемых в ней языковых средств. «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большого обилия и разнообразия их» - М. Горький.
- · Сжатость речи – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. «Если пишешь многословно,- это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь» - М. Горький.
- · Чистота речи – устранение из неё слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» - В. Г. Белинский.
- · Живость речи – отсутствие в ней шаблонов, её выразительность, образность. «Язык должен быть живой» - Л. Н. Толстой.
- · Благозвучие речи – соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» - А. П. Чехов.
Речевой артистизм – это яркая проявленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у ребят эмоционально-чувственный отклик. Это её энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка. Магией словесного общения владеют неординарные, духовно богатые личности. Её источают их образ, манеры, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Они управляют их эмоциями, возбуждая работу удивительного механизма человеческого восприятия.
Компоненты речевого артистизма:
- · Энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и произнесения речи. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем видом подчёркивая уверенность в правильности используемых аргументов. Это оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает к говорящему.
- · Эмоциональное биополе создаёт вокруг себя артистичный педагог. Попадающие в него невольно включают свои эмоции. Чем ярче личность по уму и культуре, тем сильнее у ребят ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом. Эмоционально дети сразу фиксируют исходящие от педагога токи добра, незаурядности, духовности.
- · Интенсивность речи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Следует помнить, что медленный темп речи, на первый взгляд, облегчает восприятие, но не даёт стимула к непроизвольному вниманию, создаёт так называемую информационную пустоту. Но и слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет и разрушает внимание. Педагогу следует искать «золоту середину», не зацикливаясь на одном темпе, взятом в начале занятия.
- · Ассоциативность речи связана с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателя путём обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов детей. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приёмы, как аналогия, примеры, привлечение музыки, живописи, видеоклипов.
- · Выразительность речи – это её способность придавать массу оттенков мысли, отсутствие словесных штампов, художественная образность, богатство интонаций.
- · Образ как средство общения представляет собой специфическую форму отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия. Это чувственное воспроизведение мысли, которое может быть выражено в примере, метафоре, сравнении, аналогии, символе.
- · Интонационное разнообразие речи педагога повышает эмоциональную окрашенность содержания. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая детям. А. Ф. Шаталов утверждает, что это ещё и фактор, активно способствующий запоминанию материала: «Педагог выделяет главное то нарочито расчленёнными фразами, то звуковым форсажем, то мелодраматическим шепотом, то выражением озабоченности, то обезоруживающей улыбкой. Воспринятое эмоционально… лучше запоминается». Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишённая должных мелодичных акцентов, бесчувственна. Интонацию не зря называют зеркалом нашей эмоциональной жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания. Прибавим к этому логическое ударение, которое может изменить смысл одной и той же фразы, и подчеркнём значение паузы в общем логическом строе информативно-речевого воздействия.
По мнению К. С. Станиславского, речь – та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску.
Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса.
- · Экспрессивность речи находит своё выражение в эмоционально-напряжённой речи, его мимике, жестах, позе, свидетельствующих о полной самоотдаче.
- · Невербальный язык – средство передачи информации с помощью невербальных (несловесных) знаков: позы, жеста, мимики, взглядов, которые являются важными элементами пластики педагога. «Руки – глаза тела» - утверждал Е. Б. Вахтангов. «Руки высказывают мысль» - подчёркивал К. С. Станиславский. По словам Г. Я. Элькиса, они имеют «высший дар образного выражения души человека». Ильин называет руку учителя «главным техническим средством».
- · Важно уметь пользоваться «риторическим инструментарием», практическое назначение которого – придать коммуникационному общению «душепроникающее воздействие и мыслеобразовательное влияние» (В. М. Шепель), выступающего в виде коммуникационных эффектов:
- · Эффект визуального имиджа опосредуется на основе впечатления о внешнем виде.
- · Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первоначальное впечатление. Главным критерием является заключённая в них интересная информация, поданная в новой интерпретации, сопровождаемая оригинальными примерами.
- · Эффект квантового выброса информации, направленный на поддержание внимания аудитории. Основан на заранее продуманном распределении по всему речевому полю новых мыслей, аргументов, «квантов» свежей информации в виде эмпирических данных, оригинального суждения, яркой цитаты, риторического вопроса.
- · Эффект релаксации – снимает эмоциональную напряжённость. Юмор помогает перезарядить интеллект новой эмоциональной энергией, создаёт естественную паузу для его отдыха.
- · Эффект дискуссии - помогает создать образ сотрудничества и образ собеседования, поставив интересную проблему, «втравить» в обмен мнениями по её поводу и умело дирижировать выступлениями.
- · Эффект воображения – стимулирует мыслительную активность. Один из элементов «психической гимнастики» (В. М. Бехтерев). Выражается в виде предположений, догадок, фантазий, мечты.
- · Эффект эллипса – придаёт речевому общению игровую форму. Посредством эллипса аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим, домысливая концовку фразы или пропущенные в ней слова, хором дружно их досказывая. Такая словесная разборка, устраиваемая как игра, увлекает, вызывает эмоциональное оживление.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие, есть много средств – это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Но наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убеждённость в правоте своих слов. «Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но ещё важнее нравственный облик, манера общения и поведения учителя» (С. Л. Соловейчик). Не забывайте об этом и … совершенствуйтесь!